Вячеслав Гордеев — легендарный русский танцовщик, премьер Большого театра, где в 70-80-х станцевал ведущие партии: Зигфрид в «Лебедином озере», Альберт в «Жизели», Ферхад в «Легенде о любви», Спартак, принц Дезире в «Спящей красавице», принц-Шелкунчик в «Щелкунчике», Базиль в «Дон-Кихоте» и др. Блистательно представлял русский балет в Париже, Лондоне и других самых престижных сценах мира, где удостаивался высочайших оценок. Но не только.
В 2010 году Вячеслав Гордеев учреждает благотворительный фонд. Там занимаются помощью детским домам и детям с «ограниченными возможностями». Помогают не только материально, а как артисты: приглашают детей в сказку, где живут добрые принцессы и смелые принцы, где добро всегда сильнее зла. И дети самых разных возможностей это понимают.
Фонд с третьей попытки
Свой первый фонд Вячеслав Гордеев организовал еще в 90-х. Он назывался «Мир искусств» и просуществовал недолго.
— Тогда я мечтал издавать свой журнал о балете и для этого даже закончил журфак МГУ.
К тому времени у нас было много побед в области балета и настроение у меня было самое радужное. Но все оказалось не так просто. Те бизнесмены, с которыми я общался, могли бы помогать фонду, но они очень быстро теряли свой бизнес. Дальше обещаний дело не пошло.
В 2007 году, курируя как депутат Московской областной думы вопросы культуры в Сергиево–Посадском районе, Гордеев получает на нужды района от партии «Единая Россия» по 20 миллионов рублей ежегодно.
— Когда решили переносить центр города в Сергиевом–Посаде, я предложил основать в новом центре «Город искусств». Хотел построить два театра, даже нашел инвесторов. Но, к сожалению, и здесь попал в эпоху перемен (менялась власть в городе) и проект так и остался проектом. Но в 2010 году фонд был создан.
Мой главный ресурс — интеллектуальный потенциал театра «Русский балет». Благотворительность вообще, как и любое мероприятие, требует разработки сценария, и хорошей режиссерской работы.
Подари балет детям
Сразу с момента основания фонда я сделал программу «Подари балет детям». Сначала она распространялась только на детей Сергиево–Посадского района, а теперь на всех детей Московской области и Москвы. Мы проводим выездные мастер-классы в детских школах искусств, балетных студиях, фестивали и конкурсы, выступления на праздниках в детских домах и реабилитационных медицинских центрах.
— Вячеслав Михайлович, а какой балет нужно дарить детям?
— Конечно, не «Шехеразаду». Детям нужен прекрасный «Щелкунчик», озорной «Чиполлино»… Дети ведь очень любят сказки — в них всегда добро побеждает зло. Да и взрослым нужна такая уверенность. И если посмотреть в зал на зрителей таких «детских» спектаклей, то неизвестно кого больше в зале – детей или взрослых. Приходят обычно всем семейством.
Мы стараемся делать новое. Вот, например, «Сказочный мир балета». Это путешествие в дивный мир, где по детскому закону все самое-самое: самые добрые и красивые принцессы, самые отважные принцы. А главное – в противоборстве светлых и темных сил торжествует добро, справедливость. Но это – и экскурс в мир балета, где дети в сказочной форме узнают интереснейшие факты из его истории.
В спектакль мы включили самые яркие танцевальные партии из шедевров классического репертуара: «Спящей красавицы», «Золушки», «Чиполлино», «Щелкунчика».
200 билетов на каждый спектакль «от Гордеева» – бесплатные, предназначены для детей из детских домов и интернатов.
— Есть что-то особенное в восприятии балета, музыки у особенных деток?
— Я вот что заметил: много лет мы шефствуем над детским социально-реабилитационным центром из подмосковного Яропольца. Сначала просто собирали и отправляли на автобусах новую одежду, обувь, игрушки, сами приезжали к ним с подарками. Искренне полагали, что это важно и ценно для них. А потом мы их пригласили в Москву, к нам на спектакль… И поняли – вот что нашим ребятам нужно!
Конечно, театральная атмосфера, сама чудесная музыка, яркое зрелище на сцене – это здорово, это, наверное, запоминается детям навсегда. Но, кроме спектакля, мы организуем для детей экскурсию в Кремль, они едут в автобусе по Москве и им рассказывают о столице. И, судя по их лицам, настроению, вот это впечатляет их ничуть не меньше, чем наш спектакль в театре.
