Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Благотворительность против самопиара

Я веду программу в прямом эфире, у меня есть обратная связь с 86 регионами. Люди не хотят верить благотворительным фондам, и считают, все, что связано с благотворительностью, неправдой. Мне кажется, в этом огромная «заслуга» СМИ. Такого понятия как «социальная журналистика» у нас не существует. Ни один журналист не может заниматься этим постоянно. Когда я восемь лет назад начинала нашу деятельность, мне казалось, что это так просто, рассказать о хороших делах, дать адрес и телефон. Восемь лет прошло и ничего не изменилось

25 октября, в рамках круглого стола «Роль благотворителей и меценатов в развитии просветительских проектов детской и семейной направленности», проходившего на Международном фестивале детских и семейных фильмов, организованного Российским Клубом Православных Меценатов, состоялась дискуссия о благотворительности, ее роли в нашей жизни, способах и средствах, которыми она осуществляется. В дискуссии приняли участие меценаты, журналисты, представители общественных организации, деятели кино и телевидения. Разговор получился неожиданно острым, прозвучало немало интересных выступлений. Одной из линий обсуждений стал вопрос о соотношении публичной благотворительности и самопиара.


«Зачем вообще нужны благотворители, если есть государство?» — эти слова часто слышит Елена АЛЬШАНСКАЯ руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам в больницах»
:
– Сейчас, наверное, нет людей, которые не знали бы о проблеме отказников, эта проблема вышла в СМИ. Но, как ни странно, никаких серьезных изменений в законодательстве в этой области не произошло. Проблемой по-прежнему занимается горстка добровольцев. Благотворительные акции носят точечный, стихийный характер — человек оказался рядом, увидел беду и стал помогать, не изучив самой проблемы. Можно годами носить памперсы в больницу, можно делать это всю жизнь и ничего не изменится. Чтобы отказные дети перестали поступать в больницу, нужно что-то менять. Сейчас в России две основные проблемы из-за которых происходит то, что происходит — бедность и отсутствие социальных гарантий. Для того, чтобы детей не было в детдомах, надо поддерживать семью. Раньше, до того как они туда попали.
Кто должен этим заниматься? Государство. «Должно оно – значит не должны мы» – вот в этом наша главная ошибка. Если мы сейчас не возьмем на себя ответственность за будущее, то расхлебывать последствия будем тоже мы. У нас нет информационного поля, где было бы видно, какие проблемы существуют, что делается, и что можно сделать. Информация о проблемах появляется случайно и стихийно. Нужно что бы каждый благотворитель задумался, почему вот именно здесь я хочу помогать. Моя помощь — кому именно она приносит пользу, какие последствия будет иметь моя деятельность?

Экспертом по созданию информационного поя выступила Белла КАНЕВСКАЯ, продюсер канадского телевидения Mix TV, г. Торонто:
– В этой стране, где столько олигархов и просто обеспеченных людей – с огорчением констатировала она – такая катастрофическая ситуация в больницах и приютах… Конечно, благотворительность и меценатство – это огромная помощь. И в прессе как можно больше людей должны это видеть. Столько телеканалов – включите телевизор – где о семье, где о детях? Вот обложка одной из центральных газет – «Галкин содержит Пугачеву, которая проиграла в казино». Почему это на обложке? У нас в Канаде, например, телевидение постоянно показывает известных людей, которые занимается благотворительностью. Реклама благотворительных акций идет по всем каналам. И люди дают деньги на благотворительность.

Однако, информационная поддержка благотворительности иногда играет злую шутку с теми, кто пытается поставить ее «на поток» :
– Тут говорят о моде на благотворительность – рассказала актриса Ольга БУДИНА. – Когда мы организовывали концерт, чтобы купить оборудование для детей больных лейкозом, чтобы матери больных не ездили на другой конец Москвы, обвешанные пакетами с кровью. Нужно было собрать 250 тысяч долларов. Мы стали приглашать людей. «А какие будут каналы, какая пресса? – спрашивали звезды. – Как-то неубедительно», – говорили мне. В результате только один человек согласился на сцене передать мне конверт с деньгами. Только один! Мы собрали всего десять тысяч рублей. Мы были в шоке.

