В 1998 году торонтский комитет по оказанию помощи во время бедствий объявил бездомность национальной катастрофой.
Государство – чиновники, полиция, медицинские и социальные службы – и общество –некоммерческие и религиозные организации, бизнес и социальные активисты – совместно пытаются бездомность победить. Почти 10 лет назад была запущена партнерская стратегия по вопросам бездомности, позволившая остановить рост этого явления в стране и серьезно уменьшить число бродяг на улицах.
Статистика
К бездомным тут принято относить не только тех, кто бродяжничает или живет в приюте, но и тех, кто в какой-то период времени не имеет постоянного жилья надлежащего качества – не обязательно собственного, но также снятого в аренду или социального. По последним данным, в Канаде 235 тыс. человек ежегодно находятся в состоянии бездомности. В эту статистику попадает и тот, кто терял крышу над головой хотя бы на несколько недель в течение года. Услугами ночлежек пользуются 150 тыс. человек ежегодно.
Бездомных условно делят на три категории. Первая – «разовые» или «временно размещенные». Таких большинство, около 80%. В нее включаются те, кто живет в мотелях и общежитиях, центрах для иммигрантов и беженцев, содержится в лечебных учреждениях или заведениях пенитенциарной системы. К ним же относятся люди, проживающие у родственников, друзей или в своих автомобилях – их называют «скрытыми бездомными» (по статистике, таких 50 тыс. в год).
Вторая категория – живущие в постоянных приютах для бездомных, «эпизодические бездомные». Третья – «хронические бездомные», не имеющие никакого пристанища, за исключением временных ночлежек, открытых на время трудных погодных условий (зимой, например).
Несмотря на то, что последние две категории составляют всего около 15% от общего количества бездомных, на них тратится половина выделяемых средств и ресурсов: постоянные бродяги – это преимущественно люди, страдающие от разного рода зависимостей и психических болезней, и именно они пополняют печальную статистику смертей от переохлаждения или передозировки на улицах.
Чрезвычайная помощь
До какого-то момента основной стратегией помощи бездомным было так называемое «чрезвычайное реагирование», включающее продовольственные программы, индивидуальную (целевую) поддержку, создание постоянных ночлежек, временных пунктов (drops-in centres, открытые в холодное время года), где можно не только устроиться на ночлег, пообедать, принять душ и постирать одежду, но и получить информацию, консультацию психолога и юриста.
Например, в Торонто, где по данным городских властей 5253 бездомных, из которых 447 человек живут прямо на улицах, есть три муниципальных drops-in центра вместимостью 160 человек в сутки каждый.
Ночлежки также создаются силами разных комьюнити. В 1987 году 16 межрелигиозных групп Торонто объединились в программу Out of the Cold: зимой в храмах, церквях, синагогах и прочих религиозных центрах открываются бесплатные ночные приюты; финансирует программу город, а обычные граждане помогают пожертвованиями и волонтерством.
Однако этих усилий явно недостаточно: службы, созданные когда-то в качестве экстренной помощи «хроническим» бездомным, превратились в постоянные. Это отнимает много сил и ресурсов, но не решает главной проблемы: не сокращает количество бродяг.
«Когда открывались временные ночлежки и пункты раздачи горячей еды, мы рассуждали так: «Окей, спать с 50 незнакомцами в одной комнате, конечно, плохо, но это лучшее, что мы сейчас можем сделать». В действительности, это совсем не лучшее, к тому же, из кризисного (временного) решения проблемы это стало постоянным», – говорят представители организаций о проблемах бездомных, предлагая создавать вместо этого как можно больше социального жилья.
Государство с ними согласно: попытки экономить, сокращая инвестиции, оборачиваются для бюджета куда большими тратами – деньги уходят на ночлежки и приюты, медицинскую помощь, суды и тюремное содержание.
Жилье – сначала
Самая трудная категория – «хронические бездомные», уличные бродяги – это, преимущественно, психически больные люди или наркоманы. Раньше считалось, что сперва они должны получить лечение, продержаться какое-то время в стабильном и трезвом состоянии и лишь затем получить жилье. Это оказалось дорогостоящим и неэффективным способом решения проблемы.
В конце 2000-х государство выделило $110 млн комиссии по психическому здоровью Канады на 5-летний исследовательский проект «Дома» (At Home / Chez Soi), в рамках которого в пяти крупных канадских городах (Торонто, Монреале, Виннипеге, Ванкувере и Монктоне) проводились пилотные эксперименты по уменьшению количества бездомных среди психически больных.
В качестве примера взяли похожую программу, существующую в США: бездомным, страдающим от психических болезней, сразу предоставлялось жилье в сочетании с лечением, программами реабилитации, постоянной поддержкой и помощью. Проект оказался успешным, и Федеральное правительство в рамках «Партнерской стратегии по вопросам бездомности» в 2013 году запустила 5-летнюю программу «Жилье – сначала» (Housing First).
Теперь бездомным с психическими болезнями и аддикциями не надо доказывать свою «готовность» иметь жилье – они вначале получают его, а затем уже начинают решать свои проблемы; программа помогает им реинтегрироваться в общество, обрести большую самостоятельность и научиться заботиться о себе.
