Стихотворение умирающего австралийского старичка, акция по сбору бутылочных крышек в обмен на бесплатную химиотерапию для больных раком детей, слава и смерть Дейва-на-Колесах… Так ли безобидны интернет-розыгрыши, совершенно бескорыстно играющие на добрых чувствах людей? И почему они так популярны?
Дедушка «взрывает интернет глубиной своей души»
Этот старик появился в моей фейсбучной ленте несколько недель назад и сразу чем-то насторожил. Он вопрошал:
«Что ты думаешь… когда смотришь на меня?
Капризный старик, глуповат?…
С отсутствующими глазами?….
Переводящий попусту еду?…
Вечно теряющий носки или туфли?
День которого нечем заполнить… кроме как купанием и кормлением?
Ты не смотришь на меня….Я скажу тебе, кто я…
Я все еще мальчик десятилетний, живущий с отцом и матерью…»
Далее следовал рассказ о жизни старика, главный смысл которого: душа не стареет.
Если вам знакомы эти строки, неудивительно. Австралийский дедушка – один из популярнейших в интернете персонажей. Стихи нашли в пожитках старика, когда он умер в доме престарелых провинциального австралийского городка. «Копии поэмы быстро разошлись по всем работникам больницы, а одна медсестра взяла копию в Мельбурн. Единственное завещание старика с тех пор появлялось в Рождественских журналах по всей стране а также в журналах для психологов… И этот старик, который нищим ушел из жизни в Богом забытом городке в Австралии теперь «взрывает интернет глубиной своей души». Лично мне взрывает мозг стиль изложения этого текста, претерпевшего в Фейсбуке уже 17 тысяч перепостов, но, возможно, это – дело вкуса. Коряво переведенные строки (справедливости ради отметим, что английский оригинал намного лучше), заставляют людей плакать и тысячами ставить «лайки».
Проблема в том, что никакого старичка нет и не было. Первую версию стихотворения – «Капризная старушка» – написала в начале 1960-х британская медсестра Филис Маккормик. Существовало еще много вариантов-версий – как стихов, так и легенды, с ними связанной. Старичок (старушка) умирал в Шотландии, Уэльсе, США и вот теперь – в Австралии. Но почему он до сих пор жив и пользуется такой популярностью, несмотря на многочисленные разоблачения?
«Вспомните об этом стихе в следующий раз, когда встретитесь со старым человеком! – восклицает безымянный автор поста. – И подумайте о том, что рано или поздно вы тоже будете таким как он или она!» В английском варианте содержится также напечатанный грозным капсом призыв активно делиться этой публикацией.
Ничего не напоминает? Одно время были популярны «письма счастья», их рассылали еще обычной, бумажной почтой. Да и сейчас электронный аналог нет-нет, да и проникнет в папку «спам». Письмо нужно было переписать 10 раз и разослать знакомым. Все тогда будут здоровы и счастливы. Иначе – пеняйте на себя. Никто не верил, но рассылали – на всякий случай. Своего рода ритуальное действо – форма защиты от враждебного мира. Тщедушный старичок защищает нас… и от самих себя, таких черствых и несовершенных, таких одиноких и беззащитных перед бегом безжалостного времени.
Но вспомним ли мы об этом старике, столкнувшись с настоящей неприглядной старостью, общаясь с собственными родителями, которые почему-то все больше раздражают? Вопрос открыт и ответ для каждого свой.
История о крышечках
Пять лет назад по англоязычному интернету принялись циркулировать воззвания собирать крышки от пластиковых бутылок. Потом их можно будет сдать в больницы – и больные раком дети получат бесплатную химиотерапию. Вас что-то смущает? Да, химиотерапия – вещь дорогая, крышечки – совершенно бесполезная. Между тем, количество людей, азартно начавших собирать этот мусор, поражает. Об «акции» рассказывали солидные СМИ; больницы, церкви, школы и прочие организации ставили у себя контейнеры для сбора крышек. Американская онкологическая ассоциация провела проверку информации и выступила с официальным разоблачением слуха, назвала его мошенничеством. Прошло пять лет, а люди все еще собирают крышки и создают в Фейсбуке никому не нужные группы:
- http://www.facebook.com/groups/102426836512432/?fref=ts
- http://www.facebook.com/groups/270908689680004/?fref=ts
Узнавая о том, что их обвели вокруг пальца, они полны возмущения и обиды. Не заметить очевидной нелепости в факте сбора утиля им позволила не только глупость (и скупость), а снова – стремление защититься.
