Православный портал о благотворительности

Бездомные и домашние – неготовность к встрече

Презумпция виновности бездомного – вот то, что во многих так называемых «нормальных гражданах» убивает ростки сострадания к этим людям.

Презумпция виновности бездомного – вот то, что во многих так называемых «нормальных гражданах» убивает ростки сострадания к этим людям.

Если негативное отношение к инвалидам появляется в российских СМИ лишь эпизодически, то что касается бездомных людей, то за двадцать последних лет ситуация едва ли изменилась в лучшую сторону.

Даже в тех публикациях, которые посвящены помощи этим страждущим и в которых есть попытки выразить какое-то к ним сочувствие, чаще всего тиражируется один и тот же образ бездомного: грязный, пьяный, возможно заразный и социально опасный тип, вероятнее всего, попавший в такое положение по своей вине.

Презумпция виновности бездомного – вот то, что во многих так называемых «нормальных гражданах» убивает ростки сострадания к этим маргинальным типам. Большинство журналистов – обычные члены общества, те самые так называемые «нормальные». И тиражированием этого образа бездомного они, скорее всего, занимаются почти неосознанно.

13-го и 14-го февраля в городе Пушкин под Санкт-Петербургом под эгидой Института региональной прессы прошел семинар «СМИ о бездомных и бездомности. Социальные и правовые аспекты», ведущим которого был Игорь Карлинский, консультант по социально-правовым вопросам СПбБОО «Ночлежка», работающий с бездомными с 1993-го года. Игорь Залманович также является одним из разработчиков ряда петербургских государственных социальных программ. Уже в который раз Карлинский поделился с представителями прессы как своим опытом, так и своими соображениями по проблеме восприятия обществом своих бездомных членов.

Игорь Карлинский: Во-первых, выражение «лицо без определенного места жительства» бессмысленно. Вопрос: что такое «место жительства»? Ответ: это любое жилое помещение, где человек живет. Оно или есть, или его нет. Но не бывает неопределенного места жительства. Во-вторых, в настоящее время слово «бомж» носит характер оскорбления. Я читал десятки публицистических и научных материалов. И вот пример: ученый описывает маргинальные слои населения сельской местности и пишет: «Бомжи, бомжи…». Как оказалось, он имел в виду обычных домашних алкоголиков, опустившихся людей, а вовсе не людей без прописки.

Вопреки распространенному убеждению, бездомные не являются единой социальной группой. Даже среди уличных бездомных попадаются люди с разным уровнем образования, разных профессий, с разным культурным уровнем, а также с различными жизненными устремлениями – и немало среди них людей, внешность которых категорически не соответствует растиражированному образу.

Важно, что люди оказываются на улице по очень разным частным причинам, в том числе и таким, которые категорически нельзя ставить людям в вину. Отдельно нужно отметить так называемых латентных бездомных – тех, у кого нет вообще никакой регистрации, но которые имеют стабильный достаток и, соответственно, могут снимать жилье, но в случае потери источника доходов также окажутся на улице. Что же касается тех, кто уже на улице, то один из характерных упреков в их адрес – огульное обвинение в страсти к бродяжничеству. Думаю, любой из тех, кто общался с бездомными, знает, что большинство из них, даже так называемые «опустившиеся», недовольны своим образом жизни (особенно зимой – покажите мне человека, который получает удовольствие от перспективы замерзнуть).

В действительности дромомания (склонность к бродяжничеству) встречается среди бездомных очень редко. Хотя несомненно, что психика большинства бездомных далека от уловной нормы – ведь бездомность сама по себе является психотравмирующим фактором.

В качестве причин бездомности мы привыкли называть стихийные бедствия, мошенничество или просто неудачные сделки с недвижимостью, семейные проблемы, последствия осуждения к лишению свободы, алкогольную или наркотическую зависимость. Но ничто из этого не является такой причиной само по себе: причина бездомности всегда носит комплексный характер, на который влияют три основных фактора: личностный, микросоциум (семья) и макросоциум (общество). И вторичные причины, т. е. мешающие человеку перестать быть бездомным, от вышеупомянутых первичных не отличаются.