А вот ребята с синдромом Дауна из нашего медицинского реабилитационного центра «Кентавр» (Котельники), наоборот, очень любят, когда «Русский балет» приезжает к ним и выступает на их маленькой сцене.
Для них, видимо, важны еще и тактильные ощущения – им очень нравится трогать ручками пачки балерин. Пачки ведь пышные, будто воздушные…
Наши артисты не только танцуют, но и общаются после концертов, знакомятся с детьми.
Наши слабовидящие дети из Балашихи остро реагируют именно на музыку. Мне запомнился мальчик, который весь спектакль под музыку Чайковского отбивал свой ритм.
Ну и прекрасно. Дети-то все разные. И я считаю, что каждому нужно дать почувствовать свободу самовыражения. Из-под палки ничего хорошего сделать нельзя. Не получится.
Котлован для Школы русского балета
— А как сделать, чтобы ребенок полюбил классику, балет, вообще высокое искусство, — как хотят сегодня многие мамы? Все-таки классика облагораживает.
— Сидя в зале на спектакле и глядя на сцену, на необыкновенное действо на сцене, сопровождающееся, как правило, прекрасной музыкой, влюбиться в балет детской душе, которая изначально стремится к высокому, наверно, не так уж и сложно.
Так однажды влюбился я, посмотрев «Ромео и Джульетту» с Галиной Улановой по телевизору. И попросил свою маму записать меня в тушинский Дворец Культуры в секцию хореографии.
Хотя я был обычным мальчиком и очень любил бегать с мальчишками по двору и кидаться углем (играли так).
Так однажды в балет влюбилась моя дочь Люба, посмотрев «Лебединое озеро». Она буквально бредила балетом, занималась уже с девяти лет в Московской хореографической академии. Но сегодня моя замечательная дочь отличного уровня экономист. Балериной она не стала.
— Увы?
— Нет, значит просто не ее судьба. Каждый в жизни должен попасть на свое место. Ей просто хотелось танцевать, нравился, как позже выяснилось, блеск костюма, свет прожекторов.
А когда дошло до тяжелого, каторжного труда у балетного станка… Любаша стала жаловаться: «Папа, у меня ножки жутко болят… Как только пошли жалобы, я понял: «Балетной мечте конец».
— А у вас болели ноги?
— Болели. Но я соорудил себе кровать по принципу: ноги выше головы и справлялся с этим. А когда был на каникулах, то частенько отдыхал на Рижском взморье у бабушки своего друга, и чтобы не потерять физическую форму, шил из брезента большой мешок, набивал его песком, клал два кирпича себе на плечи — и каждый день тысячу раз вставал на пальцы… Зато, когда возвращался на работу в Большой, был в хорошей форме. А в театре судачили: «Опять Гордеев занимался все лето…»
Балет жесток именно изнанкой. Вот скоро четыре часа, мои артисты придут на класс и начнут заниматься, «потеть» в прямом смысле. Закончат в десять часов после спектакля. Костюмы можно будет буквально отжимать.
— Недавно на своем участке земли в подмосковном Королеве Вячеслав Гордеев начал рыть котлован для фундамента здания Школы русского балета.
— Строю на свои деньги. Закончатся, буду обращаться к друзьям.
— А губернатор Подмосковья обещал помочь?
— Пока не могу попасть к нему на прием.
— А современные меценаты? Вообще, интересно, есть ли они в России?
— Лично знаю одного – Николай Гришко. Умница, блестяще образован, честен. Сумел наладить пошив балетной одежды и обуви в России такого качества, что сегодня его клиенты – самые именитые звезды балета во многих странах мира.
Николай реально помогает: возит балетные театральные труппы на гастроли за границу, на благотворительной основе шьет балетные костюмы для спектаклей.
Вот недавно был у нас в театре на премьере. После спектакля ко мне и говорит: «Слава, я тебе для «Дон Кихота» сошью все костюмы! Сейчас вот только закончу пошив для Хореографического училища Большого театра (120 костюмов) и твоих одену!».
А ведь пошить костюмы для балета «Дон Кихот» стоит от 6 до 8 миллионов рублей.
Вот побольше бы таких людей рождалось в России!
Я не зря подчеркнул – честен. Я знал многих крупных бизнесменов, которые на добрые дела, просто так, без выгоды, не давали ни копейки.
— Сейчас среди благотворительных российских фондов обсуждается вопрос о создании этического кодекса. Он нужен, на ваш взгляд?
— Я полностью «за».
Благотворительностью нужно заниматься честно. И с достоинством.
В этом, мне кажется, весь успех и вся сила.