Бас-гитарист «Любэ» создает музыкальную студию в приюте «Никита»

В спортивные секции парней отдавать нужно обязательно. Причем неважно, что это будет: бокс или рукопашный бой. Меня в детстве мама буквально заставляла играть на скрипке. Я частенько складывал спортивную форму в футляр из-под скрипки и убегал заниматься самбо. Нужно было успеть попасть и в музыкальную школу и ещё на тренировку по самбо. Честно признаюсь, учился я в музыкальной школе из ряда вон плохо. Хотя меня, как и всякого мальчишку, привлекали гитары, барабаны. А мечтал я стать военным

Начало этого года было беспокойным для приюта «Никита». Слава Богу, сейчас все более или менее вернулось в нормальное русло и отец Амвросий с сотрудниками снова могут посвящать все свои силы не борьбе с прокуратурой и бумажной волокитой, а детям.
Среди помощников батюшки – Павел УСАНОВ — бас-гитарист группы «Любэ», композитор, продюсер группы «Встречный бой». В «Никите» он – художественный руководитель создающейся детской музыкальной студии. О себе и своей работе в приюте он рассказал нашему корреспонденту.


— Павел, в чем заключается ваша работа в качестве художественного руководителя в православном детском приюте «Никита»?

— Вы знаете, мне иногда кажется, что не я приюту, а они мне помогают своей теплотой и душевной чистотой. Там все держится на игумене Амвросии и матушке Василии, которые и создали этот приют. Они просто молодцы. Дети в приюте разные, в основном из неблагополучных семей, у некоторых очень страшные судьбы. Матушка Василия, отец Амвросий и все, кто находится с ними рядом, преодолевают немыслимые преграды, в том числе и со стороны властей. Моя помощь приюту пока в основном физическая, например, привезти детские вещи или какие-то продукты. Что касается художественного руководства, то мы сейчас разрабатываем проект — хотим создать в приюте детский ансамбль, обучать детей пению и игре на разных инструментах. Может быть, даже будем репертуар специальный писать. Мы хотим, чтобы это была не просто музыкальная школа, а полноценный концертирующий коллектив. Я уже договорился с преподавателями, которые будут обучать детей. Детям надо показывать, что в жизни есть много чего интересного. Музыка может стать для кого-то из них не просто хобби, а делом всей жизни.

— А зачем мальчишкам из приюта музыка? Не лучше ли отдать их в спортивную секцию?
— Одно другому не мешает. Я бы даже сказал, что первое должно обязательно сочетаться со вторым. В спортивные секции парней отдавать нужно обязательно. Причем неважно, что это будет: бокс или рукопашный бой. Меня в детстве мама буквально заставляла играть на скрипке. Я частенько складывал спортивную форму в футляр из-под скрипки и убегал заниматься самбо. Нужно было успеть попасть и в музыкальную школу и ещё на тренировку по самбо. Честно признаюсь, учился я в музыкальной школе из ряда вон плохо. Хотя меня, как и всякого мальчишку, привлекали гитары, барабаны. А мечтал я стать военным. Но интерес к музыке во мне все-таки как-то пробился, взял свое и сейчас не мыслю себя в чем-то другом.

— Вы давно пришли в Церковь?
— Я был крещен в детстве, как и большинство детей. Лет в пятнадцать – семнадцать стал задумываться над тем, почему все в моей жизни хорошо и может ли так продолжаться всегда? Стал искать ответы на эти вопросы. В середине девяностых стало появляться большое количество духовной литературы, можно было заниматься самообразованием. Потом стал более близко общаться со священнослужителями, напрямую задавать им вопросы, которые меня интересовали.

— А как вы попали в группу «Любэ»?
— Я учился на военно-дирижерском факультете Московской консерватории, потом служил в армии, а после армии учился в академии им. Гнесиных. После Гнесинки закончил аспирантуру, учился композиции частным образом у профессора Ю.В. Воронцова в консерватории. В «Любэ» попал достаточно просто. Тогда в группе трагически погиб бас-гитарист — ребята стали искать ему замену. Я пришел, прошел прослушивание, и меня взяли. Это было двенадцать лет назад.

Коллектив этот очень хороший, такой еще поискать надо. Обстановка внутри группы прекраснейшая. Лидер группы Коля Расторгуев — человек изумительной душевной красоты. Удивительно, что он, человек известный, публичный, к его персоне проявляет интерес и повышенное внимание даже президент (в сентябре, например, Владимир Владимирович посетил концерт нашей группы в Сочи, а потом пригласил всех музыкантов к себе в гости в резиденцию «Бочаров ручей»), но на него это никак отрицательным образом не влияет, он всегда отзовется, всегда поможет. И лично для меня он в жизни очень много сделал.

