Сергей Пономарев рассказал нашему корреспонденту Наталье Волковой об идеальном кадре и о том, зачем фотожурналист снимает чужое страдание.
– Что чувствует человек, который фотографирует чужую боль?
– Это осознанный жизненный выбор. Фотожурналист служит проводником между страдающими людьми и теми, кто находится в относительно спокойной обстановке. Мы как раз и попадаем туда, где люди испытывают боль и страх, чтобы показать всему остальному миру, что происходит за дверями их уютных квартир.
– Хочется накормить голодного, согреть холодного, помочь страдающему?
– Ситуации бывают совершенно разные. Часто фотожурналисты не первые прибывают на место трагедии. Там уже есть и врачи, и спасатели – это их непосредственная обязанность: спасать и помогать. При этом их работа осталась бы незамеченной без присутствия СМИ. Мы, журналисты, когда оказываемся в горячих точках, тоже стараемся помогать по мере своих сил. Но это не отменяет того, что мы должны выполнять своей профессиональный долг.
– Что бы вы никогда не стали фотографировать?
– Бывают разные ситуации, каждая – уникальная. Все зависит от того, делаю ли я фотодокумент или у меня есть возможность предотвратить преступление. Сделать документ преступления гораздо важнее, чем ничего не сделать. Нет четкого правила и ответа на этот вопрос. Все сводится к личному выбору – как фотограф решил действовать в определенный момент.
– После взрыва самолета в Египте разразился медиа-скандал: часть наблюдающих за трагедии стали укорять СМИ за то, что они снимали родственников погибших и показывали слезы людей, потерявших близких. Как вы думаете, подобные вещи этичны?
– Не считаю, что в таких случаях должен быть какой-то запрет на работу. Ссылаться на этику и пользоваться словосочетанием «жареные факты» беспочвенно. Фотографы снимали последствия трагедии, случившейся в Египте. И снимали родственников, которым, возможно, самим хотелось что-то сказать. Бывают случаи, когда сами фотожурналисты начинают толкаться ради какого-то удачного кадра, это вызывает недоумение. Но я не считаю, что их работа неэтична, если они снимают родственников жертв трагедий.
– Каков для вас идеальный кадр?
– Правдивый. Снимок должен отвечать на три вопроса: что происходит, где и когда? Все зависит от контекста, конечно. Но если изображение без слов может все всем объяснить, его можно назвать идеальным кадром.