21 июня 2011 года российские эксперты направили в Представительство Русской Православной Церкви при Совете Европы доклад на тему «О праве на критическую оценку гомосексуализма и о законных ограничениях навязывания гомосексуализма». Как относиться православным к проблеме гомосексуализма, рассказывает игумен Мефодий (Кондратьев), 14 лет возглавляющий деятельность по реабилитации наркозависимых на Свято-Георгиевском приходе Иваново-Вознесенской епархии. Многие наркозависимые пациенты являются ВИЧ-инфицированными.
Как реагировать на гей-парад?
Одно из самых громких и эпатажных заявлений гомосексуалистов о себе – гей-парад, о возможном проведении которого в Москве вновь говорили в мае этого года. Слава Богу, парад вновь отменен. Но попытки провести его будут повторяться вновь и вновь. Мне кажется, что эти люди в итоге добьются своего. Мы уже не живем в традиционном обществе. В нашу социальную жизнь настойчиво вторгается то, что несовместимо с нашими религиозными убеждениями. Но мы должны постараться сделать так, чтобы демонстративные шествия «нетрадиционно ориентированных» людей по улицам наших городов начались как можно позднее. Для этого надо действовать на опережение, а мы постоянно находимся в обороне. Это проигрышная стратегия. Что именно надо делать? Давайте думать вместе.
Сразу можно сказать, что едва ли следует делать. Не следует закидывать геев яйцами, или избивать их, потому что это очень больные люди. Православные полагают, что в основе данного заболевания лежат духовные причины. Прежде и медицина разделяла подобный взгляд, считала подобную «ориентацию» серьезным расстройством и болезнью. Мы знаем, что Церковь не учит бить больных, как бы ошибочно они в силу особенностей своего недуга себя ни вели. Ссылки на Содом и Гоморру не являются корректными. Если Господь сжигает Содом и Гоморру, то это Его право, мы подобным правом не обладаем. Наше дело помочь страждущим осознать свое плачевное состояние, помочь им в борьбе с недугом. Одновременно необходимо разобраться, кто «заказывает музыку», кто использует больных людей для продвижения своих идей, для достижения своих целей. Участники массовки в гей-параде являются всего лишь пушечным мясом на чужой войне. По сути, несчастные, обманутые, больные люди, которых убедили в том, что они вполне здоровы, но только особенные, и вывели их на «парад гордости».
Возможно, к этим резонансным в обществе манифестациям примыкают и не особенные люди, решаясь на такой шаг для того, чтобы на них обратили внимание. Молодой человек может манифестировать себя гомосексуалистом из некоторого внутреннего протеста. Как ребенок, который ведет себя намеренно плохо, чтобы родители обратили на него внимание. Как подросток, который желает быть лидером, но не обладая достаточными для того талантами, становится лидером со знаком минус, становится хулиганом. Ему это внутренне не нужно, но ему хочется, чтобы с ним все нянчились. Вокруг нас огромное количество одиноких людей. Когда они нормальные, они вроде бы никому не нужны. А когда они ненормальные, сексуально нетрадиционно ориентированные, вокруг них сразу появляются и пресса, и телекамеры, и новые «друзья», они оказываются в гуще событий.
Можно ли общаться с геями?
Если об этой болезни человека знает только его духовник и больше никто, то вопроса не возникает. Если же человек сам это афиширует, то согласно заповеди Апостола не следует общаться с блудником из числа христиан. Но если человек не считает себя православным, и вы, допустим, просто работаете вместе, то все зависит от конкретной ситуации. Есть коллективы, которые навязывают своим сотрудникам извращенную систему нравственных координат, антихристианскую систему ценностей. Конечно, из такого коллектива надо уйти. Но если подобное стало случайно известно относительно сослуживца, то не надо торопливо от него отворачиваться. Может быть, он и сам тяготится своей наклонностью. Надо не отталкивать и не унижать человека, а по возможности настроить человека на борьбу со страстью. Если человека унижать, то он уйдет в ту группу, которая, его принимает. И выбраться ему станет намного сложнее. Надо учитывать, что в наше время впадшие в этот грех имеют право на большее снисхождение, чем в стародавние времена, когда в обществе религиозное воспитание являлось нормой. Ныне через СМИ проповедуются совсем иные идеалы, в том числе распространяется известная ложь в отношении вопросов пола. К обманутым людям надо проявлять снисхождение.
Как относиться к их творчеству?
Если появляются люди, которые, как Борис Моисеев, проповедуют этот грех со сцены, то мы как православные должны подняться, и сделать так чтобы его концерта не было. А если мы знаем, что некто имеет такую немощь, и переживает это как личную трагедию, то здесь совсем другая ситуация. Мы не должны исключать его из списка заслуживающих нашего внимания музыкантов, запрещать себе слушать его музыку, ходить на его концерты. Только на основании болезненной наклонности человека гнушаться его творческим наследием едва ли следует.
