Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Бедность и летний отпуск: трудно искренне считать себя бедным

Я – инвалид, живущий на пенсию восемь тысяч в месяц и время от времени пробавляющийся фрилансом. Но при всем при том, скажи мне кто-то, что я бедный, очень удивлюсь

«Бедность не порок, а большое свинство». И прежде всего, по отношению к себе. Нет-нет, я не стану рассказывать о том, как стать богатым за семь недель. Я – инвалид, живущий на пенсию восемь тысяч в месяц и время от времени пробавляющийся фрилансом. Мне ли давать советы? Но при всем при том, скажи мне кто-то, что я бедный, очень удивлюсь.

Относительная, внутренняя, вредная

«Бедность не порок», – говорили всегда. «А большое свинство», – относительно недавно добавилось грубоватое продолжение, с которым лично я всецело согласен, но лишь с одной оговоркой. Бедность – свинство, прежде всего, по отношению к себе. Нет-нет, я не стану рассказывать о том, как стать богатым за семь недель. Я – инвалид, живущий на пенсию восемь тысяч в месяц и время от времени пробавляющийся фрилансом (как, например, сейчас). Мне ли давать советы? Но при всем при том, скажи мне кто-то, что я бедный, очень удивлюсь. Почему?

Я много размышлял и спорил на эту тему – как с людьми высокого достатка, так и с доходами ниже средних, как с теми, кто считает себя богатым, так с теми, кто уныло считает копейки (независимо от их количества).

Выводы, к которым я пришел:

– Бедность – понятие относительное, не связанное с количеством денег. Чтобы преодолеть ее, совершенно не обязательно зарабатывать больше.
– Бедность – вещь не внешняя, а внутренняя. Это – образ мыслей и состояние души.
– Бедность неразрывно связана со страхом и завистью, косностью, нежеланием меняться. И бедность – да-да! – это неумение тратить деньги (а вовсе не зарабатывать их).
– Бедность… делает нас бедными.

Сейчас, в разгар лета, уместно поговорить обо всем этом в контексте летних отпусков и способов их проведения.

Я не знаю, почему одни могут себе позволить поехать посмотреть мир, а другие ни в какую. Я могу отвечать лишь за себя. В моей семье два пенсионера — моя теща и я, инвалид второй группы. Моя жена – фрилансер. К нам не приходит ежемесячно глава государства с увесистым конвертом. Я не получил наследства от богатого дядюшки. Мы не сдаем излишки жилья приезжим и не имеем счета в банке. Нам точно так же приходится платить за коммуналку, как и остальным.

Мы точно так же тратим деньги на еду и одежду. Но вместе с тем мы умудряемся ходить в кафе и рестораны, покупать ненужные пустяки и отдыхать у теплого моря. Просто мы знаем, что деньги – субстанция неопределенная, относительная и довольно таинственная. Кому-то маленькой суммы может хватать очень на многое, а кому-то – большой не хватит ни на что.

Крах арифметики

Очень интересный разговор состоялся у меня недавно на одном из сайтов. Одна девушка сетовала о дороговизне поездки на Кипр. Я сам недавно там был, всего несколько недель назад. И мне удивительно стало, как же так, я могу, а кто-то нет.

Я спросил девушку, в чем, собственно, дело. Оказалось, она из Новосибирска, оклад ее очень маленький (20 тысяч), а фриланса, который мог бы помочь ей сводить концы с концами, у нее не было с Нового года. Какой уж тут Кипр…

Я апеллировал к арифметике. Назвал сумму своих доходов. Подсчитал, что нам с супругой двухнедельный отпуск в Ларнаке обошелся чуть меньше двух тысяч евро. Много это? Безусловно, если попросить у меня прямо сейчас выложить такие деньги, я, боюсь, не смогу. Но если не выкладывать эти деньги сейчас, а откладывать всего по три тысячи рублей каждый месяц, то на следующее лето ты поедешь на Кипр легко.

Не думаю, что три тысячи в наши дни – неподъемная сумма. Да на одни сигареты с пивом уходит больше! Просто не замечается это. Всего лишь брось курить хотя бы на год (твой организм запрыгает от счастья и пошлет тебе лучи благодарности), в конце которого тебя будет ждать (та-дам!) вожделенная поездка.

Я не хочу посвящать текст способам экономии на летнем отдыхе. Не такой уж я в этом деле дока после шести лет, проведенных в четырех стенах. Но даже мой малый стаж путешественника позволил накопить опыт.

Во-первых, существуют горящие путевки.

Во-вторых, наоборот, возможность покупать их как можно раньше – если уж мы ведем речь о поездке, которая намечается через год. Ровно за шесть месяцев до вылета начинают продавать билеты «экстраэкономкласса» буквально за копейки. Многие люди планируют свой отдых заранее и берут билеты по смешным ценам.