Психологические защитные механизмы дают человеку возможность сохранить самоуважение и совладать с неприятными чувствами – страхом, тревогой или виной. Нельзя индентифицировать себя с человеком страдающим, не чувствуя себя виноватым – так уж мы устроены. Нельзя думать о больных раком детях, не ощущая страха: беда рядом. Я что-то делаю для борьбы с бедой, значит, как-то страхую себя. При всех внешних отличиях, разница между историями про крышечки и капризного старика невелика. С психологической точки зрения ее … практически нет. И тут, и там присутствует защита, а главное, стремление сделать добро без затрат – душевных или материальных.
Куда уехал Дэйв?
24-летний Дэвид Роуз страдал ДЦП, был глухим, передвигался на инвалидной коляске. Этот несгибаемый и жизнерадостный молодой человек был активным пользователем социальных сетей. Вел блог Dave-on-Wheels (Дэйв-на-колесах) на хостинге Blogspot, но наибольшую активность проявлял в твиттере, плодя по несколько десятков сообщений в день. 800 человек следили за подробностями жизни тяжелого инвалида, поражались мужеству, оптимизму, едкому юмору… Дейв рассказывал о том, что в коме «показывают смешные сны»; что лучший друг научил его сталкиваться на колясках; подшучивал над мамой и сестрой, которые ждет, пока он заснет чтобы начать смеяться: «Придется мне притвориться спящим — тогда они немножко поживут как люди».
В октябре про Дэвида рассказал сайт TheCHIVE – и тот стал сенсацией, за один день количество его «последователей» выросло на 7500 человек.
А через день Дэйв … умер от пневмонии. Его прощальный пост, полный горького юмора и трагизма, обрел вирусную популярность. Сестра юноши вывесила его, когда тот уже впал в кому… «Нашего Дейва забрали ангелы», – сообщила она ранним утром. Весь интернет рыдал, но среди блогеров и журналистов нашлись скептики, которым вся история показалась подозрительной. Началось с мелочи: как человек, печатающий со скоростью четыре знака в минуту, ведет столь оживленные беседы в сети? Наняли частного детектива. Выяснили, что смерть человека по имени Дэвид Роуз в Лос-Анжелесе не зарегистрирована. Потому что такого человека нет в природе. Фотография на самом деле принадлежит юноше Хантер Данн из городка Дэнвилл? На ней он, ничего не подозревая, смотрит в окно на рождественскую елку и улыбается. Автор инсценировки остался неизвестным. Он тут же уничтожил все аккаунты, но свою позицию выразить успел. В комментарии к разоблачительному посту он написал под ником сестры Дэйва: «Я сделал это для того, чтобы вдохновлять людей на то, чтобы любить друг друга, чтобы сделать жизнь лучше. Но вся шумиха, поднявшаяся вокруг этого, свела все результаты на нет. Разоблачение наделало гораздо больше вреда, чем сама ложь».
Сообщение сестры о смерти Дэвида
Противоядие: забота
Действительно, отчего-то не хочется разочаровывать авторов трогательных комментариев под стихотворением австралийского старичка. Рука не поднимается кинуть собирателям крышечек ссылку на сайт http://www.hoax-slayer.com, где разоблачается, помимо прочих, и эта интернет-афера. Люди проявляют добрые чувства, пытаются даже как-то действовать… Что здесь плохого? Ведь если легенды столь живучи и популярны, значит, они нужны?..
В 60-е годы ХХ века знаменитый психолог и психотерапевт Ролло Мэй (1909-1994) поставил человечеству диагноз. Он назвал его «шизоидным», имея в виду неспособность чувствовать, боязнь близости, отчуждение…
Противоядием против всего этого он назвал «заботу» – «признание того, что другое человеческое существо является таким же, как и я сам; в отождествлении себя с другим, с его болью или радостью; в чувстве вины, сострадания и осознании, что мы все стоим на одном общем основании человечности».