Некоторые говорят, что это их «природа», а с природой бороться бессмысленно
Природа у всех нас одна – падшая, и все мы призваны бороться со страстными наклонностями этой природы. Страстного человека влечет к одному, к другому, к третьему воспрещенному нравственным законом деянию. И что делать? А если у кого-то склонности к некрофилии? Или педофилии? Тоже будем поощрять такой выбор? Я слышал, что педофилов, которых влечет к детям похотливое желание, сейчас предлагают кастрировать, и одновременно про другие столь же патологичные отклонения говорят, что это такая «ориентация». Все мы призваны бороться со своей падшей природой и с помощью Божией ее преображать. Сопротивляться недолжным, зачастую постыдным влечениям и страстям. То, что у некоторых такое нетрадиционное сексуальное влечение выявляется – это правда. Но это всего лишь «сбой» во внутренней природе – с которым можно бороться, который с Божьей помощью врачуется, перед которым не следует капитулировать. У каждого из нас есть свой «сбой», который доставляет нам проблемы, мучает нас. Аскетическая традиция православной Церкви хранит опыт борьбы со всеразличными страстями, в том числе и с этой. Поэтому если кто-то обнаружил в себе наличие сексуального влечения к представителям своего пола, огорчился этим, настроен с этим влечением бороться, можно ему помочь. Тот, кто выявил в себе эту страсть, считающуюся в традиционном обществе постыдной, чтобы не потерять самоуважения, может избрать один из двух путей. Путь первый – назвать эту страсть болезнью, с которой человек не настроен в себе мириться, и начать бороться с ней. Путь второй – назвать эту страсть природной ориентацией, и заставить общество уважительно к его ориентации относиться. Идущие первым путем заслуживают нашего уважения, никоим образом нами не отвергаются, мы готовы прийти им на помощь. Избравшие второй путь, желающие утвердить грех, о котором «срамно есть и глаголати», в качестве нормы, должны встретить с нашей стороны допустимое Божьим и государственным законом сопротивление.
Выдержка из доклада иг. Мефодия (Кондратьева) на Третьей Конференции по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии (Москва, 28 – 30 октября 2009 года).
«Представители разных полов по естеству испытывают влечение друг к другу. Но случается, что кто-то испытывает сексуальное влечение к представителю того же пола, к которому принадлежит сам. В таких случаях принято говорить о нетрадиционной сексуальной ориентации человека. Как к этому относиться? Относиться к этому надо спокойно, и не делать в связи с этим фактом ложных выводов. Во-первых, согласно откровению, человек – существо падшее, у него изначально, от рождения, более или менее расстроена или повреждена деятельность всех психофизических и духовных сил, потому вплоть до исхода смертного ему временами досаждают самые разнообразные страстные влечения. В том числе бывает, что у некоторых из потомков Адама неразумная плоть воспламеняется сексуальным вожделением к существу своего же пола. Но такой сбой психофизической составляющей естества встречается заметно реже, чем повреждения в настройке совести, относящейся к духовной природе человека. Между тем, иметь больную совесть гораздо опаснее, чем плоть, спутавшую свою половую принадлежность. Во-вторых, человек – существо иерархичное, а не гармоничное. Согласно замыслу Творца человек – венец творения, призван делать выбор: предпочитать более важное менее значимому, духовное предпочитать телесному, и ничего не предпочитать Богу. Не дано человеку гармонично и в равной мере развивать все свои духовные и телесные способности и потенции, не дано в полноте удовлетворять все желания и потребности плоти и духа. Выбор неизбежен, и этот выбор является судьбоносным для человека. Если человек ориентирован на вечную жизнь с Богом, который крайне негативно (как повествует об этом Библия) относится к однополым сексуальным отношениям, что подтверждают руины Содома и Гоморры, то этот человек сможет обуздать похоть глупой плоти и удержаться от капитуляции перед нетрадиционным сексуальным влечением, если таковое в нем обнаружится. Православная Церковь традиционно благословляет именно такой аскетический выбор, в то время как общественное мнение на западе постепенно дрейфует к признанию гомосексуальной связи не только допустимой, но, более того, обладающей равным достоинством с традиционным союзом между мужчиной и женщиной. При этом относительно педофилии, некрофилии, зоофилии (точно так же связанных с нездоровым капризом похотливой неразумной плоти) пока что сохраняется всеобщее согласие: надо воздерживаться, а отказавшихся от воздержания приверженцев допустимо (необходимо) наказывать. Диагноз, который ставит Церковь, исходя из откровения, и рецепт, который она прописывает в связи с гомосексуализмом, многим может не нравиться и вызывает порицания, но останется неизменным».