Православный портал о благотворительности

На груди святителя Петра Зверева служили Литургию

Блаженная Паша Саровская предсказала владыке, чтобы легкой жизни он и не ждал, что дальше будет хуже и что он будет арестован трижды: впоследствии все исполнилось

Сон

Сын известного московского протоиерея Константина Зверева, уважаемого самой великой княгиней Елизаветой Романовой, преподобномученицей, Вася Зверев с детства был драчуном. Однажды ночью Васе приснился сон, в котором он увидел Христа, сидящего с ним и его семьей за столом. Под столом была злая голодная собака.

Спаситель взял Васю за руку и протянул ее под стол, обращаясь к собаке: «Ешь ее, она дерется». Мальчик был настолько поражен сновидением, что с того самого дня начал сдерживать себя.

Конечно, этот рецепт не для всех мальчиков. Потому и не всем мальчикам снится такой сон. Но ведь Бог знал, что быть Васе священномучеником, и ему надо учиться драться не с обидчиками, а со своими «хотениями», учиться властвовать собой. Кто этому правильно учился, знает, сколько здесь требуется мужества.

Харизматичный батюшка

Семью протоиерея К. Зверева никак нельзя было назвать «поповской»: в их доме бывало много известных и вполне светских людей, и родители ничуть не противились, когда сын перед Академией решил получить хорошее светское образование и закончил историко-филологический факультет Московского университета. Это пригодилось: в дальнейшем Патриарх Тихон не раз советовался с образованным владыкой по самым разным вопросам.

Принявшего в Академии монашество, иеромонаха Петра направляют инспектором сначала Орловской, потом Новгородской духовных семинарий. В Новгороде он приобретает репутацию «харизмата». На новом месте почему-то не всем понравился новый батюшка: активный, искренний, самобытный и ученый. Пошли доносы в Синод. Начались разбирательства. Уставший оправдываться отец Петр через два года после назначения написал прошение об увольнении.

Уже почти перед уходом ему передали анонимное письмо от доносчика, в котором тот просил триста рублей, чтобы прекратить «это дело», а еще предупреждал, чтобы батюшка не обращался в полицию (!).

Поддерживала любовь прихожан и Бог. Отец Петр часто общался с оптинскими старцами, ездил в Дивеево и Саров.

Блаженная Паша Саровская предсказала ему, чтобы легкой жизни он и не ждал, что дальше будет хуже и что он будет арестован трижды: впоследствии все исполнилось.

«Что это вы все так трудитесь, владыко святый?»

Иеромонах Петр. Фото с сайта vob.ru

С 1916 года до февральской революции 1917 года архимандрит Петр служил фронтовым священником. Был и в окопах на передовой, и в лазаретах среди умирающих.

После революции патриарх Тихон рукоположил отца Петра в епископы. Когда владыка Петр впервые зашел в свое новое место служения – Успенский храм монастыря Успенского монастыря в Твери, ему бросились в глаза черные от копоти церковные стены и потолок. Епископ взялся за тряпку, попросил всех желающих оказать помощь и полез по лестнице отмывать потолок.

Прихожане увидели небывалое – епископа под куполом с тряпкой в руках.

Во время Страстной седмицы епископ Петр вышел с лопатой прочищать снежные завалы вокруг храма. Кто-то с удивлением спросил: «Что это вы так трудитесь, владыко святый?» Епископ в простоте душевной ответил: «Да как же? Надо будет в Великую Субботу с крестным ходом идти, а кругом снег, идти негде!»

Но и духовных чад у владыки становилось все больше. Он мог ответить на трудный вопрос, а участие и доброта в его глазах словно снимали тяжесть с души.

Благословение ненавидящему

Начальствующий над владыкой Петром архиепископ Евдоким (Мещерский) стал завидовать своему викарию и любви к нему людей. Владыка Петр чувствовал это и в Прощеное воскресенье 1920 года пришел к архиепископу Евдокиму просить прощения. Он со смирением поклонился в ноги владыке Евдокиму и поприветствовал словами: «Христос посреди нас!»

В ответ полагалось сказать «И есть, и будет», но злоба настолько затмила сердце архиепископа Евдокима, что он резко ответил: «И нет, и не будет!». Позже Евдоким стал раскольником-обновленцем.

Большевики учли народное мнение

Владыка Петр часто служил в Сормове, рабочем поселке. Рабочие настолько полюбили владыку, что, когда в 1921 году власти его арестовали, они устроили трехдневную забастовку. Власти дали обещание рабочим, что освободят их епископа, но обманули и отправили владыку Петра на Лубянку.

Владыку обвинили в «разжигании религиозного фанатизма» и посадили в тюрьму. Духовные чада не успевали передавать ему туда кресты, так как каждый раз, когда епископ Петр кого-то втайне крестил, то снимал свой крест и одевал на новоиспеченного христианина.

