Американец Дэвид Джонс годами лечился от опиатной и алкогольной зависимостей. Не то чтобы терапии не помогали совсем: как рассказывает сам Дэвид, то или иное лечение позволяло ему некоторое время вести «сухой» образ жизни, однако он неизбежно скатывался к приему не одного, так другого вещества.
За годы тяжелой зависимости он совсем забыл, как когда-то, борясь со стрессом, вызванным изнуряющей работой над докторской диссертацией, он регулярно бегал. Но Дэвид забросил бег после завершения диссертации и не вспоминал про него до тех пор, пока не оказался запертым на 90 дней в стационаре, проходя очередной курс терапии от алкоголизма.
Возможно от скуки, он решил пробежаться, и сразу почувствовав себя лучше, вышел на пробежку на следующий день. К своему удивлению, Дэвид заметил, что бег выполнял внутри него какую-то работу, что-то сдвинулось с мертвой точки, и вектор изменений, несомненно, указывал в сторону избавления от зависимости.
Впрочем, следует сформулировать точно: одна зависимость была вытеснена другой, что делает историю Дэвида Джонса классическим случаем так называемой заместительной терапии. Только заместителем наркотического вещества выступило не другое вещество, а бег, к которому бывший алкоголик и наркоман пристрастился всерьез.
Сейчас Дэвиду за 60, он бегает несколько дней в неделю и регулярно участвует в городских марафонах. Он до сих пор уверен, что бег сыграл ключевую роль в его борьбе за здоровый образ жизни, хотя, конечно, для этого потребовались интеллектуальные, эмоциональные и социальные стимулы тоже.
Надо сказать, что научные эксперименты на животной модели неоднократно демонстрировали заместительный потенциал бега. Крысы, запертые в тесной клетке с двумя поилками, в одной из которых чистая вода, а в другой – разведенный наркотик, неизменно предпочитают наркотик. Однако стоит оборудовать клетку специальным колесом для бега, как зверек начинает отдавать предпочтение чистой воде.
А что же человек?
Можно ли индивидуальный случай, который мы только что рассказали, распространить на человечество в целом?
Что известно сегодня про бег от зависимости
Во-первых, то, что случай Дэвида не уникален. Среди тех, кто преодолел кокаиновую зависимость благодаря бегу, – знаменитый экстремал Чарли Энгл, прославившийся своим 111-дневным кроссом в 7000 километров через Сахару в 2006 году. Но это не единственное достижение Энгла: он пересек пустыни Гоби и Атакама, бежал через джунгли Амазонки, Вьетнама и Борнео.
А Тодд Крэндел, увлекавшийся алкоголем и всеми видами наркотиков, от марихуаны до героина, не только сам избавился от зависимости, но и написал книгу «Гонка за выздоровление: от наркомана к железному человеку» (Racing for Recovery: From Addict to Ironman).
Крэндел, правда, не только бегал, он занялся триатлоном, состоящим из 2,4-мильного заплыва, 112-мильного велосипедного заезда и 26,2-мильного забега.
«Когда я бегу, я чувствую себя как будто на амфетамине, – говорит он. – Мне говорят, что я всего лишь заменил одну зависимость на другую. Да, и то и другое – эйфория, но одна – деструктивная, другая – чрезвычайно продуктивная».
И это второе, что известно нам на сегодняшний день: бег тоже способен вызывать эйфорию.
Физическая активность вызывает высвобождение эндорфинов, которые называют гормонами счастья и радости. И хотя биохимия эйфории достаточно сложна, и считается, что одни эндорфины вызвать ее неспособны, ученые установили, что эйфория от бега – вполне реальная вещь.
Немецкие исследователи с помощью томографии мозга спортсменов до и после физической нагрузки обнаружили, что после двух часов бега на расстояние от 16 до 26 км в префронтальной и лимбической/паралимбической структурах мозга существенно снизилось количество свободных (несвязанных) опиоидных рецепторов. Таким образом, подтвердилась «опиоидная теория» эйфории бегунов.
Ученые также установили, что помимо эндорфинов, интенсивные физические нагрузки стимулируют высвобождение таких нейротрансмиттеров, как дофамин, дающий чувство удовольствия, серотонин, предотвращающий депрессию, эпинефрин – своеобразный естественный амфетамин.
Есть и еще один механизм, поддерживающий заместительную способность бега. Он описан в книге доктора Стефана Шталя «Иллюстрированный Шталь: Использование веществ и импульсивные расстройства» (Stahl’s Illustrated: Substances Use and Impulsive Disorders).
Мозг человека, объясняет Шталь, имеет две цепочки вознаграждения. Первая – реактивная система вознаграждения, которая представляет собой импульсивную реакцию на объект, от которого индивид получает удовольствие сразу, без отсрочки. Эта система не включает в себя обдумывание или рефлексию. Именно реактивная система активирована при разных видах зависимости, будь то наркомания или любовь к сладкому.
Существует, однако, еще одна цепочка получения удовольствия. Это рефлективная система вознаграждения, которая позволяет индивиду остановиться и задуматься о своих долгосрочных планах и потенциальных последствиях действия, которое он собирается совершить. Постепенное освобождение от зависимости связано с активацией рефлективной системы вознаграждения, когда удовольствие вызвано преодолением негативной привычки и возможностью достигать тех целей, которые раньше были недоступны.
Дэвид Джоунс, с которого мы начали наш рассказ, считает, что именно бег помог ему перейти от реактивной цепочки к рефлективной и встать на путь выздоровления.
Пока что нет больших клинических исследований роли бега в избавлении от наркомании, однако в медицинской литературе есть серьезные обзоры доклинических данных. Вот в этом американо-итальянском исследовании авторы приходят к выводу о том, что физические упражнения определенно способствуют освобождению от кокаиновой зависимости, и говорят о необходимости дальнейших исследований с целью разработки специальных программ для реабилитации наркоманов и алкоголиков.
Для души
Пока ученые занимаются доказательствами и разработками, возникают группы людей, поверивших в целительный эффект бега не только для тела, но и для души.
Организация в штате Огайо названа в честь книги Тодда Крэнделла «Гонка за выздоровлением». Ее активисты регулярно организуют состязания в триатлоне и забеги по всей стране, приглашая к участию всех, кто страдает от зависимости, от курильщика до тяжелого наркомана.
33-летний Эдди Фрис, которого зависимость от кокаина почти довела до самоубийства, проходит реабилитацию по программе Крэнделла, бегая по 50 миль в неделю.
В этой же программе – 28-летний Аарон Дэлли, страдавший от алкоголизма. Оба молодых человека уже много месяцев «чисты» и надеются на полное выздоровление.
Британский блоггер, называющий себя Сердитый джоггер (Angry Jogger), написал одноименную книгу о своем опыте преодоления алкоголизма. Дурная привычка стала для него ловушкой: чем больше он пил и срывался на окружающих, тем хуже он себя чувствовал. Недовольство собой и вина перед родными и близкими заставляли его больше пить, – и выйти из этого порочного круга Сердитый джоггер смог только благодаря бегу.
Давая наслаждение и даже эйфорию, он одновременно создает прекрасные условия для рефлексии, позволяя человеку сосредоточиться на жизненных планах, связанных с ценностями, а не удовольствиями, и сулящими в перспективе более глубокое удовлетворение жизнью. По словам Сердитого джоггера, бег от зависимости стал для него бегом к счастью.
Источники:
Why Running Helps With Addiction
Using Running As A Cure To Overcome Addiction, Alcoholism And Binge Drinking