Бездомность в сельской местности

– Юрий, скажите, много у вас в поселке людей без дома, без прописки?
– Да полно таких! Вот я без прописки, да и зачем она мне нужна – милиция меня уже знает, не пристает…
– А как же работа, ведь на работу без прописки устроится нелегко?

Бездомность как результат социального изменения и институционального кризиса – явление не только относящееся к городам, но также и к сельской местности – деревням и поселкам.

На примере Некрасовского, одного из поселков Ярославской области, рассмотрим, как обстоит дело в жизни. (Некрасовское, в полном смысле, не является сельской местностью, но все-таки условия жизни в нем очень к ней приближены.)

Мне удалось взять интервью у нескольких бездомных, а также жителей поселка (ситуацию прокомментировали представители местной общественности – служители православной и протестантской общин, работники отдела социальной защиты населения и труда), что наглядно характеризует ситуацию, хотя для более объективного понимания проблемы, конечно же, требуется более глубокое исследование.


Август 2008 года.

Юрий, 55 лет, бездомный

– Юрий, скажите, много у вас в поселке людей без дома, без прописки?
– Да полно таких! Вот я без прописки, да и зачем она мне нужна – милиция меня уже знает, не пристает…
– А как же работа, ведь на работу без прописки устроится нелегко?
– В общем-то, оно, конечно, так, на нормальную работу устроиться трудновато. Какая это работа, что предлагают? Куда ни приду, везде работа за вино.
– То есть оплата только спиртным?
– Ну да. Вот недавно устроился подработать на разгрузку, так хозяин говорит: «Вот бери пивом, а деньгами не дам». А зачем мне такая работа? Утром встанешь, все сначала начинается. Это не работа.
– И что везде так?
– Да почти везде. Куда ни приду устраиваться, везде вино предлагают. Сам я плотник, просился недавно на строительство дома – не надо, говорят, свои работники есть…
– А как обстоит дело с пенсией?
– Вот пенсия это верно, без прописки не оформить никак… Нужно как-то этим заняться…
– А вот если заболит вдруг что-то, как в этом случае?
– Без полиса тоже никуда. В поликлинику не берут, это верно.
– Значит, получается, что прописка все же необходима?
– Получается, что да. Нет, все равно думаю, рано или поздно прописаться где-нибудь. Есть у меня тут одна знакомая, говорит, я тебя пропишу, но жить ты у меня не будешь. А зачем мне у нее жить? У меня брат двоюродный… Мне бы только пенсию оформить, а там…
– Как вы оказались без дома, без прописки?
– Три года назад познакомился с женщиной. Позвала к себе в поселок жить, я от жены ушел к ней, переехал, а тем временем брат дом продал, а потом сел в тюрьму. Я из своего дома-то выписался, а она меня к себе не захотела прописать. Так вот и не заладилось у нас. Вернулся к жене, но, как говорится, получил от ворот поворот. Жена уже вышла замуж, но все-таки из сострадания пустила меня в свою пустующую квартиру. До недавнего времени там жил, а потом вдруг соседи заколотили мне дверь и попасть туда не могу.
– А почему они это сделали?
– Вот и я не пойму почему, говорят, что, мол, надоел…
– Выпивали, наверное?
– Да, в общем, но ко мне мало кто ходил…
– А как вы зарабатываете на жизнь, ведь невозможно всегда работать за спиртное…
– В основном бутылки собираю по улице, иногда по контейнерам. Беру только бутылки.
– А если попадаются продукты?
– Нет, не беру. Да и Вовка не любит этого (Владимир – товарищ Юрия). Только бутылки.
– То есть с едой проблем нет?
– Конечно, нет, я голодным никогда не бываю. Даже не помню такого. Меня тут все знают, да и брат двоюродный в поселке есть, приходи в любое время. Пожалуйста…
– А где же вы сейчас живете?
– Да вот с Вовкой и живу, в кустах…

По внешнему виду Юрий сильно пьющий человек, очевидно, что злоупотребление алкоголем сыграло в его жизни свою роль. Предложение работодателей трудиться за спиртное можно объяснить именно тем, что Юрий выглядит как бездомный придонного слоя. Временное проживание в лесу объясняется теплой погодой, т.к., по словам бездомного, всегда есть возможность найти пристанище у родственников.

Владимир, 63 года, бездомный.

