/http://podari-zhizn.ru/
Благотворительность вместо сувениров
Самые большие обороты набрала акция «благотворительность вместо сувениров», популярная на Западе, а с 2005 года работающая и в России. Сувенирные бюджеты больших и маленьких корпораций направляются на нужды НКО, а получателям привычных кружек с логотипами, коньяков, ежедневников и прочего вместо корпоративного подарка вручают открытку, где рассказано, кому помогли на сэкономленные деньги.
С 2007 по 2010 годы число участников инициативы достигло 382, более 217 млн рублей были направлены на развитие благотворительных программ, а также в НКО из разных регионов России. Эта сумма в разы превысила прогнозы координаторов проекта – фонда Charities Aid Foundation (CAF) (признан в РФ иноагентом).
CAF (признан в РФ иноагентом) «отпустил» акцию «на волю», теперь компании и НКО сами организуют благотворительные пожертвования в предновогодние дни. Например, в программе «Благотворительность вместо сувениров» для фонда «Подари жизнь» в прошедшем 2013 году приняли участие около 90 компаний, как всегда были и частные лица, всего в результате собрали 16,5 млн рублей.
Если компания все же хочет что-то подарить своим коллегам и партнерам, существуют альтернативные поздравления, созданные с помощью некоммерческих организаций. Это могут быть, например, изделия, рисунки, открытки, сделанные руками детей или людьми с ограниченными возможностями.
Поздравьте меня с днем рождения!
В акции «благотворительность вместо сувениров» может принять участие каждый, не дожидаясь Нового года. Например, на день рождения каждый пользователь Facebook получает десятки, если не сотни поздравлений в электронном виде. Вероятно, как минимум несколько человек были бы готовы подарить имениннику мягкую игрушку или цветы, то есть потратить немного денег, но им трудно доехать и встретиться лично. Любой может написать у себя на страничке, что лучшим подарком для него будет пожертвование в один из благотворительных фондов.
Сайт фонда CAF дает удобную возможность организовать такую акцию. Достаточно знать e-mail именинника, чтобы он получил красивую открытку с уведомлением, что сумма поступила на счет выбранного им самим или поздравителем фонда. В списке возможных адресатов пожертвования – десятки надежных НКО.
Например, один из учредителей фонда помощи пожилым Анастасия Ефимова на свой день рождения попросила ФБ-друзей поздравить ее именно так – переводом средств в фонд. Как вспоминает Настя, собрали около 14 тыс. рублей, причем переводы делали в основном ее коллеги по основной работе.
Подобную удобную возможность дает сайт благотворительной организации «Детские деревни SOS». Здесь можно создать личную или корпоративную страничку с индивидуальным счетчиком жертвователей и пожертвований. Каждому, кто зайдет по присланной вами ссылке, будет предложено выбрать сумму для «подарка» или переводить деньги ежемесячно. Случайные люди на вашу страничку не попадут, если вы сами не опубликуете ссылку в открытом доступе.
Похожим способом использовала личное торжество директор фонда «Старость в радость» Лиза Олескина, когда попросила гостей своей свадебной вечеринки приносить в подарок подгузники для взрослых. Фотографии больших пачек пеленок и подгузников с надписями маркером типа «Лизе на свадьбу – счастья!» еще долго веселили пользователей социальных сетей (также по этим надписям о радостном событии узнали многие медсестры в опекаемых домах престарелых).
Благотворительность вместо шикарного платья
В Сербии выпускники уже дважды направляли на благотворительность средства, отложенные на костюмы и платья к выпускному балу. В 2013 году гимназисты в городе Пирот провели акцию «Твои пять минут блеска – чья-то целая жизнь», в ходе которой было собрано 310 тыс. динаров (почти 3,6 тыс. долларов США). Деньги отдали трем семьям с тяжелобольными детьми – 12-летним Предрагом Потичем, болеющим ДЦП, 11-летним Матеем Лазаревичем, перенесшим семь операций, и 5-летним Чедой Тошичем, болеющим ДЦП и начавшим ходить после недавней операции.
В 2014 году традицию подхватили гимназисты из северной части Косовской Митровицы. Они тоже отказались от дорогих нарядов на выпускном, чтобы отдать сэкономленные деньги больным детям, а вместо платьев и костюмов надели футболки с надписью: «Без 5 минут гламура выпускной не пропадет».
Благотворительность вместо тюремного срока
Портал «Милосердие.RU» уже писал о пока беспрецедентном в России случае: благотворительным пожертвованием в 100 тыс. рублей заменили реальное уголовное преследование. Потерпевшей Надежде Брейман удалось убедить суд, что ее обидчик, ударивший ее резиновой дубинкой по голове, загладил вину не только перед ней лично, но и перед обществом, когда помог самым незащищенным – брошенным старикам.
Надежда Брейман считает, что добрый поступок – куда более надежное средство исправления, чем тюремные нары или даже судимость в биографии, а участие в процессе в качестве обвиняемого – достаточное наказание для здравомыслящего человека.
Чем-то этот случай напоминает альтернативную службу (вместо армии) – помощь в хосписе или детском доме вместо маршировки по плацу. Однако альтернативная гражданская служба значительно затратнее по времени и силам, чем просто перевод, хотя бы и значительной суммы, в благотворительный фонд. Срок такой службы составляет от 18 до 21 месяца – почти в два раза длиннее службы в армии. И далеко не всегда это будет помощь больным: «вакансии» распределяет Роструд.
Альтернативнослужащие работают не только санитарами в больницах, диспансерах и домах-интернатах, но и строителями, рабочими на заводах, лесниками, библиотекарями, архивистами, рабочими в цирках и театрах, почтальонами, дежурными на метеостанциях, пожарных командах.
Благотворительность вместо цветов: 1 сентября и 8 марта
Впервые в России учительница одной из московских школ Ася Штейн предложила не тратить деньги на букеты в подарок ей лично к 1 сентября (их скапливается много, домой все не унесешь, ценность каждого букета не очевидна, а траты на них значительны).
Учительница предложила родителям своих учеников перевести цветы в денежном эквиваленте на благотворительность, а коллегам – последовать ее примеру. Инициатива стала так яростно обсуждаться на Facebook и в СМИ, собрав в том числе и аргументы «против», что ее плоды только предстоит оценить.
Конечно, большинство дискутирующих согласны в том, что если и заменять букеты открытками с информацией о пожертвованиях, то только с согласия и учителей, и родителей, и детей. Иначе акция превращается во флешмоб «отбери у учителя цветы, а у первоклашки праздник», и напоминает удержание зарплат у сотрудников радио «Маяк», где ведущие в 2012 году высмеяли детей с муковисцидозом.
Тогда благотворительные фонды отказались принять пожертвование «Маяка»: ни виновных ведущих, ни остальных сотрудников не спрашивали, хотят ли они помочь больным детям в искупление нанесенной обиды.
Тем же учителям, кто не готов нести домой тридцать «веников», будет, вероятно, приятнее получить открытки, особенно если ученики изготовят их своими руками.
Идея делать пожертвования вместо цветов уже оправдала себя на 8 марта: тогда через уже упоминавшийся сайт blago.ru можно было сделать пожертвование в рамках специальной акции в адрес одного из множества благотворительных фондов.
Одна фирма дарила своим сотрудницам вместо букетов на 8 марта «электронный сертификат» на пожертвование одной тысячи рублей через blago.ru, причем обладательница сертификата могла сама выбрать, кому перевести деньги. Любая компания может обратиться в фонд CAF и провести подобную акцию на корпоративный праздник.
Заменить пожертвованием можно что угодно – от обеда в ресторане или нового платья до банальной шоколадки или второго теплого свитера. Если всякий раз, покупая себе что-то вкусное или красивое, вы будете думать о голодающих детях Африки и отказывать себе в мелких радостях, рекомендуется помнить, что можно не только приблизиться к святости, но и заработать невроз или синдром выгорания.
Благотворительность вместо рекламы?
Всезнающий интернет предлагает, кроме прочего, «благотворительность вместо рекламы».
Здесь, впрочем, никакие НКО не получат денежных средств. Как рассказала «Милосердию.RU» руководитель проекта Светлана Николаева, рекламодатель (в основном это производители детских и медицинских товаров и услуг, исключая собственно лекарства) отказывается от размещения информации о себе на билбордах или в газетах. Вместо этого реклама печатается на брошюрах «История развития ребенка», «Сертификат профилактических прививок» и т.п. – рядом с полезной информацией и полями для данных о конкретном ребенке. Эти издания печатаются на деньги рекламодателей и не продаются, а передаются в поликлиники и выдаются молодым мамам медработниками. В проекте участвуют около 20 городов по всей России.