Разговор о так называемых бомжах состоялся на научно-практической открытой конференции «Человечный город: открытый взгляд на бездомных ЛЮДЕЙ», которая прошла в Москве 18 октября. Ее организаторы – «Друзья общины святого Эгидия», объединение людей, которое занимается проблемами тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию.
На конференции, которая была посвящена проблемам бездомных, все было неслучайно и не ради галочки. Это стало понятным уже после того, как гости и участники форума собрались вместе в конференц-зале Института Европы РАН. Тут не было случайных людей, скучающих лиц – все, от дорого одетых серьезных мужчин до студенток с дредами, испытывали интерес к тому, о чем говорили докладчики. А говорили о многом: как увидеть в бездомном человека, образ Божий; в чем суть помощи тем, кто лишился дома; что должно двигать тем человеком, который решается на то, чтобы помогать нуждающимся и сирым. Также обсуждались и вопросы практического характера. Среди участников были представители и государственных структур, и волонтерских организаций, что в свою очередь настраивало на конструктивный диалог.
Избавиться от слова «бомж»
Модератор конференции и один из кураторов движения «Друзья на улице» Светлана Файн начала разговор с необходимости пересмотра лексического обозначения бездомного человека, обретшего презрительные коннотации, – «бомж».
– В этом слове нет отражения личности. Это неправильно. Сочетание «лицо без определенного места жительства» перекочевало в наш словарь из официальных сводок и милицейских протоколов, потеряло первую часть. Бездомных лишили человеческого лица, а ведь они – люди, люди живые и настоящие, которым необходима помощь.
Именно потому, наверное, в названии конференции специально выделено слово «ЛЮДЕЙ». А о том, как одни люди забывают других людей и о чем это говорит, рассказал собравшимся Алессандро Салаконе, представитель «Общины святого Эгидия», итальянской организации, созданной более 40 лет назад. История этой общины, чьи филиалы действуют по всему миру, началась со смерти бездомной пожилой женщины Модесты, которая лишилась крова и замерзла на улице Рима. Это событие настолько взволновало итальянских граждан, что в течение недели в итальянской столице появились пункты питания для бездомных. В России же те, у кого нет дома, умирают десятками, сотнями – особенно в холодное время года, которое, кстати сказать, уже началось, – но пока эти десятки только пополняют статистические отчеты.
– Говорить о бездомных немодно. Общественное мнение привыкло к их страданиям и не замечает их. При этом присутствие бедных и бездомных тревожит и порождает только агрессию. Сегодняшняя проблема города заключается не в том, как защитить бездомных, а как защитить город от них. Город боится свидетельства о слабости и немощи, стремиться избавиться от этого напоминания.
Редко кто смотрит сегодня на людей, живущих на улице, как на тех, кто страдает по-настоящему. Бездомность вменяется в вину – достаточно посмотреть на то, какие меры к применяются к бездомным: они носят запретительный характер с точки зрения закона и здравоохранения.
– Общество, которое обрекает бездомных на смерть, – больное общество, – считает Алессандро Салаконе.
Путь к выздоровлению – это изменение отношения общества к тем людям, что оказались за бортом жизни. Мир бездомных – мир огромный и неоднородный, сложный. У каждого бездомного за плечами своя страшная история и свой вопрос, ответ на который можно найти сообща. Если захотеть принять бездомного как человека, как ближнего, как друга. Однако для этого принятия не достаточно только жалости – первого порыва души доброго человека, который видит на улице бродягу. Об этом говорил на конференции протоиерей Михаил Потокин, председатель Комиссии по церковному служению и благотворительности Московской епархии Русской Православной Церкви.
– Бездомность вызывает жалость у неравнодушного наблюдателя, но чтобы помочь человеку, необходимо уважение к его личности.
