Православный портал о благотворительности

Бездомных – на биржу труда

Жилищный кодекс создает очень хорошие условия для того, чтобы собственник мог выгнать на улицу даже родную мать. Человек теряет регистрацию, а потом уже и работу. Бездомный не может официально трудоустроиться, потому что у него нет регистрации, человек оказывается в заколдованном кругу, толкающем все дальше на дно Материал сайта «Радио Свобода»

Специалисты общественной благотворительной организации Санкт-Петербурга «Ночлежка» считают, что городу требуется новая биржа труда – для бездомных. Из тех, кто в последние месяцы приобрел этот статус, все больше людей с высшим и средним техническим образованием.

По данным благотворительной организации «Ночлежка», в Петербурге сегодня около 27 тысяч бездомных. В первые месяцы 2009 года количество обращений в «Ночлежку» увеличилось на треть – в основном, это люди, уволенные с работы в результате сокращений, жившие в Петербурге без регистрации и вместе с заработком лишившиеся возможности снимать жилье. При этом из 420 человек, впервые обратившихся в организацию за помощью, 10 процентов имеют высшее образование, 20 процентов – среднее техническое, владеют востребованными на рынке труда рабочими профессиями. У всех этих людей есть горячее желание работать, но они оказываются в заколдованном кругу, толкающем их все дальше на дно.

О том, как это происходит, в эфире« Радио Свобода» рассказал руководитель «Ночлежки» Максим Егоров.

– Бездомный не может официально трудоустроиться, потому что у него нет регистрации. Поэтому официальная биржа не для них, она по определению работает только с людьми, имеющими регистрацию по месту жительства. Чтобы встать на учет, пойти переобучиться, переквалифицироваться, человек должен иметь регистрацию. 80 процентов наших клиентов – люди, которые находятся в поиске работы. 10 процентов из них с высшим образованием, остальные со средним специальным, это рабочие высокой квалификации.

– Как же получается, что квалифицированные рабочие оказываются не у дел – ведь их всюду не хватает?

– Сначала они оказываются без жилья. Это две разных истории. Здесь нужно объяснить, как человек становится бездомным. Каждый пятый из них – это тот, кого обманули при сделке с недвижимостью. 30 процентов побывали в тюрьме, а около 40 процентов – те, кто по семейным причинам оказались на улице. Обычно люди сначала теряют регистрацию, а потом уже и работу. Сейчас по новому Жилищному кодексу собственник может выписать кого угодно – и старика, и ребенка, и мужа, и жену. Например, мужчина ушел от жены и у него есть работа. Жена его тем временем выписывает, если она собственник квартиры. Если в какой-то момент его, например, увольняют по сокращению штатов или он решает просто поменять работу и приходит устраиваться на новую, то тут выясняется, что у него уже нет регистрации и официально ему не устроиться. К сожалению, Жилищный кодекс создает очень хорошие условия для того, чтобы собственник мог выгнать на улицу даже родную мать.

– Социальный состав бездомных во время кризиса сильно изменился – в основном, теперь это люди, не имеющие стажа уличной жизни, потерявшие дом и работу всего два-три месяца назад и еще не утратившие навыки трудоустройства.

– Проблема в том, что им часто негде помыться, негде постирать вещи. Понятно, что за месяц, за два они принимают такой «нетоварный» вид, что устраиваться им все тяжелее и тяжелее. Проблема не только в том, что их не берут на работу без регистрации, но и в том, что у нас до сих пор нет ни одной бесплатной душевой в городе. Это значит, что человек, живущий на улице, не может помыться и привести себя в порядок. Нет ни одной бесплатной, доступной санитарной службы, где человек мог бы постирать вещи, подстричься и так далее. То есть это целый комплекс проблем. Стоит только на человеку попасть на улицу, как сразу же проблемы нарастают как снежный ком. Основное неудобство не в том, что нет жилья, а в том, что ты не можешь какие-то свои, самые простые, базовые потребности реализовать.

Но главная проблема все-таки в том, что на бирже труда людей ставят на учет только по месту жительства, считает консультант «Ночлежки» по социально-правовым вопросам Игорь Карлинский.

– Регистрация у нас – старая головная боль, так что систему регистрации надо менять. Ее надо дополнять так, чтобы она позволяла учитывать людей, не имеющих официальных места жительства и места пребывания. Надо ввести третью форму регистрации. Тогда будет больше возможностей, во всяком случае, для их социальной интеграции, – считает юрист «Ночлежки».

Сейчас «Ночлежка» выполняет программу минимум: ее специалисты обратились к работодателям с просьбой сообщать, какие работники им нужны, и эта информация будет передана бездомным. В прошлом году благодаря такой практике смогли устроиться на работу 35 человек. Теперь работа будет целенаправленной, и если предложений окажется много, «Ночлежка» будет искать дополнительные средства и профессионалов для организации самостоятельной биржи труда для бездомных. При успехе проекта до 30 процентов бездомных смогут вернуть себе прежний социальный статус.

Татьяна ВОЛЬТСКАЯ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version