В-третьих, в век интернета смешно полагаться исключительно на туроператоров. И покупать билеты, и бронировать жилье гораздо выгоднее самостоятельно. Если вы доверяете свой отпуск людям из турфирмы, а не себе, то и не жалуйтесь потом, что отдых вышел какой-то не такой и очень дорогой.

В-четвертых, жилье жилью рознь. Существует частный сектор, хостелы, семейные гостиницы – и просто очень дешевые гостиницы. Скажем, мы в этом году жили, судя по всему, в самой дешевой гостинице Кипра. Две звезды. Но самое главное – кровать, душ и кондиционер присутствуют. А еще – маленькая кухня в номере тоже есть. Что еще надо для счастья? Ничего, по крайней мере, нам. Ведь мы приезжали, чтоб посмотреть остров, а не отель.

Да, мы вынуждены были обежать все близлежащие магазинчики. Да, возможно, было бы лучше, если б еду нам приносили в номер и мы сами бы не занимались ее готовкой. Но, во-первых, приготовление пищи – это недолго (ведь самое главное для нас было, чтоб быстро и сытно), а во-вторых, что, как не самостоятельный поход в магазин, даст представление о том, как и чем живут местные жители?

Увы, когда человек хочет доказать, что он беден и несчастен, а ты счастлив и богат, нет ничего более безнадежного, чем пытаться применить арифметические доводы. Чем с большей очевидностью они доказывают возможность «невозможных» благ, тем меньше внимания обратит на них оппонент. Отсюда я и делаю вывод, что бедность – это способ мыслить, у нее своя логика, и дважды два у того, кто хочет считать себя бедным, далеко не всегда четыре.

Еще одно удивительное свойство «бедняков по убеждению»: способность полностью не замечать доводы, которые не укладываются у них в голове. Когда моя жена работала на приходе, она зарабатывала меньше 10 тысяч. Как-то она разговорилась со старушками. «Пенсия – 15 тысяч», – жаловались они. «Так это здорово! – откликалась жена, – я зарабатываю семь». – «Ну, вот представь, а нам на такие деньги приходится жить», – продолжали старушки. Жена пыталась отбиваться: 15, мол, вдвое больше, чем 7, но тщетно.

Чай, не Москва

Смешно, совсем недавно я сам был таким, и рассказы москвича о бюджетном летнем отдыхе ничего, кроме раздражения, у меня бы не вызвали. Как сказал мне мой бывший однокурсник, проживающий в Питере: «Москвич – вампир наивный». Наивный, потому как недалекий и жадный. О том, что происходит за пределами МКАДа, он не знает. Вампир, потому как, родившись, сразу залезает на нефтяную трубу и начинает сосать кровь со всей России…

Теперь я понимаю, как смешно и зло это звучит, понимаю и то, что злость моя была изрядно замешана на зависти. Подтекст возражений примерно таков: «Это вам, бездельникам, делать нечего, катаетесь только на дорогих машинах по Красной площади, да деньги от нечего делать швыряете направо и налево. А нам, бедным, тут в Сибири отдувайся».

Я сам из Сибири, родился в таежном поселке. Московскую прописку получил полтора года назад, так что упрекать меня в «московской рафинированности» по меньшей мере… странно.

Девушка из Новосибирска, с которой я начал свой рассказ, этого не знала, а потому начала рассказывать, что в этом суровом краю каждую зиму требуется не меньше ста тысяч рублей на теплые вещи и мне не понять.

Действительно, не понять. Какие такие вещи могут понадобиться в Новосибирске на такую сумму? Там нижнее белье из меха? Или у сибирских модниц шубки из норки каждый год требуют замены? Или просто люди там живут «не той системы»?

Ах, ну да. Я же теперь москвич, что со мной спорить…

Безусловно, билеты на Средиземное море из Сибири стоят несколько больше, чем из Москвы. Но даже сейчас, в разгар сезона, разница это составляет не так много: примерно три тысячи рублей. Если, повторюсь, заказывать заранее, напрямую и искать выгодные варианты, она будет еще меньше.

Шарик мороженого и девочка со спичками

Неумение тратить деньги имеет еще одну грань. Бизнес-психологи давно заметили: купив дорогую вещь (машину, скажем), человек в первые несколько недель будет нахваливать ее всем и каждому – чтобы для самого себя оправдать эту крупную трату. Это своеобразная защитная реакция психики, здоровая реакция. Бывает и иначе.

На пляже обитала кучка наших соотечественниц. Едва приехав, они долго стояли на берегу и ругали красивое и теплое Средиземное море с мягчайшим песочком. Я заметил, что это вообще отличительная черта «наших за границей».

Познакомившись, они сразу начинают обмениваться отрицательными эмоциями и негативными впечатлениями о стране. Зачем? Ведь нет более верного способа, действительно, сделать свой отдых невыносимым и – неоправданно дорогим. Люди арендуют лежаки с зонтами за 7,5 евро на двоих в день и так и лежат весь отпуск, жалуясь, как все дорого и скучно. Конечно! Чтобы появился интерес, надо, как минимум, встать и пройтись. Но за пляжные принадлежности же уплачено, нужно оправдывать траты.

Мы не платили за лежаки на пляже, купив здесь за три евро циновки для загорания, которые можно расстилать, где захочешь. Меняли пляжи, много ходили пешком и ездили на экскурсии. На сэкономленные на лежаках деньги несколько раз ходили в кафе и объедались бесконечной кипрской «мезе».

Экскурсии мы заказывали в городе, а не в гостинице, что значительно дешевле. Еще «хозяйке на заметку»: в северную часть острова мы отправились с англоязычной группой (не успевали примкнуть к нашим), и с удивлением узнали, что экскурсия по-английски дешевле, чем по-русски. А экскурсовод долго удивлялась и умилялась на нас: как же так, русские – и понимают по-английски! Было стыдно за соотечественников. Кстати, знание языка тоже позволяет сделать отдых более экономичным (чего стоит одна возможность поторговаться на рынке!).

Что я подразумеваю под умением тратить? Всего-навсего – способность радоваться мелочам: чашке кофе на песке, шарику фруктового мороженого в кафе. А еще – красивым витринам, со вкусом оформленным и вкусно пахнущим ресторанам, пестрой публике, сидящей за столиками. Да, тебя нет среди них, ты не можешь себе это позволить, но картинка при этом не становится менее живописной (если, конечно, не приняться жалеть себя и играть в андерсеновскую «девочку со спичками»).

«Чего я там не видел?!»

О том, как все плохо, говорил и бывший однокурсник, узнавший, где я отдыхал. «Да чтоб я поехал на Кипр? Да что я там не видел?» Да ничего ты там не видел. Потому что не был. Не лежал под прекрасным солнцем, которое там везде и почти всегда. Не плавал в удивительно прекрасном море. Не ходил лениво по городу. Не ездил в горные монастыри… Э, да что там, я могу долго говорить про Кипр.

Проблема в том, что нашего человека не заставишь никуда поехать, пока он сам не захочет. Давно уговариваю свою маму завести загранпаспорт и съездить хотя бы раз в жизни отдохнуть по-человечески. Нет, ей некогда: огород.

Недавно она с упоением рассказывала мне, как борется с колорадским жуком. «Ну, и сколько картошки ты соберешь осенью?» – спросил я. – «Ведер 30». – «Так, – в голове моей заработал калькулятор. – Если осенью в Башкирии (где она живет) цена картофеля 15 рублей кило, тогда весь твой урожай — 3,5 тысячи, верно?» И из-за 3,5 тысяч рублей мучиться все лето? Не понимаю…»

То, что дача – далеко не все в этой жизни, понимают отчего-то не все. Мой дядя тоже считал, что огород – это все, что может быть в жизни. Пока ему не купили путевку в Турцию в честь выхода на пенсию. И ему это понравилось! С тех пор он ездит по миру каждое лето.
А дача… дача подождет! Не в картошке с банками маринадов счастье.

Мечта

Один человек – очень небедный человек – прислал мне этой весной фотографию цветущей сакуры в Японии. И многозначительно промолчал. Я предположил, что ему очень хочется побывать в стране Восходящего солнца. Он согласился: мечта! Я спросил: «Отчего ты не едешь?» – прекрасно зная, сколько он с женой получает. Много. Очень много. Во всяком случае, его зарплаты хватило бы на две-три поездки туда и обратно ему самому, его жене и сынишке. Еще бы и осталось. На что он ответил: «А зачем? Дорого и далеко». Ездит вместо этого в Турцию, а также зимой на тот же самый Кипр (дешево). А мечта на то и мечта, чтобы оставаться мечтой.

А вот другая моя знакомая мечтала о Непале. Научный сотрудник, зарплата невеликая, жилье съемное… И что же? Этой весной взяла и поехала: откладывала потихоньку на протяжении года, искала выгодные варианты – и осуществила свою мечту.

Бедность – это страх. Забудь о страхе – и тогда мечта приблизится. Если человеку хочется считать себя бедным, он будет бедным. Несбывшиеся мечты, упущенные возможности – отказываясь от них добровольно, человек обедняет себя. И становится бедняком уже не только в собственном воображении. Скупой не только платит дважды, скупой ворует сам у себя.

Самый простой и верный способ

И напоследок еще одно средство от «внутренней бедности». Переведите взгляд немного левее этого текста. Видите набранное красным капсом название рубрики: «Где нужна ваша помощь». Нет, я даже не призываю жертвовать и «помогать тем, кому еще хуже, чем вам» (хотя и это весьма действенный способ побороть бедность в своей голове). Я предлагаю просто задуматься о существовании таких людей, просто сравнить. Если помнить о том, что рядом живет боль, страдание и даже голод, трудно искренне считать себя бедным.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?