Поплакав всласть над сетевой сказкой и приняв в ней какое-то участие, человек заполняет некую пустоту внутри себя, подтверждает для себя способность быть человеком, почти мистическим образом становясь частью большого «Мы» – благородного, сострадающего. Но ведь пытаясь таким образом защититься, мы вместо противоядия приняли еще одну пустышку – сентиментальность – умножив пустоту на пустоту. В ней – тупик, она направлена в никуда. «Сентиментальность – это рассуждения о чувстве, а не подлинный опыт соприкосновения с его объектом, – пишет Мэй. – Сентиментальность упивается самим фактом, что у меня есть это чувство». А забота – это и труд, и ответственность, и жертва, и принятие решений, это деятельное и осмысленное проявление любви – по отношению к кому-то конкретному. Забота – это сложно.
Выражая Дейву солидарность, люди идентифицировали себя не с его болью, а с его оптимизмом и позитивным отношением к жизни. И таким образом – защищались. «Если со мной что-то случится, я стану таким – веселым и сильным, ведь я уже такой и мне ничего не страшно!»
Нефотогеничное страдание
Истово любя Дейва, фолловя и лайча его до смерти, принося ради него очередную виртуальную жертву (на пике его недолгой популярности тви-юзеры прибавляли к своим никам слова «на колесах» – мол, мы с тобой парень, мы такие же, как ты!), не блокировали ли люди для себя возможность настоящего чувства и действия? Ведь свою хорошесть они уже отработали, создав образ политкорректного и чуткого себя, задраив входы для боли и выходы для реальной помощи кому-то.
Твиттер Дэйва растащили на цитаты. «Всегда делай то, что, что считаешь правильным. Всегда. Но если что-нибудь забудешь, прощай себя»
Виртуальный инвалид или старик – не тренажер, на котором можно отрабатывать добрые чувства, чтобы потом применить их к живым людям. Эти чувства не конвертируются в настоящие – так же, как пластиковые кругляши – в золотые монеты.
Жестокая правда, о которой знают все сотрудники благотворительных фондов: симпатичным малышам деньги на лечение жертвуют значительно охотнее, чем тем, кого тяжелая болезнь сделала менее фотогеничным… Мы будем любить и делать что-то хорошее «умытому и чистенькому», пусть он будет на краю света, пусть его вообще не будет, рискуя не заметить того, кто рядом, кому ему жизненно необходима наша помощь. Отрицание – одна из самых распространенных и примитивных психологических защит. От реальной инвалидности, старости, болезни нам хочется быть подальше, не видеть ее.
Мечты и пугала
Все упомянутые нами сегодня фейки шиты белыми нитками и не заметить очевидного можно только желая этого.
Социальная психология делит слухи на «пугала» и «желания». Последний выражает мечты и чаяния людей. В середине XIX века российские крестьяне судачили о том, что уже началась отмена крепостного права для ветеранов войны с Наполеоном, в начале 1990-х из уст в уста переходили истории о чудесных обогащениях… Эти истории успокаивают людей, позволяют жить в придуманной реальности, где все хорошо. Умирающие старики пишут стихи, инвалиды выдают смешные афоризмы, дорогие лекарства бесплатны и каждый может спасти ребенка без усилий.
Но слухи-желания не так безобидны. Они не просто успокаивают, а усыпляют, вводят в состояние эйфории (тревожный психиатрический симптом). Их часто вбрасывают накануне войн и переворотов, чтобы уменьшить чувство надвигающейся опасности. В начале II мировой войны в разных странах циркулировала информация о том, что Германия окончательно исчерпала свои ресурсы и скоро сдастся. Все хорошо, и не о чем тревожиться. Старик и Дейв транслируют то же послание – с той лишь разницей, что речь идет о войне, которую каждый ведет с самим собой, когда пытается стать лучше и добрее. Нет никакой опасности, мы не равнодушны к чужому горю, мы все умеем сострадать и плакать. Все люди – братья с одинаковыми поднятыми вверх синими большими пальцами, и все у нас OK.
Источники: