Современные добровольцы для организации своей деятельности пользуются социальными сетями, а в начале прошлого века таким же инструментом организации помощи и сбора средств служили ежедневные газеты. В них публиковали просьбы, благодарности и анонсы предстоящих благотворительных акций. Предлагаем вам почитать отрывки из русскоязычных изданий, в которых описаны способы сбора средств на основанный святителем Иоанном детский приют свт. Тихона Задонского в русской колонии в Шанхае во время японской оккупации.
Самый простой способ
Владыка среди детей из приюта свт. Тихона Задонского для сирот и детей нуждающихся родителей
Сбором средств на существование приюта занимался специально созданный епископом Иоанном Шанхайским Дамский комитет, а также Общество друзей приюта. О своей деятельности они рассказывали через прессу. Через газеты находились и включались в работу новые помощники, благотворители, даже усыновители сирот. Причем редакции нередко выполняли функции пунктов сбора пожертвований, а журналисты не только освещали события, но и принимали активное участие в подготовке благотворительных акций по сбору средств.
Отзывы и отчеты тоже публиковались на страницах изданий. Одним словом, газеты были бумажной версией современных социальных сетей в интернете. Утро в Шанхае тоже начиналось с просмотра «новостной ленты»: кто, что, кому интересного сказал, ответил, доложил, предложил.
29 марта 1944 года, в самый тяжелый период жизни приюта во время японской оккупации, в газете «Новое время» было опубликовано письмо жертвователя А. Александрова с предложением, как решить финансовые проблемы приюта: «Разрешите на страницах вашей уважаемой газеты поделиться «приютскими» мыслями и поговорить насчет Приюта им. свт. Тихона Задонского. На страницах наших эмигрантских газет за последние несколько месяцев много пишут о том тяжелом положении, в котором очутился Приют. Призывы больших статей под заголовками «Помогите», «За что», «День голодной пятницы» и т. д. ясно показывают, что Приют попал не только в тяжелое, но в катастрофическое положение.
Из статей и заметок видно, что образовавшееся «Общество друзей Приюта» и Дамский комитет по ходу своей тяжелой работы созналось, «что общество устало от наших просьб и воззваний» и не может дать тех сумм, которые возрастают при расходах ежедневно при теперешней дороговизне. Честь и хвала господину Зенковичу и его сотрудникам, которые задались целью во что бы то ни стало собрать на приют полмиллиона долларов. Но что сейчас эти деньги, и на долго ли их хватит? А что будет дальше? Неужели мы будем ждать, когда начнут умирать дети с голоду? Нет, конечно, нет! Русская колония в многотысячной своей массе не так уж и богата и тоже переживает тяжелые дни, а вот среди русской колонии, я уверен, найдется несколько сот семей вполне обеспеченных и к тому же бездетных, неужели из этих нескольких сот семей не найдется только лишь 170… семей, которые могли бы просто взять из Приюта на полное содержание по одному ребенку?
На мой взгляд, это один из самых простых выходов из положения, чтобы раз и навсегда решить вопрос с Приютом». В конце опубликованного текста письма в редакцию, автор объявляет о своем пожертвовании через участие в акции «День голодной пятницы», когда все желающие могли внести в кассу какую-либо сумму денег (вероятно, сэкономленную на покупках в некоторую определенную заранее пятницу): «Возвращаюсь к вопросу о Приюте имени свт. Тихона Задонского, я иду на призыв Дамского комитета провести «День голодной пятницы», устраиваемый 31 марта 1944 года, и вношу через вашу уважаемую газету свою скромную лепту $500, но еще раз заявляю, что это не выход из положения. Примите уверения в совершенном к Вам почтении, А. Александров».
Тяжелые дни приюта
Из-за военного положения в оккупированном японцами Шанхае часто менялся курс валют, и инфляция отнимала у приютских детей даже те крохи, которые удавалось собрать Дамскому комитету:
«В связи с предстоящим завтра кружечным сбором в пользу Приюта свт. Тихона Задонского Владыка Иоанн обратился к представителям прессы с просьбой отметить исключительно трудное материальное положение Приюта. Епископ Иоанн заявил сотрудникам, что материальное положение Приюта ухудшается по мере роста дороговизны в городе, несмотря на все меры, принимаемые Дамским комитетом и друзьями Приюта. Владыка указал, что бюджет Приюта перерос 120 тысяч долларов и в мае месяце выразился в цифре 122 392 доллара и это при условии, что Приют располагает запасами продуктов, которые сейчас, однако, уже кончаются, что неизбежно еще более ухудшит положение. <…>
При таких условиях неудивительно, что у детей появились нарывы на теле, являющиеся, по заключению врачей, прямым следствием недоедания. Если дело будет так идти дальше, детям грозит массовое заболевание туберкулезом и неизбежная гибель. Руководители приюта расценивают положение как катастрофическое, но собственными силами не имеют возможности его исправить <…>».
Чтобы как-то выйти из бедственного положения, Обществом друзей приюта было организовало несколько собственных приютских предприятий, где работали сами дети:
« Дети терпеливо переносят свое ужасное материальное положение, но нельзя подвергать их опасности полного истощения, тем более, что они все заняты каким-либо трудом: кто учится, а кто работает в приютских предприятиях. Приют имеет свое собственное небольшое козье хозяйство, изготовляет кофе под маркой «Т. З.», снабжает желающих пирожками и, наконец, старшие мальчики весьма успешно применяют свои силы в слесарной мастерской.
Владыка просил обратить внимание публики, что все эти предприятия существуют и обслуживаются детьми, с тем, чтобы по возможности улучшить положение Приюта. Каждый русский человек может помочь Приюту приобретением продуктов приютских предприятий и пользуясь их услугами.
В недалеком будущем предполагается открыть при Приюте прачечную, с тем, чтобы она обслуживала нужды русской колонии. При развитии работы этой прачечной возможно получение значительных доходов. Но все это в будущем, а сейчас приют не имеет постоянных источников доходов и, как и раньше, существует на случайные пожертвования, которые с каждым днем становится собирать все труднее и труднее» («Новое время», 7 июня 1944 года, отрывок из статьи «Тяжелые дни приюта»).
«Обратитесь со слезницей»
Новые способы сбора средств придумывались за чаем, причем сразу с представителями прессы. Результаты этих встреч тут же публиковались в газетах: «Общество состоит из 8 дам и двух газетных репортеров. Расположившись за чайным столом, общество обсуждает вопрос о том, в какой форме нужно теперь обращаться к общественности, чтобы «раскачать» ее на новые пожертвования, которые так необходимы опекаемому собравшимися дамами Приюту свт. Тихона Задонского. Кажется, использованы все методы и приемы для воздействия на широкую публику и никаких новых идей уже никому не приходит.
— Обратитесь со слезницей к соотечественникам, может, дойдет до сердец их. Ведь все ж таки дети нуждаются. Дети голодными сидят, — говорит одна из дам.
Сотрудник газеты пожимает плечами:
— Не дойдет. Уж мы плакали, взывали-взывали, все слова, какие можно было, жалкие сказали… Доказывали, что обязаны русские помочь делу обездоленных детей. И к нашим воззваниям так приучили публику, читающую газеты, что никакие потрясающие слова не действуют.
— Ну как же быть-то, — говорит другая из дам, — положение-то у нас трагическое. Вы только подумайте: чтобы сварить пищу, на один уголь каждый день надо 1 600 долларов. Один уголь стоит дороже, чем продукты для обеда. Откуда у нас такие деньги? <…>» («Новое время» (№1478) 20 августа 1944 года).
Благотворительные балы-ярмарки
Дамский комитет несколько раз в году проводил в пользу Приюта балы-ярмарки. Иногда вход на мероприятия был платным, иногда бесплатным, тогда пожертвования принимались в кружку. Приглашались музыканты, танцовщики, эстрадные исполнители (в те годы в Шанхае проживало много творческих людей, например, известный поэт и певец Александр Вертинский). На вечерах всегда проходили ярмарки, лотереи, аукционы. Ценные призы жертвовали сами гости.