– Что с вами случилось, почему вы живете тут?
– Дом сгорел, вот и оказался на улице. Брат потом продал землю.
– А вы обращались за помощью к администрации поселка?
– Обращался, да что толку-то! Сходил к одному, к другому, все бесполезно… Да я и не настаивал сильно. А мне зачем ругаться? (Как впоследствии выяснилось, сгорела дача, а не дом. – прим. В.Б.)
– Вы прямо тут и ночуете? (посадки в черте поселка)
– Да, прямо здесь.
– А если дождь?
– Что делать? Если дождь, я клеенкой укрываюсь.
– Как же вы зимой живете?
– В эту зиму я все как-то по больницам… Но вообще родственники есть, можно к брату…

Владимир, так же, как и Юрий, сильно пьющий человек. Впоследствии выяснилось, что истинная причина утраты жилья заключается в том, что Юрия попросту обманули квартиранты. Несколько лет назад в своем доме он сдал комнату. Видя, что хозяин злоупотребляет спиртным, квартиранты воспользовались этим. В нетрезвом виде Юрий оформил документы на них.

Павел, 43 года, бездомный.

– Как вы остались без жилья?
– Лет 20 назад мать дом продала без моего ведома, а как продала, я и сам не знаю. Это очень давно было… Сам дом снесли уже давно. Один вот штамп о прописке в паспорте до сих пор стоит. Милиция смеется… говорят, дома нет, а ты все в нем прописан…
– Где же вы сейчас живете?
– Снимаем жилье, с сожительницей и ребенком, но хозяева говорят, что нужно жилплощадь освобождать. Куда идти, не знаем. Пока лето еще ничего, а потом не знаю. Но, думаю, придумаем что-нибудь, поселок не город, здесь проще.
– А как к вам в поселке относятся люди?
– А чего, нормально относятся. Я же местный, некрасовский, я тут вырос, чего мне… Меня все тут знают…
– Как вы на жизнь зарабатываете?
– Да по-разному: летом шабашки разные, нормально. Вот недавно работал ночным сторожем в совхозе, но платили мало, ушел. Работать без выходных, каждую ночь и платят 4 тысячи.
– Как вы решаете свои медицинские проблемы, если они возникают?
– Да просто решаю, у меня знакомые есть… и все…

Павел так же, как и два предыдущих респондента, имеет внешне ярко выраженную алкогольную зависимость.

Пастор евангельской общины «Благая весть», пос. Некрасовское, Николай Кучаев.

– Есть ли в вашем поселке бездомные люди?
– Если и есть, то это не так ярко выражено, как в городах. Например, у нас нет такого, чтобы люди жили в подвале или в каком-нибудь подобном месте. Тут все друг друга знают, у нас сразу люди взбудоражились бы. Как это так – жить в подвале?! Это просто непонятно!
– А вам известны случаи, когда человек в вашем поселке остался по какой-то причине без жилья?
– Да я даже и не знаю, не встречал вроде бы таких. В 90-х слышал, что у нас, кажется, были случаи, когда людей обманывали при продаже квартир, но лично никого не знаю.

Настоятель православного храма «Рождества Богородицы», пос. Некрасовское, о. Константин

– Есть ли в вашем поселке бездомные люди?
– Даже и не знаю!
– Может быть, в храм кто-то из таких людей обращался за помощью?
– За три года моей работы в поселке не встречал ни одного такого случая. Есть пьяницы или кто работать не хочет, шатающиеся по поселку, но все они где-то живут – или у знакомых или еще где, а чтобы вот так человек жил на улице… нет, такого не знаю. Тут ведь вот еще в чем дело: в поселке все друг друга знают; как правило, у каждого очень много родственников, а если не родственников, то хороших знакомых. Если человек и потеряет вдруг жилье, по какой-то причине, то люди обязательно помогут, а если сам пропил или поджег дом по пьянке, это другое дело. Вообще, тут, конечно, легче выжить, чем в городе. А если говорить о помощи, то я и не знаю, чем церковь может помочь таким людям. Есть, правда, в области один приход, где священник ведет работу с теми, кто только что освободился, у него и благословение на это есть. Собирает людей, дает им работу. А я не сталкивался в поселке с таким явлением, но, если честно, у меня самого дома нет. Правда, регистрация есть в церковном доме, но и то не от моего прихода. Вот так…

В поселке бездомному человеку выжить значительно легче, чем в городе. На илл. картина Константина Маковского «Маленькие шарманщики»

Работник отдела социальной защиты населения и труда, пос. Некрасовское.

– У нас даже такого понятия, как бездомный, не существует! Официально у нас в поселке все имеют и жилье и регистрацию.

