3-го июля питерские музеи традиционно проводят разнообразные акции, посвященные творчеству Федора Михайловича Достоевского. Выбор даты связан с тем, что именно в начале июля 1865-го года писатель приступил к сочинению своего знаменитого романа «Преступление и наказание».
Книжный дворик на Фонтанке – это на самом деле целых три двора, примыкающих к зданиям Городской публичной библиотеки им. В.В.Маяковского. Невский проспект рядом, но его шума не слышно. А в этот день и своего шума здесь хватало: администрация библиотеки развернула нешуточную активность. Во всех трех дворах выступали артисты разговорного жанра, музыканты, выставлялись и рисовали художники, проводились литературные викторины. Также бесплатно раздавались старые издания произведений Достоевского, подаренные библиотеке простыми гражданами.
Редакция уличной газеты «Путь домой» (ее распространители – бездомные и малоимущие люди, а посвящена она также во многом проблеме бездомности) сотрудничает с библиотекой им. В.В.Маяковского уже около 4-х лет, проводя в ее стенах самые разные мероприятия, связанные с творчеством бездомных. Неудивительно, что администрация библиотеки предложила журналистам и распространителям этой газеты участвовать в празднике.
И вот результат: свернув в арку с набережной реки Фонтанки, в первом же дворе, рядом с главным входом в библиотеку можно было наблюдать перформанс «Достоевский в граффити», выполняемый в технике «markerscotch». На нескольких больших листах картона белой краской нарочито небрежно нанесены фоновые пятна. На этом фоне бездомные художники из арт-студии газеты «Путь домой» и арт-студии католического Приюта сестер матери Терезы черными маркерами рисовали то, что, по их мнению, ассоциируется с творчеством Федора Михайловича. Готовые рисунки – видимо для пущей внятности изображения – обрамлялись полосами черного и красного скотча: этим занимались авторы идеи, художники арт-группы «СВОИ» Александр Менус и Александр Подобед с некоторой помощью главного редактора «Пути домой» Аркадия Тюрина.
По словам куратора акции Елены Ледневой, для бездомных эта акция была в первую очередь арт-терапией. Хотя многие из них знакомы с произведениями Достоевского. Судя по получившимся рисункам, художников больше впечатляла тема Санкт-Петербурга – по понятным причинам она им близка и понятна по-особому. Что ж, в каком-то смысле они оказались продолжателями дела Достоевского, ведь он много занимался описанием жизни внутри современного ему города. Художники рисовали город, современный им. Несмотря на все перемены в нынешнем Санкт-Петербурге не так уж мало осталось от того города, в котором жил и про который писал Федор Михайлович.
Игорь ЛУНЕВ
Фото Сергей ЕГГИ