Православный портал о благотворительности

Благотворительные программы РПЦ лишаются спонсорской поддержки

Я возмущаюсь не как священник. Как священник и просто православный человек, я спокойно делаю свое дело. И наши сестры поступают так же. Меня это возмущает как гражданина нашего государства. Я не могу понять, почему власть в нынешней свободной России не уделяет внимания развитию институтов, которые есть во всяком цивилизованном обществе!
Материал газеты НГ-Религии

О социальной работе, которая ведется Русской Православной Церковью, и связанных с ней трудностях на примере столичного мегаполиса рассказывает протоиерей Аркадий Шатов, председатель Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы, духовник Свято-Димитриевской общины и училища сестер милосердия.

– Отец Аркадий, сегодня Россию затронул мировой экономический кризис. Как он сказывается на социальной деятельности Церкви? Возникают ли сейчас трудности с финансированием социальных программ?
– Говорят, что кризис – это суд. Я бы сказал, что кризис – это пожар. И как в пожаре может сгореть и хорошее, и плохое, так и кризис может не только уничтожить (хотя бы частично) существующее в мире зло, но и погубить то хорошее, что в мире есть. Однако кризис может пробудить многих людей, заставить думать о нуждающихся и усерднее им помогать.

Церковь свободно занималась благотворительной деятельностью на протяжении последних двух десятилетий. За эти годы удалось многое сделать. Средства на нашу социальную деятельность жертвовали благотворители. Благодаря им мы жили, как у Христа за пазухой. Мы думали только о том, как организовать необходимую помощь тем, кто страдает, а не о том, где взять на это деньги. Сейчас эти благотворители в силу объективных причин прекращают свою помощь. Под угрозой оказались социальные проекты, которые просто невозможно взять и закрыть. Это детские дома, богадельня, патронажная служба и так далее.

Можно, конечно, поговорить о причинах кризиса, пожаловаться на судьбу. Но если кризис – это пожар, то во время пожара нужно не разговаривать, а действовать. У нас есть своя антикризисная программа, ее лозунг: «Благотворительность кончилась, милосердие остается». Мы сейчас создаем сейчас Общество друзей милосердия. Другом милосердия можно стать, пожертвовав любую сумму, верным другом милосердия – с соответствующим договором и удостоверением – станет тот, кто пожертвует сотую часть своего ежемесячного дохода. То есть если вы зарабатываете 20 тысяч рублей – это всего 200 рублей в месяц! Чашка кофе в московском кафе или один поход в кино! Но благодаря этому будут реально спасены дети, старики, инвалиды. На зарплаты во всех наших социальных службах нужно 5 млн. рублей в месяц. Раньше нам помогали ее собирать 10 – 15 благотворителей. Каждый из них жертвовал примерно 500 тысяч рублей. Если сейчас 50 тысяч человек пожертвует хотя бы по 100 рублей, то мы решим проблему. 100 рублей – это же вообще ничего! В Австрии, например, на программу «Детские деревни-SOS» граждане сдавали по одной марке – и таким образом удавалось собрать миллионы.

Нам кажется очень важным, что наше Общество друзей милосердия позволит участвовать в делах милосердия гораздо большему количеству людей, чем во времена благополучия. Это значит, что в большем количестве людей можно пробудить чувство сострадания и любви. Все, кто захочет стать другом милосердия, могут узнать подробности на сайте www.sos-miloserdie.ru или позвонив по телефону 972-97-02.

– Недавно была опубликована ошеломляющая статистика по беспризорным детям в России. Скажите, как церковные благотворительные учреждения работают с ними? Достаточно ли, например, у православных приютов правовых и финансовых возможностей?
– К сожалению, государство до сих пор не понимает, чем Церковь может быть полезна для общества. То, что понимают в других государствах – в Европе, в Америке, на Востоке, – не понимают люди, находящиеся у власти в нашей стране. Ведь в Церкви есть самый важный ресурс – людской! И этот ресурс может помочь решить многие социальные проблемы. Но у Русской Церкви нет для этого ресурсов финансовых. Церковь Англии, например, обладает землями, у нее есть средства для того, чтобы содержать бездомных. У нас таких средств нет: Церковь существует на пожертвования, и сейчас их станет намного меньше.

