Ангел ждет
В Ветхом Завете ангел – вестник – изрекал человеку волю Бога, которую тут же надлежало исполнить. Это был приказ. В Евангелии архангел Гавриил, один из самых старших в иерархии ангелов, приносит Деве Марии весть о том, что Ей надлежит стать Матерью Сына Божия. А дальше – ангел ждет.
Слова архангела – не приказ, эту весть Дева Мария могла, как любой человек, принять, а могла не принять.
Дева Мария отвечает: «Да будет мне по слову твоему» (Лк, 1:38). Она говорит Богу «да» в лице всего лучшего в человечестве. Святые отцы писали, что Совет Пресвятой Троицы о Боговоплощении исполнился только после этих слов Святой Девы.
В тропаре празднику Благовещения поется «Днесь спасения нашего главизна» (сегодня началось спасение людей). Потому что спасение каждого человека начинается с момента, когда он говорит Богу «да».
Преподобный Петр Афонский говорил: «Бог спасает нас не без нас». То есть наше ответное усилие, хоть самое слабое, готовность вырваться из власти греха необходимы для нашего спасения.
Вся ветхозаветная история есть испытание человеческой свободы, отвечающей или не отвечающей на призыв Божий к спасению: и добровольное жертвоприношение Авраамом своего сына Исаака, и страдания Иова, и подвиги пророков, и весь путь избранного народа с его взлетами и падениями. И в Матери Божий все лучшее в человечестве отвечает Богу «да».
Прот. Всеволод Шпиллер: «Час Благовещения оказывается началом (главизной, как поется в тропаре) спасения людей – потому что в этот час Пречистая Дева становится Матерью Сына Божьего, вся земная жизнь Которого и смерть Которого, кровь, пролитая за нас, нас спасает.
И Церковь говорит, что сегодня о ней «радуется вся тварь Господня, весь ангельский собор и весь человеческий род». Именно потому и радуется, что в этот час начинается спасение рода человеческого.
В празднике Благовещения сама Божия Матерь обращается к нам с той любовью и с той простотой, которые Ей свойственны. Ее душа была такой же душой, какую имеет и каждый из нас. Всякая душа человеческая может открыться навстречу Богу и может Его принять. Да, не в той мере, как Пречистая Дева. Пречистая Дева – это наша высота, она – Единственная!
Но каждая душа, силою того самого смирения, каким отличалась Дева Мария, может принять в себя дары Святого Духа, совершенно душу изменяющие, совершенно ее преображающие и одухотворяющие».
Была ли Матерь Божия безгрешна?
Можно услышать мнение, что Деве Марии легко было ответить Богу «да» потому, что она была безгрешной и ей не надо было с собой бороться. Но это непростой вопрос.
Священник Максим Козлов: «Благодаря Своей высочайшей личной праведности Пресвятая Дева Мария не согрешала лично, но, по своей человеческой природе, унаследованной всеми людьми от Адама, и Матерь Божия могла согрешить. Эта возможность сотворить греховный акт сопутствовала Ей на протяжении всей Ее жизни.
Ее воля не была связана иммунитетом от греха, никаким особым состоянием первобытной святости, невинности и праведности – иначе в чем была бы ее свобода?
Но Дева Мария не склонилась ни к одному греху. При всех соблазнах и самых страшных испытаниях – когда Мать видела Своего Сына на кресте – поруганного, оскорбляемого теми, кого Он исцелял, Она не возроптала ни на людей, ни на Бога и не отчаялась. Ее воля ни разу не встала на сторону греха, поэтому диавол и не мог использовать в Ней первородный грех».