В 2016 году федеральное правительство выделило на стратегию $2,3 млрд на два года. Впрочем, социальные активисты считают эту сумму недостаточной. Организации The Canadian Alliance to End Homelessness и Canadian Observatory on Homelessness в ежегодной «Дорожной карте» (2016) обосновали необходимость увеличить ее до $4,4 млрд – «это всего $50 ежегодно, или один доллар в неделю с каждого канадца».
Поскольку бездомность стоит канадской экономике 7 млрд долларов в год, это позволит сэкономить бюджетные деньги, снизит нагрузку на приюты, службы здравоохранения и суды и даст возможность уделять больше внимания проблемам психических болезней и наркомании.
Человеческое достоинство и право на безопасность
Года три назад в сети появилось видео: молодой монреалец плеснул в лицо бездомному из бумажного стаканчика кока-колой. Удивительным продолжением этой истории явилось не то, что об инциденте с возмущением написали СМИ, а полиция инициировала расследование, а то, как потом повел себя сам задира: он записал и разместил на своей страничке в «Фейсбуке» видеообращение, в котором извинился перед бродягой, подчеркнув, что всегда уважительно относился к бездомным и готов искупить свою вину волонтерской работой в ночлежке.
А буквально за несколько месяцев до этого другое видео, выложенное на YouTube, вызвало скандал по всей стране. Патрульный полицейский Монреаля, встретив на улице в 30-градусный январский мороз бездомного, одетого в одну футболку, предложил отвести его в ночлежку. Получив отказ (а без согласия никого никуда забирать нельзя), офицер отчитал бродягу, пригрозив привязать его на часок к столбу, чтобы тот хорошенько подумал над своим поведением.
Свидетелем этого стал случайный прохожий, которого слова полицейского возмутили настолько, что он сделал ему замечание и снял происходящее на видео.
Мэр Монреаля немедленно связался с шефом городской полиции, а затем выступил перед журналистами, заявив, что подобное безобразие не должно повториться.
Офицер был подвергнут дисциплинарному наказанию: трибунал по этике постановил, что несмотря на благие намерения, его угрозы были «чрезмерны» и являлись «злоупотреблением властью». Напарник офицера, наблюдавший за ситуацией из машины, получил выговор за невмешательство.
В октябре 2015 года группа бездомных, при поддержке Pivot Legal Society, оспорила в верховном суде Британской Колумбии принятый властями города Эбботсфорт закон, запрещающий ночевать в общественных парках. Главный судья Кристофер Хинксон написал в своем решении: запрет городских властей устраивать убежище в парке ночью нарушает право на жизнь, свободу и безопасность.
«Когда вы устраиваетесь на ночлег, а кто-то постоянно вам угрожает и вас гоняет – так жить невозможно, это изнурительно, это заставляет вас ежедневно и еженощно искать себе убежище, а вам холодно и сыро», – с такими словами выступил на суде представитель ассоциации DWS Харви Клауз.
Решение верховного суда провинции позволило людям размещаться на ночлег в общественных местах и парках города с 7 вечера до 9 утра: в эти часы бездомных теперь категорически запрещено выгонять.
Гонять бездомных откуда-то, куда они зашли погреться (например – из публичной библиотеки или сетевого кафе), вообще не принято. Люди также будут вежливо обходить человека, лежащего на вентиляционной решетке с теплых воздухом, даже если он мешает проходу.
Устроившегося на скамейке у детской площадки молодого бродягу местные жители терпели недели две, заботливо принося ему одеяла и угощая горячим кофе с пончиками по утрам. Съехать ему пришлось их-за собственной неряшливости: терпение граждан лопнуло, когда вокруг бомжа выросла гора мусора; на скамейке теперь табличка с просьбой не использовать ее в качестве временного жилья.
Отношение к бездомным со стороны общества в Канаде сильно отличается от того, что можно увидеть в России. Сказать, что все канадцы приветливы к бездомным, конечно, нельзя. Да, заросший грязью бродяга-джанки мало кому покажется симпатичным, а если клянчить мелочь на улице будет работоспособный с виду молодой человек, то и сочувствия он вызовет немного, и кто-нибудь из прохожих в ответ на «Change, please!» обязательно буркнет «Найди себе работу».
Попрошайничать в Канаде запрещено законом, поэтому бездомные просто ставят рядом с собой бумажный стаканчик и могут только тихо попросить мелочь, не забыв сказать «пожалуйста» и «спасибо», даже если человек пройдет мимо.
Но тем не менее, открытой агрессии по отношению к бродягам нет – и потому что ее уровень в целом низкий, и потому что с общественным мнением здесь постоянно работают: чиновники, школа, пресса и социальные активисты разъясняют людям, что бездомный образ жизни – всегда несчастье, результат потери работы, семейной трагедии, физического или психологического насилия, наркотической или алкогольной зависимости, психической болезни.
Но даже опустившийся человек остается человеком, личностью, и его достоинство надо уважать. Слово «достоинство» – dignity – одно из важнейших в словаре канадца.
Источники:
Government of Canada, Homelessness Partnering Strategy
Government of Canada, Housing First
Hidden Homelessness in Canada, Statistics Canada
Mental Health Commission of Canada, National At Home / Chez Soi
The State of Homelessness in Canada 2016
Outrage greets video showing Montreal officer threatening homeless man. CTVNews