Как видим, для представителей государственной структуры такой проблемы, как бездомность, в поселке не существует. Это демонстрирует уровень и качество работы некрасовского отдела социальной защиты населения и труда.

Данные интервью позволяют сделать определенные выводы.

Во-первых, вне зависимости от того, к какой группе принадлежит человек – к придонному слою или латентному, очевидно, что вся поселковая бездомность носит скрытый характер. Об этом свидетельствуют как обычные жители поселка, так и соцработники – «в поселке бездомных нет». Даже если человека по всем признакам можно отнести к придонному слою, в сельской местности он не ассоциируется с теми, кого в городах принято называть «бомжами». Другими словами, человек, потерявший жилье и регистрацию, для всех остальных продолжает оставаться тем же соседом, которым он и являлся до того, как потерял жилье. Скорее всего именно данное обстоятельство помогает человеку не чувствовать себя в обществе изгоем. Что касается правового положения этих людей – реализация избирательного права, доступ к правосудию, механизмам судебной защиты, медицинскому обслуживанию, – то здесь, без сомнения, их права ограничены. Но, на наш взгляд, это компенсируется тем, что люди сохранили социальные связи, которые у них были до потери жилья. Это подтверждается как самими бездомными, так и остальными респондентами.

Во-вторых, в поселке отсутствует явно выраженная в городе стигматизация бездомных – нет подростковой агрессии, важным фактором является отсутствие насилия со стороны сотрудников милиции. Судя по результатам межрегионального исследования проблемы бездомности 2006 года, городские бездомные чаще всего страдают от физического насилия со стороны подростков, молодежи и сотрудников милиции. Т.е. сотрудники милиции входят в число тех, от кого в большей степени для бездомных исходит угроза физического насилия. В поселке, как правило, их знают по именам, поэтому милиции до этих людей нет никакого дела.

В-третьих, что касается добычи средств к существованию, то сельские условия и наличие множества знакомых помогают решать эту проблему без особых затруднений, о чем свидетельствуют и сами бездомные.

Итак, в поселке бездомному человеку выжить значительно легче, чем в городе. Еще Роберт Парк в начале 20-х годов ХХ века говорил, что в сельских общинах, где каждый знает своего соседа лично, отсутствуют какие-либо «классовые различия». В городах же, напротив, общество более склонно к «классовому сознанию», что не может не отразиться на отношении к бездомным, особенно к придонному слою. Как справедливо заметил Эйб Розенталь, равнодушие к соседу и его проблемам есть условный рефлекс жителей больших городов. Апатия и безразличие к окружающим является своего рода ответной реакцией на жизнь в мегаполисе, защитой от постоянных вторжений в личную жизнь человека.

По мнению Р.Парка, город это своего рода увеличительное стекло или микроскоп, поскольку он как бы усиливает, выпячивает и делает ярко выраженными любые особенности человеческой природы и поведения. Пренебрежение, которое оказывают люди в городе друг к другу, – всего лишь одна из сторон человеческой природы. Проблема заключается в том, что город, прежде всего, состоит из различных сообществ, каждое из которых в определенной степени является независимой культурной единицей. У этой культурной единицы есть свои стандарты, нормы, мораль и традиции, что определяет их поведение. По этой причине установление солидарности, социального контроля и ответственности и т.д. в большом городе наталкиваются на препятствия. Нужно отметить, что все вышеупомянутые процессы (солидарность, социальный контроль и ответственности) в малых сообществах (деревни, поселки, небольшие города) протекают относительно гладко, причиной тому служит их основание – прежде всего личные контакты.

Таким образом, чем меньше размеры сообщества, тем меньше в нем независимых культурных единиц, следовательно, больше толерантности, ответственности и, как следствие, больше шансов для бездомных выжить в нем.

Валерий Бабурин (Мурманск)

Использованная литература

Межрегиональное исследование «Социальные и правовые аспекты проблемы бездомности. Аналитический отчет». – СПб., 2006. – c. 99

Парк Р. Категория социальной дистанции. История социологии.
http://conflictology.nm.ru/contemporary_sociology/veber-etika.rar

Гладуэлл М. Переломный момент. – Москва. СПб., Киев, 2006. – c. 49

Парк Р. Город как социальная лаборатория. История социологии.
http://conflictology.nm.ru/contemporary_sociology/veber-etika.rar

Источник: Межрегиональня Сеть «За преодоление социальной исключенности»

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version