С начала года в Европу приехали более полумиллиона мигрантов. Европейские власти бьют тревогу: такого наплыва беженцев не было со времен Второй мировой войны. Кто-то, как Венгрия, закрывает границы и дает приказ армии применять оружие, а кто-то – как Германия – радушно встречает чуть ли каждый поезд с беженцами, прибывающий в богатые немецкие города.
Руководство ЕС пытается распределять беженцев по разным странам, но пока выходит неважно. Чтобы хоть как-то обуздать кризис, 23 сентября представители всех стран Еврозоны соберутся на экстренный саммит по беженцам.
Милосердие.ру вместе с экспертами разбирается, почему произошел кризис, как беженцев принимают в Европе и к чему это все приведет.
«Непосредственной причиной кризиса является гражданская война в Сирии и распад сирийского государства, а также появление ИГИЛ [так называемого Исламского государства], – отметил в комментарии Милосердию.ру профессор Лондонской школы экономики Владислав Зубок. – Кризис наметился еще несколько лет назад, с разрушением Ливийской Джамахирии. Итальянское телевидение каждое лето передавало о кризисе с беженцами в районе Сицилии. Но до катастрофы в апреле этого года (с перевернувшимся кораблем, на котором погибло более 800 мигрантов) евроструктуры этот вопрос игнорировали. Это была как бы проблема Италии. Теперь это стало проблемой всей Европы».
Другая причина кризиса – привлекательность европейских стран с точки зрения мигрантов. Людей не страшит, что их могут задержать на границе, их надувные лодки, нагруженные до предела, могут перевернуться посреди Средиземного моря, а их семьи – погибнуть. Счастливые картинки благополучной жизни в Европе заслоняют в сознании все возможные риски.
Германия высылает за беженцами спецпоезда
Лучше всего в Европе прием беженцев организован в Германии. Канцлер Ангела Меркель в образе матери Терезы – такой коллаж сделал на своей обложке популярный немецкий журнал «Шпигель». Лидер ФРГ встречается с беженцами, фотографируется с ними, посещает центры по их размещению, но главное – принимает реальные меры для помощи мигрантам в Германии.
Правительство уже заявило, что до конца года планирует принять 800 тысяч беженцев, в связи с этим увеличена численность федеральной структуры, отвечающей за миграцию, упрощена процедура подачи документов на получение убежища. Если раньше процедура получения документов об убежище занимала 4-5 месяцев, то сейчас для мигрантов из Сирии и Ирака время ожидания – несколько дней.
Германия специально отправляет в соседние страны поезда, чтобы забрать беженцев, желающих попасть в ФРГ. Эти поезда затем радушно принимают в немецких городах простые жители Германии. Организованы центры по размещению беженцев: им выдается одежда, их кормят, а также дополнительно выдают 143 евро в месяц. Появляются и частные инициативы поддержки мигрантов: немецкие граждане берут на свое попечение одну или несколько семей беженцев и полностью устраивают их жизнь в Германии. Люди победнее помогают чем могут: кто-то с немецким, кто-то покупает продукты, кто-то сидит с детьми.
«Германия предоставляет статус беженца сроком до 15 месяцев, – поясняет доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин. – Если за это время ситуация в Сирии не улучшилась, то статус может быть продлен. Если же в Сирии ситуация нормализовалась, то беженцам говорят, что они могут возвращаться на родину».
Папа Франциск призвал каждый приход принять хоть одну семью беженцев
Активно помогают беженцам верующие люди. В начале сентября папа Римский Франциск призвал каждый приход в Европе принять по одной семье беженцев. И начал с себя: непосредственно в Ватикане разместят две семьи мигрантов. С одной из семей из Сирии папа Римский пообщался перед своей поездкой за океан.
Свою собственную резиденцию – Ламбетский дворец – предоставит семьям беженцев и архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби. В распоряжении мигрантов будет 4-комнатный коттедж на территории дворца. Платить за пребывание на берегу Темзы беженцы не будут: коммунальные услуги будут покрыты из средств благотворительных фондов, за этим проследит лично архиепископ Кентерберийский.
Треть сирийских беженцев – с высшим образованием
Пока не так активно беженцы едут во Францию. Общее количество мигрантов, уже принятых во Франции, несопоставимо с немецкими цифрами. По словам премьер-министра Баварии Хорста Зеехофера, Франция приняла столько же беженцев, сколько один из районов Баварии. «Это эгоистично. Когда становится трудно, в Европе исчезает солидарность», – заметил он в интервью газете Passauer Neuen Presse.