Вот как описывает подготовку к юбилейному вечеру — 10-летию Приюта — одна из шанхайских газет, в статье «Русские дамы готовятся к большому юбилейному вечеру»: «В четверг на квартире А. А. Федосеевой состоялось многочисленное собрание дам, частью состоящих в различных дамских комитетах, частью принимающих обычно весьма близкое участие в оказании помощи по устройству всевозможных благотворительных вечером, балов и др. развлечений с целью создания или усиления того или иного благотворительного фонда. Присутствующий на собрании наш сотрудник мог воочию убедиться в том, как глубоко и с какой болью каждая из присутствующих дам чувствовала и понимала те огромные лишения, которые испытывают приютские дети-сироты, сироты нашего безвременья, и с какой открытой душой каждая из них шла навстречу необходимости пожертвовать своим трудом, своим временем, своими материальными средствами ради этих детей.
Все собрание прошло в деловых тонах и в дружественной атмосфере, в полном единодушии употребить все средства к тому, чтобы устраиваемый бал, датой для которого намечено 23 февраля, а местом Русское Общественное Собрание, прошел не только весело и оживленно, но и интересно. Решено его устроить в чисто русском духе и в оформлении, соответствующем русской ярмарке.
Все устроительницы будут в костюмах русских, малороссийских, белорусских и других народностей России. То же самое будет предложено и гостям, как дамам, так и мужчинам — явиться на вечер в русских костюмах, что, однако, не является обязательным.
Обсуждался вопрос о киосках и о закусочном столе и, судя по тем предложениям, которые были высказаны дамами, можно ожидать, что киоски будут представлять собой нечто грандиозное в смысле выбора в них «ярмарочных товаров»».
Фунт шерсти
Во время благотворительных вечеров желающие могли купить себе лотерейные билеты. Розыгрыш лотереи публиковался на следующий день в городских газетах.
Китайско-русская газета в рубрике «Шанхай, — день за днем» публиковала результаты: «В прошлую пятницу, в помещении Книдрома, в пять с половиной дня произошел тираж лотереи, устроенной в пользу сирот, находящихся на попечении приюта Святого Тихона Задонского.
Вот полный список всех выигрышей:
1. Китайское платье из салона Ла Фам де Демэн — билет номер 3276;
2. Роскошная вышитая скатерть с 12 салфетками — билет номер 1263;
3. Серебряная ваза, пожертвованная Г-ном Осиповым, — билет номер 1717;
4. Корзинка шеколада, пожертвованная фирмой Конкордия, — билет номер 2004;
5. Лакированный сэт (набор — Ред.) для фруктов — билет номер 200;
6. Ящик пива Иво — билет номер 2941,
22. Фунт шерсти для вязания — билет номер 2851;
23. Одна пара Нилоновых чулок — билет номер 2 946 .
Устроители Зимнего Фестиваля еще раз просят нас передать их искреннюю благодарность всем жертвователям вышеуказанных призов на эту лотерею. Полный финансовый отчет Зимнего Фестиваля еще не окончательно закончен и мы сможем опубликовать его, вероятно, в середине будущей недели».
О тех, кто блистал отсутствием
Интересно, что если соотечественники принимали недостаточно участия в проводимых Дамским комитетом мероприятиях, об этом скоро становилось известно — конечно, снова из прессы. Журналисты не скрывали презрительного отношения к тем русским, кто «блистал своим отсутствием» на благотворительном вечере в пользу сирот — в газете «Новое время» от 25 февраля 1945 года была опубликована обличительная заметка под названием «Удачный вечер»:
«Прошедший в пятницу в Русском Общественном собрании бал-ярмарка, который устраивался Дамским комитетом Приюта при ближайшем содействии дам других комитетов, лишь до известной степени оправдал возлагавшиеся на него надежды, так как главным контингентом публики были иностранцы и служилый элемент российской колонии. Наиболее же мощный финансовый слой колонии — российское купечество и представители промышленных кругов — блистали своим отсутствием, что дало повод как устроительницам, так и присутствовавшим на вечере гостям рассматривать такое отношение к детскому приюту со стороны вышеуказанных кругов как явную демонстрацию, причины которой совершенно необъяснимы, поскольку вопрос связывается с поддержкой детей-сирот.
