Личные вещи св. великой княгини Елизаветы Федоровны, уникальные экспонаты из запасников Кремля, подлинные документы о создании Марфо-Мариинской обители милосердия. Все это можно увидеть на выставке, открывшейся 5 марта в Музее современной истории России
В музее современной истории России состоялось открытие выставки «Белый ангел». Выставка пройдет в рамках празднования 150-летия со дня рождения великой княгини Елизаветы Федоровны
Есть церковная история, как в советское время архиепископ Пимен (Хмелевской) пришел в рясе на выставку эскизов к незаконченной картине Павла Корина «Русь уходящая». Когда он все посмотрел и направился к выходу, какой-то острослов заметил: «Смотрите, Русь уходящая уходит». Тот быстро нашелся: «А мы еще придем». Когда видишь сегодняшних сестер Марфо-Мариинской обители в их белых апостольниках в бывшем Музее революции, рядом с картинами и личными вещами их основательницы, и, кстати, рядом с автопортретом расписывавшего крипту Покровского храма обители Корина, этот эпизод невольно вспоминается.
После нескольких залов обычной экспозиции, загроможденных экспонатами времени Гражданской войны, неожиданно оказываешься в бело-розовом с позолотой воздушном счастливом мире, перед портретом элегантной женщины в белом – великой княгини Елизаветы Федоровны и витриной с детскими записками, фотографиями, безделушками – деталями ее детства в Гессен-Дармштадте и при дворе королевы Виктории.
Выставка уместилась в одном зале и двух обрамляющих его коридорах. Как рассказывает директор музея Ирина Великанова, идея выставки принадлежит Марфо-Мариинской обители. Она приурочена к двум памятным датам: отмечавшемуся в прошлом году 150-летнему юбилею Елизаветы Федоровны и 110-летию убийства ее мужа великого князя Сергея Александровича.
«Устраивая эту выставку мы выполняем благословение Cвятейшего Патриарха Кирилла, который в прошлом году на праздновании стапятидесятилетия со дня рождения святой преподобномученицы Елисаветы сказал, что необходимо, чтобы ее образ стал ближе нашим современникам, – отметил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. – Образ преподобномученицы Елисаветы поможет преодолеть современные вызовы. В начале ХХ в. столкнулась с терроризмом, жертвой которого пал ее муж. Она соединила Россию и Европу, Перейдя в Православие, она показала пример разумного выбора веры. Своей любовью к врагам она показала, как нужно преодолевать противостояние в обществе. Она стала женщиной, которая объединила лучшие силы тогдашнего общества, помогая страждущим. Другой такой святой я не знаю».
Владыка добавил, что ответное зло всегда лишь увеличивает общую меру зла, «очистить мир от зла может только жертва, жертва мучеников, жертва святых».
Директор музея современной истории России Ирина Великанова
В экспозиции хотели показать разные грани личности немецкой принцессы, всей душой полюбившей свою новую Родину. Мы видим ее и как члена императорской семьи, как монахиню, как помощницу бедным и больным, и как покровительницу искусств.
«Образ великой княгини в нашей обители притягивает своей церковностью, обращающихся в службу помощи – милосердием, а здесь он притягивает тех людей, кто пока не приходит в храм. «Я был всем для всех», – эти слова апостола Павла вспоминаются мне, когда я думаю о святой преподобномученице Елисавете», – говорит игумения Елисавета (Позднякова).
Настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова)
Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова – сестра императрицы Александры, внучка английской королевы Виктории. После гибели супруга, московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова, она полностью посвятила себя делам милосердия и благотворительности. В 1909 году Елизавета Федоровна Романова открыла в центре Москвы Марфо-Мариинскую обитель, где сестры обители безвозмездно оказывали помощь самым обездоленным.
«Елизавета Федоровна – это немецкая принцесса, которая с истинной любовью относилась к России. Нам очень не хватает истинной, жертвенной любви к своему отечеству», – добавляет балерина Ильзе Лиепа, пришедшая на открытие выставки.
Российская балерина, народная артистка России И́лзе Лие́па
Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон
Изделия Фаберже с портретами детей государя Александра II. Слева – маленький Сережа, будущий губернатор Москвы и супруг Елизаветы Федоровны
Таким он стал в молодости.
Часть библиотеки вел. кн. Сергия
Похороны вед.кн.Сергея Александровича, погибшего от рук террориста Каляева (именем Каляева потом была названа улица в Москве в районе ст. м. «Новослободская»).