Нет никаких законов, которые позволили бы Церкви, пусть на конкурсной основе, получать государственные деньги на социальные проекты, как в других странах. У большинства чиновников нет никакого желания поддерживать уже работающие или новые проекты. Невозможно получить ни здания, ни землю, ни финансирование. Выделяются какие-то мелкие единовременные гранты, которые, конечно, не могут помочь развить серьезное социальное начинание.

Детский дом – проект дорогостоящий, он требует ежедневных затрат

Церковных детских домов и приютов, по сравнению с государственными, существует немного (мы ведем их статистику на сайте www.miloserdie.ru), потому что детский дом – проект слишком дорогостоящий, причем требует ежедневных затрат. Многие из церковных детских домов не зарегистрированы, многие не имеют лицензии, многие действуют полуподпольно, потому что нет никакого механизма, поддерживающего их деятельность. Этот механизм должно, конечно, выработать государство, это его функция. Смешно ждать от Церкви, чтобы она писала законы. Именно государство, меняя свои законы, должно дать возможность Церкви помочь в воспитании брошенных детей. Ведь это не внутрицерковная деятельность, это работа на общее благо! Но большинство чиновников не интересуют беспризорники, у них какие-то другие задачи. Во всяком случае, пока они еще не доросли до понимания того, что нужно использовать потенциал Церкви – потенциал действенной и жертвенной любви к страдающим людям.

– В середине ноября в Москве прошла международная конференция по ВИЧ/СПИД. На ней выступил митрополит Кирилл, который отметил, что причина эпидемии заключается в нравственном упадке современного общества. В то же время люди, живущие с ВИЧ, часто бывают оскорблены дискриминацией со стороны религиозных общин. Что может предложить Церковь для решения этой проблемы и что конкретно делается?
– Никакой дискриминации по отношению к больным СПИДом со стороны Православной Церкви, конечно, нет. Если мы говорим о грехе – мы должны грех ненавидеть. Но людей, пострадавших от этого греха, Церковь, конечно, любит и принимает. Когда в поле нашего зрения попадают больные СПИДом, наши сестры милосердия за ними самоотверженно ухаживают. Более того, главная сестра нашей патронажной службы, Ольга Егорова, организовала целую программу, обучающую помощи больным ВИЧ/СПИДом, в которой освещены все аспекты такой помощи: медицинский уход, социальная и психологическая помощь, духовная поддержка. С этой программой Ольга Юрьевна и ее помощники ездят по стране, проводят обучающие семинары для специалистов спидцентров, для врачей, сестер милосердия, священников. И все это – на основе более чем пятнадцатилетнего опыта реальной помощи таким людям.


Ольга Юрьевна Егорова


– Что Церковь может сделать для того, чтобы сделать жизнь одиноких пожилых людей более сносной?
– Конечно, пожилым людям нужны лекарства, еда, нужны развлечения и удовольствия. Но главное, что им нужно – это любовь, забота, общение с другими людьми. Старики живут в изоляции, они страдают от одиночества. Это одиночество приводит к тому, что в Москве, в столице России, они буквально умирают в своих квартирах – не от болезни, а от истощения, потому что их никто не приходит покормить! К нам недавно обратились по поводу двух таких людей. Одну женщину спасать было уже поздно, она умерла. Другую мы положили в нашу церковную Свято-Алексеевскую больницу, в реанимацию. Надеюсь, что ее удастся спасти. Конечно же, это происходит оттого, что об этих людях никто не заботился. С этой проблемой не справляются ни центры социального обслуживания, ни их социальные работники. Для них это просто работа. А если работа не становится подвигом, а остается только работой ради зарплаты, то такая работа всегда будет оскорбительной для другого человека, всегда будет унижать его, не будет достигать цели.

В Церкви другой подход к помощи престарелым и больным. Его выразил сотни лет назад преподобный авва Дорофей, который сказал, что больной в большей степени благотворит нам, чем мы – больному. Это значит, что больной человек помогает нам научиться состраданию и любви, и мы ему за это благодарны. Для верующего главное – не зарплата, главное – стать лучше, научиться любви.