И хотя в материальном отношении по предварительному подсчету бал дал около 600 или 700 тысяч долларов, эта сумма при поддержке со стороны купечества могла бы быть увеличена вдвое или втрое. Иностранные колонии Шанхая были представлены почти все, много было также китайцев, щедро поддержавших приютский фонд».
Благотворительный футбол
Кроме благотворительных акций (балов, аукционов, лотерей, концертов) для высшего общества, проходили мероприятия и для простых людей, сборы от которых шли на социальные проекты святителя Иоанна Шанхайского. Примером тому были благотворительные футбольные матчи.
Как пишет об этом одна из шанхайских газет, предположительно 1944–1947 годов, в статье «Благотворительный футбол в пользу русских эмигрантских детей»: «При любезном содействии председателя футбольной ассоциации д-ра Сунг , в понедельник 26 июня на Рейс-Корсе устраивается футбольный матч между сборной китайской командой и футбольной командой «Первая полиция». Сбор с этого благотворительного матча поступит в распоряжение Владыки Иоанна для распределения всей суммы между следующими учреждениями и организациями, так или иначе заботящимися об русских эмигрантских детях: Реальное училище, Коммерческое училище, приют свт. Тихона Задонского и приют св. кн. Ольги, Женская гимназия, Андреевская школа, Коммерческий институт, Высший технический центр, колледжи С.-Джон, Сан Ксавье, св. Михаила, университет Аврора, Русский госпиталь, Пантелеимоновское общество, о-во Белый цветок. Цены на этот благотворительный матч назначены от 200 и до 20 000 долларов (мексиканских — Ред.)».
Благодарность за соленую кету
Приют свт. Тихона Задонского в Сан-Франциско, где он существовал после эвакуации из Шанхая.
Пожертвования на приют собирались также через призывы по радио, через организацию и проведение благотворительных спектаклей и оперетт. Кроме того, Дамский комитет рассылал личные письма потенциальным благотворителям. В этих письмах подробно описывалась финансовая ситуация, сколько в Приюте детей, сколько стоит содержание одного ребенка в месяц летом, сколько зимой (добавляется отопление, теплая одежда).
Стоит отметить, что в случае положительного ответа на подобные письма, дамы благодарили каждого жертвователя в отдельности личным письмом и в газетных публикациях, независимо от того, сколько человек пожертвовал. За 100 долларов и за 3 доллара благодарность была одинаковой.
Например, в одном из номеров шанхайской газеты, предположительно 1939 года, можно прочитать довольно подробный список имен жертвователей — всего около 200 имен. К празднику Рождества Христова было пожертвовано «детям Приюта через епископа Иоанна — 25 долларов; Л. П. Мецлер — 30; Греческому Благотворительному Обществу — 100; Л. А. и С. П. Маклешовым — 50; М. И. Демби — 50; через приют — г-же Платтнер — 10; А. М. Нетупскому — 50; г и г-же О. В. Марш — 50; В. Горенко — 10; г. Зашихтиной — 1; Г. Г. Левитской — 5; Неизвестн. — 1; Неизвестн. — 0,50; П. Е. Кузьменко — 3; а также целому ряду лиц иностранных национальностей, сделавших пожертвование деньгами, вещами и продуктами, фамилии коих будут помещены в иностранных газетах. Я. Ф. Четверня — за 1000 паундов [фунтов — Ред.] обрезков фанеры, г-же М. И. Демби — за 5 паундов гречневой групы, г-ну Дюпси — за окорок, г-ну Шляпникову — за колбасу, г. г. Данг и Семину — за колбасу, Бэкрэрайт Ко — за регулярное пожертвование бисквитов, конд. «Волга» — за куличи и пышки, г. Прокофьеву — за соленую кету ».
Вот таким образом, трудами и молитвами святителя Иоанна Шанхайского и Дамского комитета Детский приют свт. Тихона Задонского, открытый в 1935 году, просуществовал в Шанхае пятнадцать лет — до 1950 года, когда исторические обстоятельства вынудили русскую колонию эвакуироваться из Китая.