Официальный Париж объявил, что примет в страну 24 тысячи беженцев в течение двух ближайших лет. Однако здесь их ожидает не такой радушный прием, как в Германии. Уровень безработицы во Франции гораздо выше, чем в Великобритании или Германии. Процесс оформления документов на убежище занимает месяцы, мигранты жалуются на плохие условия проживания и питания. Возможно, поэтому не так давно толпы беженцев устремились к атлантическому побережью Франции в надежде прорваться в Великобританию через Ла-Манш.
Сама Великобритания пока приняла совсем немного беженцев. Тем не менее даже премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, ранее всегда выступавшей за ограничение иммиграции, в том числе внутри самого Евросоюза, пообещал, что его страна примет 20 тысяч сирийских беженцев до 2020 года.
Эти планы вызывают критику некоторых людей в Англии. «Британская иммиграционная политика, а еще больше риторика – одна из самых консервативных в Европе, – говорит профессор Лондонской школы экономики Владислав Зубок. – Если Лондон нуждается во все новых волнах мигрантов, вся остальная Англия этих волн боится. Британские власти для мигрантов ничего особенного не делают, и мигрантам категорически запрещено получить деньги из социальной помощи. Но в Англии с 1945 года есть система бесплатной медицины, и этим могут пользоваться все, проживающие на острове. Здесь – главный узел британских страхов. Что эта система обанкротится, если нахлынет слишком много мигрантов. Вторая тема – «польские водопроводчики», образ мигранта, отбирающего работу у местных работяг». Многие люди опасаются, что если мигранты получат статус политических беженцев, они автоматически получают доступ ко всему, что дает «социальное государство».
Хороший прием для мигрантов организован в Швеции. В прошлом году страна приняла более 80 тысяч человек, подавших заявления на убежище. Каждый день на вокзал Стокгольма прибывают сотни беженцев. В числе тех, кто прибыл на днях, молодая 20-летняя девушка Али из Ирака. Она провела 29 дней, пытаясь найти пристанище в Европе, по пути даже была арестована. «Из Ирака в Турцию, из Турции в Грецию, Македонию, Сербию, Венгрию, Австрию, Германию, Данию и наконец – в Швецию», – делится она своим маршрутом. «Я люблю Швецию, – говорит Али, – отношение ко мне на другом уровне – я чувствую себя человеком».
Власти Швеции охотно принимает беженцев в том числе потому, что коренное население быстро стареет, а страна нуждается в рабочей силе (похожая ситуация сложилась в Германии). «Возьмем, например, сирийцев, которые сейчас приезжают в Швецию, – говорит министр по миграции Швеции Морган Йоханссон, – Треть из них имеют высшее образование. Среди них доктора, инженеры, медсестры, люди, которые знают, что они будут нужны шведской экономике. Они нужны нам прямо сейчас, но мы будем нуждаться в них еще больше в ближайшие годы».
Венгерский забор и резиновые пули: страх потерять идентичность
В то же время целый ряд стран Евросоюза прекратил принимать беженцев. Наиболее жесткие меры приняло правительство Венгрии. Государственную границу с Сербией уже обнесли забором, сейчас возводится укрепление на границе с Хорватией. 21 сентября правительство Венгрии разрешило армии стрелять резиновыми пулями по людям, нелегально пересекающим границу. На сегодня в Венгрии зарегистрировано свыше 200 тысяч беженцев, при этом власти страны не намерены им предоставлять убежище.
Объясняя свои меры, премьер-министр Венгрии сетует не только на неспособность страны принять такое количество мигрантов, но и на то, что в противном случае Европа может утратить свою идентичность. «Те, кто прибывают, были воспитаны в другой религиозной традиции и представляют радикально другую культуру», – отметил премьер Виктор Орбан.
Именно через Венгрию проходил раньше основной маршрут миграции – страна граничит с Австрией, через которую можно попасть в Германию и, если нужно, дальше путешествовать по Европе. Беженцы прибывали в Сербию и двигались в Венгрию. Но после того, как Венгрия 15 сентября закрыла свою границу с Сербией, основной поток беженцев из Сербии устремился в Хорватию: отсюда они уже пытаются попасть в Словению или в Венгрию через еще не охраняемый участок границы.
Новое испытание беженцев ждало 21 сентября: Словения закрыла свою границу с Хорватией. Абдулла из Сирии пересек границу Словении с Хорватией накануне ужесточения контроля. Раньше ему пришлось провести 3 дня на границе Сербии и Венгрии. Сегодня Абдулла вместе со своими друзьями уже в Австрии – его встречали аплодисментами местные жители и несколько благотворительных организаций. «Я провел в пути шесть недель, – говорит Абдулла. – Никогда в жизни я так не уставал. Но сейчас я чувствую себя в безопасности и чувствую себя счастливым. Я в Австрии. Следующая остановка – Германия».
