В скором времени в Пермском крае появится первое в России «окно надежды» – специально оборудованная коробка, в которой женщина может оставить своего новорожденного ребенка, если не имеет возможности кормить и воспитывать его. Такие «окна», которые также называют baby box, впервые появились в 2000 году в Германии. Сегодня baby box установлены во многих городах Европы, Америки, Южной Африки и Японии.
Рассуждать о том, хорошо это или плохо, вот так оставлять своего ребенка, не приходится. Изначально «окна жизни» появились как профилактика трагической детской смертности. В 1999 году в Гамбурге, где и были изобретены baby box, была опубликована страшная статистика о младенцах, выброшенных в мусорные контейнеры. Такая же статистика, а также положительный опыт немцев, сподвигли другие страны к установке «окон жизни». К сожалению, несколько раз в год в СМИ России появляются сообщения о выброшенных на улицу новорожденных. Поэтому с уверенностью можно говорить о том, что необходимость в baby box в России есть. И речь здесь не о том, хорошо это или плохо, давать матерям такую возможность, а о том, быть младенцу убитым или живым.
Инициаторы проекта «Колыбель надежды» в Пермском крае, одноименный благотворительный фонд, уверены, что установка «окон жизни» не повлечет за собой выстраивание очередей из матерей, желающих оставить своих детей. Например, в Гамбурге за пять лет существования baby box в них были оставлены всего 25 детей. Главная цель «окон жизни» – уменьшить число выброшенных младенцев. И подсчеты здесь не лучший вариант. Даже одна спасенная жизнь оправдывает существование baby box.
«Весь мир уже создал такие «окна», – комментирует Вера Лекарева, депутат Госдумы от «Справедливой России». – Это пожарный метод спасения детей, чтобы их не убивали. А любое движение навстречу спасению жизней надо приветствовать». Но это лишь временный выход из положения, считает эксперт. В целом же должна быть внятная государственная политика в области детства и материнства: социальное сопровождение, материальная, юридическая помощь, центры реабилитации, – все, что даст будущей маме почувствовать уверенность.
С Лекаревой солидарен священник отец Максим Первозванский. «Это дело хорошее, но отнюдь не решение проблемы. Это как раздавать презервативы, чтобы люди не болели СПИДом. Конечно, оставить лучше, чем убить. Поэтому, я думаю, что такие baby box должны быть по всей стране. Но не как выход из ситуации, а как альтернатива смерти…».
Нужно также сказать, что женщина, оставившая ребенка в baby box, не будет преследоваться по закону, если на теле младенца не будет никаких телесных повреждений. Такой поступок не повлечет за собой уголовной ответственности, так как мать оставила ребенка в месте, где ему будет оказана помощь. Кроме того, женщина, оставившая ребенка в baby box, не лишается права на материнство. Это, как считает Елена Котова, инициатор проекта, принципиально важно, так как законодательством РФ предусмотрено в принципе лишение родительских прав, а не на одного ребенка.
Проект уже поддержало множество благотворителей, а также уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков, уполномоченный по правам ребенка при президенте Российской Федерации Павел Астахов, Духовное управление мусульман и корпорация «Медлайф». Именно в частном роддоме этой клиники и будет установлена первая в России «колыбель надежды». Характерно, что «Медлайф», обычная светская медицинская клиника, не чуждая грехов всех таких учреждений, дала согласие на участие в проекте чуть ли не по телефону. «Когда нужно было определиться с местом для «колыбели надежды», я решила переговорить с медицинским центром «Медлайф», при котором есть частный роддом, о котором я знала много хорошего. – рассказывает Елена Котова. – Они ознакомились с проектом «окна жизни» и согласились. Другим медицинским учреждениям ничто не мешает поступить так же».
Диана Романовская