— Но вы ведь еще и продюсер группы «Встречный бой». Если у вас все так хорошо в «Любэ», зачем вам понадобилось создавать свою собственную группу?
— Я вполне могу совмещать работу и там и там. «Любэ» посвящаю ровно столько времени, сколько необходимо, а все остальное время трачу на «Встречный бой» и на другие интересные проекты. Скорее всего, хочется самореализации в разных жанрах и сферах. В «Любэ» есть свои авторы и продюсер, есть генератор идей всеми уважаемый Игорь Матвиенко и многие другие. «Любэ» — это давно устоявшийся, сложившийся мир, от меня требуется лишь хорошо исполнять уже созданное. Работая в «Любэ», мне захотелось нечто подобное сделать самому. Группа «Встречный бой» — это для меня реализация самого себя, творческое выражение. Я создал эту группу, конечно с помощью своих друзей и соратников. В первую очередь, с помощью Алексея Рымова, это мой литературный соратник, я его называю замполит — зам по литературной части. Поет вокалист Антон Арцев, исполнявший главные роли в мюзиклах «Норд-Ост» и «Ромео и Джульетта». Еще мне безумно интересно писать музыку к кино, писать песни, которые есть возможность тут же записать, причем в хороших условиях, на хорошей студии. А еще давно хочется сесть в тишине, уйти от всех передряг и суеты, и написать симфонию. Я уже начал реализовывать эту идею – пишу, когда выдается свободное время. Это можно скорее назвать душевной музыкой «для себя», написанной в жанре симфонии. Когда все будет готово, я планирую её записать, возможно, даже с оркестром.

— Вы участвуете еще в каких-то благотворительных проектах, помимо приюта «Никита»?
— Недавно мы сделали аудио-работу для Дивеево. Её рабочее название – «Детство императора» (Николая Второго. — авт. ). Это рассказ о его жизни. Мы также активно сотрудничаем со ВГИКом. Два молодых режиссера – Александр Боярских и Александр Пасечник, закончили ВГИК и сняли дипломную работу, очень хороший, добрый фильм на православную тематику под названием «Лекарство от смерти». Там звучит песня группы «Встречный бой».
А вообще, для того, чтобы заниматься благотворительностью, нужны деньги, и немалые. Сейчас без денег, к сожалению, мало что можно сделать. Мне хочется помогать по-взрослому, по-крупному, так сказать, глобально. Для этого нужна экономическая база. У меня много друзей, которые строят храмы. Вот чем-то подобным хочется заняться, потому что мы не знаем, сколько ещё проживем – жизнь очень быстро идет, надо успеть что-то хорошее сделать.
Мы сейчас создали свой продюсерский центр. Он называется «Держава». Пока, правда, занимаемся некоммерческими проектами. Только что вышла аудио-сказка для детей «Сказ о Вране, Любви да Иване» Николая Борисова, в которой участвуют известные актеры – такие, например, как Василий Ливанов и Екатерина Гусева. Сейчас мы начинаем запись следующей сказки, которая называется «Заветная сказка». Ее будут озвучивать Алексей Петренко, Дмитрий Дюжев, Лев Дуров и многие другие. Также заканчиваю писать музыку к фильму «За други своя» (продюсерский центр «Духовность и армия», режиссер Елена Ляпичева). Это фильм о героях-десантниках 6-й роты Псковской дивизии.

— А как пишется музыка к фильму?
— Ну, примерно так: ты видишь какой-то видеоряд, например, бой. Как можно выразить бой в музыкальном плане? Понятно, что это какой-то жесткий ритм. Если в рамках этого боя есть какая-то проникновенная сцена – значит, я начинаю действовать более утонченно и сочиняю соответствующую музыку. Здесь есть и здоровые дозы ремесленного труда — это с опытом вырабатывается, но, конечно получается лучше всего тогда, когда ты пытаешься услышать в своем сердце что-то сокровенное.

— У вас двое детей. Как вы их воспитываете?
— Каких-то особых секретов воспитания у меня нет. Большое значение я уделяю тому, чтобы между мной и детьми была правда абсолютно во всем. Мы с женой стараемся, чтобы дети чаще причащались. Сына стараюсь научить тому, чтобы он ничего не боялся, чтобы был физически сильным, ответственным, уважал женщин — маму, сестру. Дочь стараюсь научить уступать и помогать ближним. Думаю, что надо стараться привить ребенку какие-то интересы, да и от мудрости родительской тоже многое зависит.

— У вас столько проектов. Как вы все успеваете?
— У меня всегда с собой ноутбук. В любую свободную минуту, например, после концерта «Любэ» я сажусь в гримерке и работаю. Потому что другого времени для работы просто нет: я часто в поездках, а дома надо заниматься семейными делами. Как-то мы ехали на гастроли из Анапы в Краснодар. Как раз пару лет назад там были сильные наводнения, и мы попали в одну из таких передряг — ехали по горным дорогам, впереди нам отрезал дорогу селевой поток, сзади картина оказалась такой же, то есть мы не могли проехать ни туда, ни сюда, оказались в ловушке. Я думаю – будь что будет, а у меня пока есть время для того, чтобы поработать. Достал ноутбук и начал писать музыку. Ребята потом говорили, что получилось неплохо.
А вообще в жизни должен быть баланс. Нужно успевать и в спортзал ходить, и про духовную жизнь не забывать, потому что на ней все основывается. Я физически ощущаю живую помощь после причастия — мелодии в голове рождаются сами собой.

Беседовала Мария ВЛАДИМИРОВА

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version