– Началась зима, когда бездомные люди оказываются один на один со смертью. Особенно это заметно в мегаполисе. Наши читатели уже знают о том, что организованная с вашей помощью служба «Милосердие» объезжает центр Москвы на автобусах и помогает бездомным. Когда у нас в газете был опубликован материал на эту тему, один читатель откликнулся в том духе, что служба не помогает людям улучшить свою жизнь, а просто поддерживает их в том состоянии, в котором они пребывают. Что бы вы ответили на это замечание?


– Главная задача нашего автобуса – просто не дать людям умереть на улице. А для того, чтобы вернуть бездомных в общество, нужна продуманная совместная работа общества, государства и религиозных организаций. Нужны серьезные научные исследования, нужна помощь психологов, психиатров, нужна многоступенчатая система реабилитации, как это есть в других странах. В Австрии, например, есть помощь бездомным на вокзалах, есть клубы, в которых они могут собраться, есть дешевые гостиницы с достаточно серьезной дисциплиной, есть квартиры, которые город дает во временное пользование, и если человек успешно социализируется, то за ним эта квартира закрепляется. В нашей стране ни такой, ни какой-то другой системы помощи бездомным нет. Эти люди просто вышвырнуты обществом, к ним все относятся с презрением, их гонят все – начиная от панков, кончая милицией – их преследуют, убивают. Но они социально больны, к ним нужно относиться как к больным людям, нельзя с больного спрашивать как со здорового! Если человек болен, ему нужно помогать. Для этого нужно, чтобы изменилось их сознание. Нельзя просто дать бездомному квартиру, деньги или даже работу – деньги он пропьет, квартиру загадит или сдаст кому-то, работу в конце концов бросит. Нужно помочь душам этих людей! Как и всем, им нужны любовь и сострадание.

У Чехова есть замечательный рассказ о том, как бездомный пришел к одному человеку просить денег, но тот ответил ему: «Ты поработай – я тебе заплачу». И предложил ему за деньги поколоть дрова. Дрова наколоты, барин платит… Но потом оказывается, что первое время этот попрошайка бездельничал, а дрова за него колола кухарка, которая его пожалела! Попрошайка вышел в люди, исправился, и барин думал, что это он помог своими деньгами, а помогла-то ему кухарка своей жалостью и состраданием! Именно ее жалость и любовь помогли бездомному изменить жизнь. И вот этого не может сделать государство, это может сделать только Церковь, верующие люди. А государство должно выстроить систему реабилитации, используя имеющийся в Церкви ресурс.

– В Русской Православной Церкви все чаще говорят, что государство должно поделиться своей «монополией на благотворительность» с религиозными и общественными организациями – например, официально разрешить и поощрять их деятельность в государственных детских приютах и домах престарелых. Какой помощи в вашей деятельности вы бы хотели от государства?
– Мы хотели бы, чтобы государство взяло на обеспечение наши детские дома. Чем они хуже государственных?! Почему зарплата наших воспитателей в два раза ниже, чем зарплата в детских домах государства? У нас из детского дома выходят дети, которые идут не на панель, не в тюрьму, а выходят замуж, поступают в институты, в училище сестер милосердия. То есть КПД у нас намного выше, чем в государственных учреждениях! А ведь воспитываем мы таких же «государственных» детей!

Мы бы хотели, чтобы наши сестры по уходу, которые работают в психоневрологических интернатах для детей-инвалидов (для этой работы мы тоже вынуждены сами искать финансирование), тоже получали бы государственную зарплату – хотя бы такую, которую получает уборщица в том же учреждении! Потому что они делают гораздо больше, чем санитарки и воспитатели, они занимаются реабилитацией детей-инвалидов и добиваются фантастических результатов!

Они делают гораздо больше, чем санитарки и воспитатели, они занимаются реабилитацией детей-инвалидов и добиваются фантастических результатов!