Когда владыку переводили из Бутырской тюрьмы в Таганскую, то заключенные плакали, а надзиратели вышли его провожать.

Народ продолжал требовать у властей освобождения архипастыря. Их требования были так настойчивы, что власти уступили и освободили владыку, что произошло в день святой Анастасии Узорешительницы.

Избран народом епископом Воронежским

Епископ Петр. 1919 год. Фото с сайта wikipedia.org

На Воронежскую кафедру епископ Петр был избран народом (обычно епископа назначает патриарх), который успел узнать его и полюбить. Правда, народ поставил условия: о неучастии в политических группировках, чтобы оградить от возможных притеснений власти. Владыка писал: «…не дерзаю отказываться и изъявляю полное согласие на занятие Воронежской кафедры…».

Митрополит Сергий (Страгородский), бывший тогда у власти, признал это избрание и подписал указ о назначении.

А воронежское священство невзлюбило нового епископа. Среди своих собратий владыка был одинок. И чем больше любил его народ, тем холоднее вели себя собратья.

Одним из объяснений такого отношения (помимо всенародного избрания епископом «в обход» других и обычной зависти) были требовательность владыки Петра к служению священников, и обновленческие идеи, будоражащие клир.

«И служит-то долго, и спрашивает-то строго», – говорили о нем священники. Получалось, что владыка Петр фактом своего существования, отношением к делу невольно обличал недостаточность других. Кого-то такое заставляет собраться, кого-то озлобляет.

Но нет ничего не попущенного Богом. Не зря владыка Петр еще мальчиком учился переносить обиды с терпением; выучка с детства пригодилась.

В Воронеже владыку вновь арестовали. Весть разнеслась по городу. Владыку сразу повезли в Москву, верующие бросились к поезду, но перрон был оцеплен чекистами.

Архиепископ Соловецкий

В 1927 году архиепископ Петр прибыл на Соловки отбывать 10-летний срок заключения. Сначала он был сторожем, а потом счетоводом на продовольственном складе. Туда назначали одних священников, так как они не воровали.

Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства.

Владыка возглавлял тайные богослужения, а когда власти отобрали антиминс, то службы совершались на его груди.

В заключении владыка Петр писал: «Слава Богу за все, что пришлось мне за это время пережить и переживать. Нынешний раз как-то особенно грустно и скорбно я встретил и провожу праздники – ведь шестые праздники провожу вне дома, не с теми, с кем бы желалось. Но все это решительно надо терпеть. Ну, что делать. Не так живи, как хочется, а как Бог велит.

У нас, по-видимому, настала настоящая зима, с ветрами и метелями, так что ветер едва не валит с ног: Живу в уединенном и пустынном месте на берегу глубокого морского залива, никого не вижу, кроме живущих вместе, и могу воображать себя пустынножителем».

На Голгофе 

Общий вид Первого отделения Соловецкого лагеря особого назначения. Фото с сайта solovki.ca

Стремясь уничтожить влияние владыки на заключенных, власти нашли причину и «в наказание» отправили его на остров Анзер зимой 1928 года. Там владыка потихоньку писал акафист святому Герману Соловецкому и по частям на открытках отправлял его своим духовным чадам. В итоге они смогли собрать полный текст акафиста.

В конце 1928 года владыка заболел тифом, от которого тогда умирало большинство узников Анзера. Его поместили в тифозный изолятор, находившийся в помещении церкви Распятия Господня на Голгофе.

В одной палате с ним лежал его духовный сын, работавший ветеринарным врачом. Он видел необычное явление в день смерти владыки: великомученица Варвара в сопровождении многих святых явилась и причастила его.

Перед смертью святитель написал карандашом на стене: «Жить я больше не хочу, меня Господь к себе призывает».

Скончался владыка Петр 7 февраля 1929 года. Его духовная дочь, игумения Иулиания, писала: «Владыка умер от тифа последним, после него никто не умирал. Тиф кончился, и настало тепло».

Белый среди черных

Заключенные добились разрешения властей совершить погребение владыки. Из Москвы прислали мантию и малый омофор. Но тело владыки Петра уже было брошено в общую яму вместе с другими умершими. Когда сняли закрывавшие яму еловые ветки, тело владыки сразу обнаружили: оно единственное было белым, не тронутым разложением посреди остальных черных тел.

Монахиня Арсения, бывшая очевидцем происходящего, говорила: «Все умершие лежали черные, а владыка лежал… в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипенный».

Мощи святителя Петра были обретены 17 июня 1999 года во время археологических раскопок на Соловках. 10 лет они были в Соловецком монастыре, а потом перенесены в Воронеж в Алексиево-Акатов монастырь (честная глава осталась на Соловках в храме святителя Филиппа).

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version