В начале августа 2014 года многие с удивлением узнали о существовании обливательного марафона, который направлен на борьбу с редким заболеванием – амиотрофическим боковым склерозом. В рамках этого марафона люди обливаются водой и жертвуют средства в благотворительные фонды. Откуда пошел этот флешмоб и зачем он нужен? Ответы на эти вопрос искал Роман МИТЯЕВ.
/http://www.theglobeandmail.com/
В чем суть
«Ледяное пари» заключается между вызывающим и тремя (или одним) вызываемым. Согласно классическим условиям, получивший вызов должен в ближайшие 24 часа вылить на себя ведро ледяной воды (и пожертвовать на борьбу с боковым амиотрофическим склерозом 10 долларов) или признать поражение (и передать на борьбу с болезнью 100 долларов).
|
Участник обливашек должен выложить соответствующее видео на YouTube и в Facebook, снабдив его специальным кодовым словом #IceBucketChallenge («ледяное пари»). С помощью этого слова очередного храбреца смогут найти другие любители холодных обливаний.
«Ледяное пари» считается американским (или как минимум англо-саксонским) изобретением. Однако мало кто знает, что настоящими «предками» благотворительного марафона могут считать себя хорошо известные в России люди, а именно любители окунания в прорубь – «моржи».
От канадских моржей к американским пожарным
В Канаде моржевание называется «спортом белых медведей», а массовые моржевания «медвежьими заплывами». Любители ледяной воды устраивают подобные «заплывы» еще с 20-х годов прошлого века. Каждый из участников вносит в общий фонд небольшую сумму денег, часть которой идет на согревание «моржей» после заплыва, а часть – в благотворительные фонды. Как отмечают местные СМИ, эта затея далеко не всегда связана с благотворительностью: особо выносливые канадцы любят, например, прыгать в морскую воду на Новый Год.
Из Канады традиция зимних заплывов перекочевала в США, где также нашлись любители купания в холодной воде. Именно в США заплывы в честь благотворительных организаций превратились в правило: в 2012 году участники одного из таких заплывов собрали для больных детей более 36, 2 млн долларов.
Считается, что именно участники одного из таких заплывов в конце 2013 года стали заключать с друзьями «ледяное пари». Вызванный человек должен был либо прыгнуть в ледяную воду вскоре после вызова, либо пожертвовать деньги в благотворительный фонд. «Ледяное пари» получило популярность среди американских «моржей» и сочувствующих, но не попало в социальные сети, не говоря уже о федеральных телеканалах.
Журналисты заговорили о «ледяном пари» в первый раз после того, как его переняли храбрые пожарные во Флориде, которые начали обливаться холодной водой в пользу Национального фонда по поддержке семей погибших пожарных. Именно пожарные «запустили» вирус в социальные сети: в мае 2014 года группа пожарных из столицы США выложила в сеть видео, на котором они на спор обливаются ледяной водой из пожарных шлангов. Видео стало вирусным, однако руководство части не оценило благих намерений подчиненных и оштрафовало всех участников за использование служебного оборудования неподобающим образом.
Почему боковой амиотрофический склероз?
Однако настоящую популярность «ледяное пари» приобрело после того, как его стали заключать профессиональные телеведущие и спортсмены. 30 июня 2014 года ведущие телепрограммы «Утренний драйв» на американском телеканале для любителей гольфа облились ледяной водой в прямом эфире. Вслед за ними «вирус» подхватили другие любители утренних шоу. 15 июля ведро ледяной воды вылил на себя ведущий крупного телеканала NBC Мэтт Лауэр. Инициативу подхватили гольфисты и игроки в крикет, которые «заразили» ледяным пари население Новой Зеландии. Жители этой страны начали массово обливаться в середине июля 2014 года: фонды по борьбе с раком получили массовые пожертвования, которых в летние месяцы никто не ждал.
В середине июля хороший знакомый вызвал на «поединок» звезду американского гольфа Криса Кеннеди. Двоюродная сестра спортсмена Джанетт Сенеркиа в течение 11 лет вела борьбу с боковым амиотрофическим склерозом, которым страдал ее муж Энтони. Кеннеди решил помочь своим родственникам – и первым среди американцев призвал жертвовать средства на борьбу с опасным заболеванием. Сенеркиа приняла вызов брата: на следующий день ее шестилетняя дочь вылила на маму ведро ледяной воды. Видео было выложено в Facebook, где его увидел больной боковым амиотрофическим склерозом активист Пэт Квинн. Мужчина решил воспользоваться инициативой и вызвал на «ледяное пари» едва ли не всех своих друзей. Благодаря Квинну (который сам страдает от заболевания) обливания перешагнули границу США. Его друзья в Ирландии и даже Греции дружно начали обливаться в поддержку благотворительных фондов.
Инициативу Куинна подхватил знаменитый в прошлом игрок в бейсбол Пит Фрейтс, который также страдает БАС. Об обливании ему рассказал один из его друзей – Кори Гриффин. Фрейтс известен в благотворительных кругах как один из самых успешных фандрайзеров. Он распространил «благотворительный вирус» среди своих высокопоставленных друзей. Так развлечение «моржей» превратилось в серьезный марафон, в которой вовлечены тысячи знаменитостей на всех континентах.
Звездные обливашки
На новый уровень «ледяное пари» вышло в начале августа, когда обливаться на людях стали знаменитые актеры и представители американской элиты. Первыми на запрос отреагировали игроки в регби и американский футбол, которые обливались на стадионах (а иногда и целыми командами). Однако по-настоящему знаменитой инициатива стала после того, как вдова Роберта Кеннеди и многодетная мать 86-летняя Кэтрин Кеннеди вызвала на обливашки президента США Барака Обаму.
Одна из старейших женщин влиятельнейшего американского клана выстроила на газоне фамильного имения представителей нескольких поколений семьи Кеннеди, кроме самых маленьких. В руках у юношей, девушек, а также вполне взрослых мужчин и женщин, были ведра холодной воды. В завершении обливания немолодая женщина сама вылила на себя свое ведро и вызвала президента США Барака Обаму. «Добро пожаловать на мыс Код, господин президент», – добавила она.
Глава американского государства обливаться на публике не стал, однако игнорировать пари не смог. Анонимный представитель Белого дома сообщил газете Boston Globe, что глава американского государства передаст 100 долларов в фонд борьбы с боковым амиотрофическим склерозом. Бывший президент США Джордж Буш-Младший поступил иначе – он не только облился ледяной водой, но и вызвал на состязание своего старого оппонента Билла Клинтона. Обливашки стали популярными у американских дипломатов: любимый российскими телеведущими Госдеп США даже выпустил специальное письмо, в котором строго не рекомендовал работникам ранга от посла и выше устраивать публичные обливания.
После Обамы «ледяное пари» было отправлено многим знаменитым людям. Основатель Facebook Марк Цукерберг облился водой сам и бросил вызов основателю Microsoft Биллу Гейтсу. Гейтс с радостью принял вызов и соорудил на причале своего имения специальную конструкцию из арматуры, бочки и веревки, чтобы облиться ледяной водой. Жена Гейтса, Мелинда, бросила вызов российскому венчурному инвестору Юрию Мильнеру, который долгое время принимал участие в руководстве Mail.ru. Мильнер принял вызов и облился водой вместе с женой Юлией, мама которой страдает от бокового амиотрофического склероза.
/http://www.amongtech.com/
Инициатива стала популярной в Англии, где «ледяное пари» заключили звезды знаменитых английских сериалов. На обливашки несколько раз вызвали одного из самых известных актеров Соединенного Королевства – Бенедикта Камбербэтча. Он позволил облить себя водой пять раз, чем снискал огромную славу среди поклонников.
В обливашки попытались вовлечь и президента России. Актер и продюсер Вин Дизель вызвал на обливашки президента России Владимира Путина. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что у главы государства «другая повестка дня» . Между тем в Европе политики обливаются один из другим: 23 августа ведро холодной воды себе на голову вылил премьер-министр Италии. Облиться предложили и премьер-министру Великобритании Дэвиду Кэмерону, однако тот предпочел пожертвовать деньги в соответствующий фонд.
Обливашки в России
В России с национальной традицией моржевания на Крещение и более поздним советским обычаем обливаться водой по утрам флешмоб поначалу не вызвал большого энтузиазма. В начале июля сайт «Милосердие.RU» одним из первых в рунете разместил подробную статью об обливаниях в Новой Зеландии. «Зачем вообще это нужно», – спрашивали изумленные пользователи.
Однако позже мировая мода достигла России. В этот раз в эпицентре событий оказались наши друзья из православной службы помощи «Милосердие», которые многие годы профессионально занимается сбором средств для больных боковым амиотрофическим склерозом в России, и поэтому в нашей стране сборы начались в пользу этой службы.
Одними из первых в стране облились журналисты: речь идет о телеканале «Дождь» и газете «Метро». При этом журналисты «Дождя» призвали жертвовать средства Центру лечебной педагогики, который помогает детям с церебральным параличом и синдромом Дауна. Журналисты «Метро» передали собранные ими средства для программы помощи больным с БАС службы «Милосердие». Позже новую тему активно подхватили представители некоммерческого сектора. 21 августа обливашки в офисе устроил президент фонда «Предание» Владимир Берхин.
Вслед за ним холодную ванну приняли сами журналисты «Милосердия». Главный редактор портала Юлия Данилова вызвала на состязание главного редактора «Русского репортера» Виталия Лейбина.
Обливание постепенно становится модным и среди звезд шоу-бизнеса. Продюсер Иосиф Пригожин и его супруга певица Валерия поддержали инициативу и также облились ледяной водой в поддержку борьбы с боковым амиотрофическим склерозом. Наши коллеги из службы помощи «Милосердие» говорят, что поток пожертвований в последнее время существенно вырос.
Проблемы и споры
Пока звезды и политики выливают на себя литры ледяной воды, врачи и журналисты бьют тревогу. По мнению многих критиков, обливашки стали развлечением для многих, кто не готов к реальным действиям. Актеры и спортсмены часто просто следуют моде и не в состоянии уделить несколько минут для того, чтобы рассказать поклонникам о страшном заболевании. Некоторые ролики не содержат конкретных данных для передачи пожертвований.
Другие участник «ледяного пари» напротив прилагают массу усилий, чтобы объяснить поклонникам механизм передачи средств. Эксперты отмечают, что основатель Microsoft Билл Гейтс и актер Чарли Шин в своих роликах специально попросили у зрителей передать деньги на борьбу с болезнью. Аналитики также отметили профессионализм Бенедикта Камбербетча, который в конце ролика смог сфокусировать внимание зрителей на необходимости пожертвовать деньги.
Представители благотворительных организаций также отмечают, что в некоторых случаях люди обливаются, но не делают взносов в благотворительные фонды. Не обошлось и без обвинений в недобросовестной конкуренции: пресс-секретарь британского фонда по помощи странам третьего мира Уильям МакКаскилл прямо обвинил создателей флешмоба в том, что они отвлекают внимание общества от гораздо более важных (с его точки зрения) проблем и привлекают средства, которые могли бы в другой ситуации пойти на более достойные цели.
Врачи также призвали всех участников подумать дважды перед тем, как обливаться холодной водой. Американский врач Брайан ОНейл отметил, что резкое обливание может привести к сжатию кровеносных сосудов и вызвать самые неожиданные последствия. Проблемы также возникают в том случае, если «ледяное пари» заключается в пьяном виде. В Новой Зеландии один из участников – алкоголик с большим стажем – умер после того, как вылил на себя ведро ледяной воды. Это заставило фонды издать специальное предупреждение для людей, которые собираются подвергнуть себя обливаниям. По иронии судьбы в августе утонул один из ключевых персонажей в истории обливашек – Кори Гриффин – который передал информацию о флешмобе фандрайзеру Майклу Фейтсу.
Не обошлось и без курьезов. Знаменитая модель Памела Андерсон отказалась обливаться из-за того, что при разработке препаратов против амиотрофического бокового склероза якобы используются лекарства для животных. В штате Калифорния эпидемия обливашек вызвала недовольство местных добровольцев, которые посоветовали участникам потратить воду на тушение опустошающих штат лесных пожаров.
Итоги
По данным газеты The New York Times, в период с 1 июля по 13 августа в акции по борьбе с боковым амиотрофическим склерозом приняли участие более миллиона человек. В сети появилось 1,2 млн видео с соответствующим маркером. В твиттере об акции упомянули более 2 млн раз. Сразу несколько изданий окрестили обливашки «Гарлем-шейком этого лета».
Финансовые результаты от флешмоба также впечатляют экспертов. Американская ассоциация по исследованию бокового амиотрофического склероза получила за полтора месяца более чем 70 млн долларов пожертвований. Это почти в 33 раза больше, чем за тот же период 2013 года. Всего в американских благотворительных организациях, которые занимаются боковым амиотрофическим склерозом, зафиксировано более 1 млн новых доноров. Резкий рост показателей отмечен и в других организациях, которые привлекли пожертвования с помощью обливаний, а именно в Новозеландском фонде по борьбе с раком и в Национальном фонде по поддержке семей погибших пожарных.
/http://vipmedia.globalnews.ca/
Несмотря на критику обливашки распространяются по миру, объединяя такие разные страны как Новая Зеландия и США, Китай и Россия. И пока критики обвиняют участников в «диванной благотворительности», на счета фондов поступают деньги, которые так нужны людям больным боковым амиотрофическим склерозом. В отличие от «ледяного пари», больной АМС человек не может отказаться от своего страшного испытания – тем более что эффективного лекарства пока нет. В этих условиях миллионы долларов собранные участниками веселых обливашек способны если не остановить болезнь, то хотя бы улучшить качество жизни для тысяч страдающих людей на всех континентах Земли.
В России помощью людям, страдающим от бокового амиотрофического склероза (БАС), занимаются в православной службе помощи «Милосердие». Пожертвовать средства на помощь людям с БАС можно здесь.
Подробнее о том, что такое БАС и как живут люди с этим диагнозом в России, читайте на специальном сайте для больных БАС и их семей.