У нас есть патронажная служба. Почему она не может оплачиваться государством? Ведь мы решаем общественную проблему, которую не может решить государство! Сейчас благотворители уходят, они не могут больше помогать. Мы должны тратить неимоверные силы на поиск благотворителей (только 10% подопечных сами оплачивают уход). Так что эта система будет просто разрушена. А она отлаживалась годами – у нее строгий внутренний контроль (в службе следят за опозданиями, которые наказываются штрафами, за уровнем работы сестры и так далее), бухгалтерия без воровства, высокое качество ухода, повышение квалификации сотрудников. Так почему же эта служба должна исчезнуть?!

Есть у нас гимназия, в которой учатся дети из многодетных семей и дети из наших детских домов. Для гимназии этой мы с огромным трудом ищем деньги и находим только треть от того, что нужно. Учителя в гимназии получают зарплату в два, в три раза меньше, чем в обычной школе Москвы. Неужели они работают хуже? У нас есть лицензия, есть аккредитация, но денег нам все равно не дают. Почему давят и гонят негосударственное образование, которое создает Церковь, создает общество?.. Если бы было конкурсное финансирование, то многие церковные учреждения оказались бы более конкурентоспособны, чем государственные! Слава Богу, во власти есть люди, понимающие, что социальные проблемы легче решать, привлекая к соработничеству верующих, церковных людей, добровольцев. Но таких людей немного. Нужно сказать этим людям, работающим на разных уровнях, в разных министерствах и департаментах, слова благодарности и за то, что они с уважением и доверием относятся к Церкви и, главное, что они сочувствуют и сострадают тем людям, которые нуждаются в помощи, и помогают им не формально, по закону, а от сердца, по велению души. Если бы не эти замечательные люди, не было бы училища сестер милосердия, церковной больницы святителя Алексия, многих церковных детских домов и приютов и многого другого.

– Расскажите, пожалуйста, о православных волонтерах. Много ли их? Куда обращаться человеку, который сам решил стать волонтером?
– Сейчас у нас около 700 волонтеров, более 400 активно занимаются этой деятельностью. Тому, кто хочет присоединиться, нужно позвонить по телефону 972-97-02 или зайти на сайт www.miloserdie.ru. Раз в неделю, по воскресеньям в 11.45 мы ждем добровольцев в больничном храме царевича Димитрия (при 1-й Градской больнице). Волонтеры помогают всем, кто нуждается в помощи – начиная с бездомных на улице кончая многодетными семьями; помогают в социальных учреждениях, в больницах. Ведь штат современных больниц не предусмотрен для оказания человеку необходимой помощи! Не может одна сестра и одна санитарка ухаживать за тридцатью больными, скажем, в травматологическом или неврологическом отделении, где половина больных – лежачие! Не может одна сестра всех вовремя перевернуть, у больных обязательно будут пролежни! Не может всех покормить, она может только раздать всем суп, поставив его на тумбочки, но ведь некоторые больные не могут есть сами. Если у них нет родных, то они умрут – и умирают! – от отсутствия ухода в больнице. Несмотря на то, что их лечили прекрасные врачи, а сестры правильно выполняли процедуры.

Новый доброволец заполняет анкету

Кроме помощи волонтеров, у нас профессиональная служба ухода за тяжелыми больными в трех больницах, мы сами оплачиваем дополнительные ставки. Почему бы эту службу не финансировать за счет государственного бюджета? Ведь реально уменьшается смертность, высвобождаются люди, которые вынуждены были оставить работу, чтобы ухаживать за родственниками. Почему это начинание не развивать?

Я возмущаюсь не как священник. Как священник и просто православный человек, я спокойно делаю свое дело. И наши сестры поступают так же. Меня это возмущает как гражданина нашего государства. Я не могу понять, почему власть в нынешней свободной России не уделяет внимания развитию институтов, которые есть во всяком цивилизованном обществе! На протяжении 70 лет они у нас были запрещены. Но уже 20 лет, как все это существует, и до сих пор – ноль внимания со стороны государства! Мне кажется, это тоже одна из причин кризиса. Господь допустил его, чтобы обличить нашу неправду и исправить нас.

Беседовал Павел Круг

НГ-Религии

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version