И. К.: Бездомность в России носит застойный характер, что выражается прежде всего в среднем сроке бездомности, который по данным Межрегионального социологического центра у нас составляет семь лет. Это важно потому, что приблизительно через полгода существования на улице начинаются личностные изменения. И если мы задумаемся о способах выхода из состояния бездомности, то увидим здесь большие проблемы – в России таких способов очень немного, и они не подходят для большинства наших бездомных. Можно перестать быть бездомным, если есть собственные ресурсы, но зачастую у бездомных их нет. Бездомность – это ресурсная недостаточность. И мы не должны забывать о психических проблемах этих людей. Бездомные – одна из самых тяжелых категорий в плане профилактики и реабилитации.

Так называемые «обычные граждане» привыкли воспринимать бездомных, как неких «иных», как представителей не нашего, а какого-то иного общества, почти, как инопланетян. Но страхового полиса от бездомности нет, и каждый может оказаться на улице. «Обычные» граждане не всегда могут превозмочь отвращение при виде уличного бездомного, грязного и дурно пахнущего. Но большинству неизвестно, что, например, в Санкт-Петербурге, где только по официальным данным насчитывается около 30000 бездомных (по неофициальным – минимум, в два раза больше), мест, где люди, лишенные постоянного места жительства, могут помыться, всего несколько. А дезинфекцию от педикулеза бездомные могут пройти в единственном пункте на улице профессора Ивашенцева. Еще один распространенный упрек в адрес бездомных – якобы они не хотят работать. Однако стоит не только прежде всего узнать, так ли это в действительности, у самих бездомных, но и задуматься о том, какое количество незаконных требований вполне открыто (в текстах объявлений о вакансиях) предъявляют к потенциальным работникам нынешние работодатели: здесь можно встретить и требования, касающиеся семейного положения, национальности, требования нерелигиозных организаций, связанных с вероисповеданием, и самое распространенное – требование регистрации. Надо ли говорить, что у большинства бездомных регистрация отсутствует? Те же, у кого вообще отсутствуют документы, при всем желании могут рассчитывать разве на нелегальные и эпизодические заработки. Есть и еще одна проблема: человек может не иметь постоянного места жительства, но все же обладать кое-каким имуществом. Если речь идет об уличном бездомном, то если он устраивается на работу, это имущество ему попросту негде хранить.

Возвращаясь к образу бездомного в российском общественном сознании нужно заметить, что общество акцентирует в бездомных свои же негативные черты. Пьянство, сексуальная распущенность, хамство (в том числе регулярное употребление матерных слов), пренебрежение к закону – все это свойства нашего общества в целом, тогда как бездомные становятся своего рода «козлами отпущения». Это лицемерие проявляется не только по отношению к бездомным – так обычные постсоветские пьяницы порой презирают наркоманов.

И. К.: Я помню попытки у нас в России заниматься социальной реабилитацией бездомных: людям давали работу и койку в общежитии. А бездомные задерживались там не дольше чем на два месяца. Это не реабилитация, а профанация. Реабилитация – процесс, состоящий из двух компонентов: во-первых, подготовки человека к той хотя бы стартовой общественно приемлемой социальной роли, в которой мы хотим его увидеть, и в которой он согласен находиться, включившись в общество; во-вторых, подготовки общества к принятию этого человека. И вот когда эти два процесса сходятся в наивысшей точке, мы имеем шанс на реабилитацию этого человека. А так получается то же самое, как если человека первый раз поставили на коньки и сказали: мы хотим, чтобы ты вышел даже не на чемпионат мира, а на дворовое соревнование. Вспомним еще раз: изменение личности начинается через шесть месяцев бездомности. Это изменение выражается в том, что у него утрачиваются некие навыки, так же, как при бездействии атрофируются мышцы – то есть, у него меняются повседневные практики. В Швеции средний стаж бездомности – год, а процесс реабилитации при этом занимает 18 месяцев: с человеком работают психологи, специалисты по социальной работе, юристы.

В очередной раз приходится повторять банальность: кардинально решать проблему бездомности можно только на государственном уровне при поддержке всего общества. Небольшие и малочисленные общественные организации помогают конкретным людям, но в целом они не делают погоды. В изменении общественного сознания СМИ могут сыграть ключевую роль, если не будут отгораживать мир бездомных от мира «домашних» граждан.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version