Абделю Кариму из Ирака повезло меньше. Он не успел пройти через границу Словении и Хорватии, а при попытке прорваться через границу полицейские применили слезоточивый газ. «Мы лишь сказали: откройте границы, помогите людям – детям и женщинам! Но они не помогли. Почему?» – спрашивает он. Абдель надеялся, что он больше не встретит насилия. «В Ираке я не был свободным человеком, – говорит он. – Я хочу в Швецию».
Свои границы для нелегальных мигрантов закрыла Болгария. Хорватия закрыла границу с Сербией, из-за наплыва беженцев готовится закрыть границы Финляндия.
1,2 млн беженцев – в Ливане, 1,8 млн – в Турции
Проблема с наплывом беженцев в Европу – не единственный миграционный кризис в мире. Более того, в абсолютных показателях это лишь часть тех глобальных трудностей, которые испытывает весь мир. Сегодня более 1,2 миллиона сирийских беженцев нашли приют в 4-миллионном Ливане, более 1,8 миллионов мигрантов приняла Турция, более 600 тысяч – Иордания.
То, что происходит на Ближнем Востоке или в Северной Африке, гораздо ближе к каждому из нас, чем это может показаться. С января по август этого года 912 сирийцев официально попросили убежища в России.
На Европейском континенте пока не видно конца кризиса. «Продолжающаяся нестабильность в соседних с Европой регионах будет по-прежнему оказывать давление на Евросоюз. Это может поставить под сомнение часть ценностей объединенной Европы. Солидарность должны будут проявить не только государства в распределении беженцев, но и граждане», – отметила в своем комментарии Милосердию.ру научный сотрудник Института Европы РАН, специалист по проблеме европейский миграции Любовь Биссон.
О кризисе свидетельствует множество смертей нелегальных мигрантов. В конце августа Европу потрясло известие о том, что недалеко от Вены на трассе был обнаружен грузовик с десятками разлагающихся тел нелегальных мигрантов. Огромное количество людей погибает при попытке пересечь Средиземное море. Этот маршрут с начала года выбрали более 440 тысяч мигрантов, при этом 2921 человек погиб только за последние 9 месяцев. Каждый день на греческие острова продолжают прибывать по 4 тысячи человек, – заявил на брифинге в Женеве 21 сентября официальный представитель Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев Адриан Эдвардс. «Кризис нарастает, страны перебрасывают проблему друг на друга без какого бы то ни было решения», – констатировал он.
Что дальше?
Как будет развиваться ситуация, точно предсказать невозможно. Все взоры в основном обращены на Германию, от которой во многом будет зависеть дальнейший ход событий. «Сейчас Германия в целом и Меркель лично предлагают вариант «инклюзивный» – принять мигрантов. Все это строится не на экономическом расчете, а на гуманитарном либерализме, на ценностной идентичности самой Германии, – говорит профессор Лондонской школы экономики Владислав Зубок. – Не принять беженцев – значит разрушить образ Германии, создавшийся за последние десятилетия. Но экономика и политика рано или поздно даст о себе знать. Скажем, как только встанет вопрос о повышении социальных налогов, или об условиях допуска новой волны беженцев к благам «социального государства» – вот тогда встанет нелегкий выбор – как быть добрым, открытым, и расчетливым одновременно».
Большое значение будет иметь участие Церкви и верующих людей в помощи беженцам. Об этом говорит научный сотрудник Института Европы РАН Любовь Биссон: «Массовый приток беженцев в Европу в последние месяцы, и, видимо, в грядущие, ставит перед европейцами нелегкую задачу: с одной стороны обеспечить социально-экономическую стабильность в новых условиях, а с другой – не отступить от ценностей не только политических (права человека, человеческое достоинство), но и, по сути, от своих христианских добродетелей, таких как странноприимство, милосердие, благотворительность».
По мнению экспертов, благоприятный сценарий развития ситуации – это повторение опыта США, которые смогли принять большое количество мигрантов, не утратив свою идентичность. Но удастся ли этот опыт повторить – большой вопрос.
На 22 сентября в Брюсселе назначено внеочередное заседание министров внутренних дел стран ЕС, на котором планируется утвердить перераспределение еще 120 тысяч беженцев, прибывших и прибывающих в Италию и Грецию. На следующий день представители всех стран ЕС примут участие в экстренном саммите по беженцам.
Правда, лидер Германии Ангела Меркель слабо верит в успешный результат встречи: «За одну ночь решения достичь нельзя. Нам понадобится терпение и выносливость».
В публикации использованы материалы Washington Post, Deutsche Welle, Reuters, Guardian, Spiegel, Daily Telegraph, «ТВ Центр», ТАСС, New York Times, BBC, NBC, МИА «Россия сегодня», Tageblatt, Focus