Литография по рисунку Елизаветы Федоровны
Александр II с умирающим Николаем I
Письмо Елизаветы Федоровны Николаю II о намерении присоединиться к Православной Церкви
Оказывается, известный дизайн карт повторяет костюмы бала к трехсотлетию дома Романовых. Карты были сделаны на фабрике при Императорском воспитательном доме. Наряд дамы треф соответствует платью великой княгини Елизаветы Федоровны, дамы червей – великой княгини Ксении Александровны, короля червей – императора Николая II
Среди экспонатов много уникальных документов. Это и известная предсмертная записка террориста Каляева со стихами, написанная им после посещения его в тюрьме Елизаветой Федоровной, вдовой убитого им великого князя; и машинописная пояснительная записка в Синод о задачах учреждаемой обители милосердия; и письма великой княгини к ее мужу и родным, подлинные и копии (очень любопытна написанное на английском письмо императору Николаю II о намерении присоединиться к Православной Церкви), и ее рисунки.
Каляев, после прихода к нему в тюрьму вдовы губернатора, написал стихи (на снимке), героями в которых была вел.кн.Елизавета и он сам. Снизу, на обложке книги – его портрет.
На картине – сестра милосердия
На таких койках лежали больные и раненые, за которыми ухаживали сестры милосердия
На выставке также немало небольших экспонатов, на которые стоит обратить внимание – помимо парадных портретов, произведений Фаберже или облачений духовенства и покровов из усыпальницы Сергея Александровича в Чудовом монастыре, предоставленных Музеями Московского Кремля. Это небольшие детали, которые создают глубину картины. За каждым наперстком, иконкой или куском ткани скрывается своя история.
Служение обездоленным – это не только умение или возможность вылечить больного или подать милостыню бедному. Это может быть внимание к молодому художнику, к начинающему поэту, или желание устроить судьбу сироты.
Сергей Есенин несколько раз встречался с Елизаветой Федоровной. Первый раз в начале января 1916 г. В лазарете для раненных при Марфо-Мариинской обители Есенин и покровительствовавший ему поэт Николай Клюев читали стихи в стилизованной русской народной одежде. В тот раз великая княгиня подарила ему Евангелие и икону Покрова Пресвятой Богородицы. Через несколько дней они читали стихи в «боярской» одежде в покоях великой княгини. В витрине представлен образ прп. Сергия Радонежского, который Елизавета Федоровна передала Есенину в день его рождения.
Когда Сергей Есенин выступал в Марфо-Мариинской обители, он еще не был широко известен. Елизавета Федоровна подарила ему иконку прп.Сергия Радонежского и книгу «Под благодатным небом» (экспонаты предоставлены для выставки музеем С.Есенина).
Картина дочери Ильи Глазунова Веры зафиксировала последние минуты вел.княгини Елизаветы и ее окружения перед казнью. Через минуту их сбросят в заброшенную шахту, следом полетят гранаты и бревна. Но Бог хранил святую Елизавету и там: она упала на выступ шахты (до дна оставалось еще несколько десятков метров), рядом упала граната и … не взорвалась
А вот пример участия Елизаветы Федоровны к судьбе сироты. Жена художника Павла Корина Прасковья Тихоновна Петрова была сестрой в Марфо-Мариинской обители милосердия. Она родилась в бедной многодетной семье в глухом чувашском селе, и родители отдали девочку родственникам на воспитание. Так сложилось, что село посетила Елизавета Федоровна и взяла ее в Москву. В обители у Паши открылись способности к рисованию, и Елизавета Федоровна нашла ей учителя – Павла Корина. Они полюбили друг друга, и в 1919 г. обвенчались. В одной из витрин можно увидеть фото Прасковьи Петровой в Марфо-Мариинской обители, ее плат и пасхальное яйцо, которое ей подарила Елизавета Федоровна.
Перчатка, которую обронила преподобномученица Елизавета при аресте в Марфо-Мариинской обители. Крест и четки, которые извлекли вместе с ее телом из заброшенной шахты (места ее казни).
Выставка продлится до 5 апреля 2015 года.
Адрес музея: : Москва, Тверская ул., дом 21.
В создании выставки приняли участие ведущие музеи и архивы страны. В их числе Музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Архив ГМА им А.В.Щусева и другие, а также частные коллекционеры. Выставка продлится до 5 апреля 2015 года.