Наиболее резко высказался Аким САЛБЕЕВ – кинорежиссер, актер, сценарист, продюсер. Он считает, что благотворительные фонды не нужны и не верит в их деятельность:
– Мода на благотворительность не нужна, vip-персоны рекламируют только самих себя. Если я хочу кому-то помочь, я просто тихо куплю компьютеры в ближайшую школу детский дом. Или лично передам деньги маме больного ребенка – сказал он.

Однако Ольга Будина все же уверена, что привлекать к благотворительности известных людей – необходимость:
– Потому что именно они являются проводниками моды, к сожалению, никто кроме них не может этого сделать. Моду на благотворительность нужно создавать.

Сталкиваются обеспокоенные социальными проблемами vip-персоны и с непониманием масс-медийных функционеров:
– О детях-отказниках я узнала полгода назад – рассказала Будина. – Я была поражена. Я не знала, что такое есть. Для этих младенцев в больницах нет даже специальной еды, их кормят манной кашей, разведенной водой. У них нет памперсов, за ними никто не ухаживает. Государство этими детьми не занималось. А фонд «Волонтеры в помощь детям сиротам в больницах» за три года развил обширную волонтерскую сеть, и вышел с этой проблемой на правительственный уровень. Эти люди, волонтеры, совершили нормальный человеческий поступок, который почему-то не все совершают. Конечно, фонд очень нуждается в помощи тема нашего визита – обозначить проблему. У нас есть много конкретных проблем, которые можно решить с помощью меценатов. Когда я даю интервью и начинаю говорить об этих детях, журналисты мне немедленно говорят «Оля, это неформат».

Резюмировать обсуждение мы попросили Ольгу СУВОРОВУ, директора АНО «Студио-Диалог», автора радиопрограмм «Богач, бедняк, благотворитель», и «Адреса милосердия» :


Ольга Суворова (в центре)

– Мне кажется, что такого понятия как «социальная журналистика» у нас не существует. Ни один журналист не может заниматься этим постоянно. А значит, не может отслеживать и анализировать проблему.
Передача «Адреса милосердия» появилась восемь лет назад, когда слово «милосердие» вообще не звучало, слово «благотворительность» было под запретом и ассоциировалось исключительно с громкими скандалами. Ко всему этому люди относились с большим подозрением. Мы обязательно даем адрес и телефон, чтобы люди знали, где получить помощь, через программу проходит очень много экспертных мнений, чтобы донести их до людей, мы издаем книги, но информационного поля для благотворительности до сих пор не создано. Более того, несмотря на то, что в последнее время появляется много публикаций, отдельные неравнодушные журналисты делают хорошие материалы на эту тему, в обществе продолжает формироваться негативное поле вокруг темы благотворительности. Я веду программу в прямом эфире, у меня есть обратная связь с 86 регионами. И, честно говоря, то, что я слышу периодически… Люди не хотят верить благотворительным фондам, и считают, все, что связано с благотворительностью, неправдой. Мне кажется, в этом огромная «заслуга» СМИ. Вы посмотрите, что нам показывают! 8 лет существования проекта – это нескончаемая борьба. Когда организовывались «Адреса Милосердия», мы написали 200 писем с просьбой о поддержке и отправили в разные организации. Поддержку получили только от федерального агентства по печати, которое и поддерживает нас до сих пор. Мы не получаем никакой спонсорской поддержки, кроме государственного финансирования. Благотворительности обязательно нужна поддержка СМИ.
И еще – не могу не сказать. Недавно по федеральному каналу шла передача о благотворительности, которую вел Михаил Швыдкой. Услышав тему, я очень обрадовалась и обзвонила своих знакомых. Увы, большей дискредитации идеи благотворительности я не видела. Не было не одного эксперта. Ни слова не было сказано о том, что благотворительность — это уже сфера профессиональной деятельности. Зато было собрано огромное количество vip-персон, которые, непонятно почему, говорили, что благотворительность ничего не решает и решить не может…
Когда я восемь лет назад начинала нашу деятельность, мне казалось, что это так просто, рассказать о хороших делах, дать адрес и телефон. Восемь лет прошло и ничего не изменилось.

Участники круглого стола, конечно, не решили проблем, но ценность этой встречи в том. Что многие проблемы были сформулированы и высказаны. И у вас, уважаемые читатели, есть возможность, ознакомившись с приведенными мнениями, самостоятельно сделать выводы.

Подготовила Алиса Орлова

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?