Можно и нужно кормить, одевать и давать кров тем, кто его лишен. Но это первая мера, мера необходимая, потому что сытый голодного не разумеет. Затем необходимо общение с бездомным, разговор с ним, стремление даже в самом опустившемся человеке увидеть достоинство. Только такой подход дает результат, только так можно действительно помочь бездомному, а не просто поставить крестик в своем блокноте благих дел.
Кочевой образ жизни прямо ведет к одичанию и чтобы человек смог выбраться из такого состояния, ему необходимо и уважение окружающих, и самоуважение, несовместимое с жалостью, которая расслабляет.
Бездомность как несчастье и выбор
– Общаясь с бездомными, мы пришли к выводу, что их ситуация не является результатом их свободного выбора, – сказал во время своего выступления Алессандро. Его слова стали отправной точкой для обсуждения этого вопроса.
Отец Михаил Потокин констатировал, что бездомные все же в какой-то степени делают свой выбор. Кому-то из них нравится жить на улице, кто-то никак не может вернуться к нормальной жизни даже когда ему помогают, а кто-то стремится изо всех сил встать на ноги и ему это удается – с помощью добрых людей.
Для тех, кто готов пройти реабилитацию и вернуться к нормальной жизни, действуют социальные центры. Об этом рассказала Ольга Викторовна Самарина, руководитель Департамента организации социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития РФ. И посоветовала общественным организациям прежде всего выяснять намерения людей, живущих на улице. Если у бездомного есть желание вернуться в социум, «социализироваться», ему обязательно помогут.
Илья Кусков, руководитель направления по работе с бездомными Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, смотрит на проблему немного под другим углом. Например, в Минске нет такого количества бездомных, как в Москве. В столице Беларуси на улицах живут только те, кто получает от этого удовольствие. А столичные, российские бездомные – это результат социально-политического катаклизма 90-х годов, от которого наша страна никак не оправится.
– Попадая на улицу, человек зачастую опускает руки, падает. Но ведь и мы падаем тоже – в духовном плане. А если человек упал, нужно помочь ему подняться. Опять упал – снова поднять, и делать это столько раз, сколько это будет необходимо, – считает Илья, который несколько лет курирует бездомных, находя им работу, привлекая к этому различные организации.
Чтобы помочь человеку исправиться, ему необходимо предложить альтернативу жизни на улице, – точно так же, как и верующий человек встает на пусть спасения, узнавая о том, что его ждет в вечной жизни.
Проявить участие – набрать телефонный номер
Сергей Михайлович Логунов, заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения Москвы, рассказал о том, что столичные власти делают для того, чтобы помочь бездомным.
В Москве действует восемь центров социальной адаптации – семь из них круглосуточные. Мест в этих центрах – около 1700. Сейчас ведется подготовка к морозам – тут будут готовы принять и обогреть всех обратившихся. Работа Департамента с бездомными ведется по нескольким направлениям: кому-то помогают восстановить документы, отправляют домой, ищут работу (существует база данных с двумя тысячами вакансий для тех, кто хочет трудиться), бывали случаи и возврата квартир обманутым хозяевам.
Действует в столице и служба «Социальный патруля» – десять машин (парк их планируется расширить) курсирует по городу на «вызовы» к бездомным. У «Патруля» налажена связь с больницами, куда берут на лечение людей без регистрации и документов. Поэтому если вы видите где-то бездомного человека, который попал в беду, то можно проявить участие набрать номер 720-15-08 и вызвать специалистов. Скоро у «Социального патруля» появится и бесплатный мобильный номер.
И снова – о человеке
Наталья Маркова, еще один куратор «Друзей на улице», рассказала собравшимся о панихидах, которые устраиваются по тем бездомным, которые погибли на улицах. На богослужения приходят их товарищи и молятся о них и о себе. У людей, которые ощущают, что смерть где-то совсем рядом острее, чем те, кто живут в своих домах, появляется уверенность в том, что и они – люди. Что и они достойны вести нормальную жизнь, где есть место любви, вере и надежде.
Наталья КОЖЕВНИКОВА