Немногие из нас, так называемых цивилизованных людей, могут обходиться без достижений технического прогресса. Однако в определённых кругах считается хорошим тоном относиться к прогрессу настороженно, и на то есть серьёзные причины. И всё же нельзя не признать, что не где-то в тайге или на необитаемом острове, а здесь, в городе то или иное для многих необязательное техническое средство может стать для кого-то средством выживания – не только физического, но и душевного.
Речь идёт о людях с ограниченными возможностями, об инвалидах. Ведь если инвалид осознаёт своё положение, ему бывает трудно почувствовать себя полноценным человеком. Многим инвалидам помогает, например, интернет – люди, которые едва могут пошевелить рукой, находят не только круг общения, но и работу. Более архаичное средство – автомобиль – тоже становится для некоторых способом решить не только проблему передвижения, но и избавиться от уныния. Сначала человек пробуждает в себе спортивный интерес, а потом начинает заниматься спортом, как таковым – то есть участвовать в автопробегах, в соревнованиях по автоманеврированию, ориентированию. Так к нему возвращается не только душевное равновесие, но еще появляются друзья, сотрудники, а, следовательно, силы двигаться по жизни дальше.
Благотворительная общественная организация «Пилигрим» – не самая известных в Санкт-Петербурге. Скорее, она относится к небольшим сообществам энтузиастов, которые годами тихо работают по отлаженной схеме, но, несмотря на это, не замыкаются на однажды выбранном направлении. Свою нынешнюю деятельность сотрудники «Пилигрима» обобщили под названием «Социальное и духовное здоровье человека», а адресаты их помощи – инвалиды, взрослые и дети. Среди программ «Пилигрима» можно выделить такие, как «Гармония» (организация посещения подопечными организации театров и музеев), «Родительский день» (организация праздников и других мероприятий для детей, находящихся в школах-интернатах, приютах и больницах), «Мир и мы» (творческое осмысление мира и приобретение навыков декоративно-прикладного искусства, основные адресаты – слабослышащие дети), «Музыкотерапия» (название говорит само за себя). Но есть одна программа, которую «Пилигрим» не прекращает до сих пор, несмотря на то, что она уже не является для организации основной. С неё всё началось, и об этом рассказывает директор «Пилигрима» Александра Хотькова:
Официально наша организация была зарегистрирована в 1997-м году. А работаем мы с 1993-го года. И началось всё с программы «Автоспорт и автотуризм для инвалидов-опорников, имеющих автомобиль с ручным управлением». Отсюда и название организации: пилигрим – не просто странник, а паломник, человек, который посещает святые места. И мы с нашими инвалидами делали автопробеги в Псков, в Великий Новгород… Ещё мы проводили соревнования по автоманеврированию. С 1993-го года лет восемь мы всем этим занимались активно. Это программа есть до сих пор, но сейчас мы делаем больший акцент на программы для детей. Потому, что спонсоры реагируют больше на детей, чем на взрослых инвалидов. К тому же прежняя команда инвалидов постарела за эти 18 лет, а новых, молодых членов организации стало меньше, не знаю, почему. С некоторых пор я даже перестала давать объявления в газеты, организация переориентировалась на детские программы. Но эту программу я всё-таки веду, она – моя любимая, но расширять её я не предполагаю. Эта же команда сейчас играет в бильярд, в дартс.
Я считаю, что программа «Автоспорт и автотуризм» – главная наша особенность. В Петербурге ничего подобного нет. Есть в Москве клуб, к нам приезжали его представители. Изначально с нашей командой занимался специалист, но недолго, они же все – водители, быстро всё освоили. Сложно было договариваться по поводу соревнований с властями, с ГИБДД – чтобы нам выделили часть какой-либо площади. Первое соревнование проходило на Кировской площади. Потом были соревнования на площади Морской Славы. Потом мы стали находить заброшенные автостоянки – но там тоже надо было получать разрешение. Но уже года четыре автоманеврированием мы не занимаемся. У нас остались только автопробеги по разным городам. Нас принимают инвалидные организации, мы обмениваемся подарками, устраиваем турниры по бильярду, по дартс. Выстроить колонну – тут тоже есть свои нюансы. Я уже всех знаю: кого-то, например, нельзя пускать первым, потому, что он отрывается, кто-то хорошо идёт последним. Это мы совместно обсуждаем, решаем. Мы ездили в Лугу, Старую Ладогу, Выборг, финский город Миккеле. Сейчас нужен какой-то всплеск, чтобы эту программу «раскрутить». Некоторые участники команды сами помогают нам, ищут спонсоров. Какие-то организации готовы что-то нам отдать и просят приехать – я обращаюсь к нашим инвалидам, и они с удовольствием едут, мы оплачиваем им только бензин.
А в городах, где вы бываете с автопробегами (я имею в виду российские города), не хотят ли люди сделать что-то подобное?
А. Х.: Хотят, но не получается – дорого. А иногда желающих инвалидов мало – каких-нибудь человека три.
Как финансируется ваша организация?
А. Х.: Существуем мы только на пожертвования. Поиск спонсоров – это очень большой труд. Раньше из десяти фирм одна откликалась. Сейчас еще меньше, может быть из-за кризиса. Тем не менее, в Санкт-Петербурге есть даже не особо богатые организации, которые регулярно откликаются и помогают, чем могут, а также благодарят нас за наш труд. Обзванивают организации у нас волонтёры – люди пенсионного возраста на домашних телефонах. Самой старшей сейчас 88 лет – она уже отказалась было по болезни, а потом говорит: «Нет, не могу жить без работы». Иногда фирмы спонсируют ремонт машин участников наших автопробегов. Также мы договариваемся с ГИБДД об особой процедуре прохождения техосмотра для нас. Мы нашли площадку в Приморском парке Победы, туда приезжают сотрудники ГИБДД и осматривают наши 35 автомобилей. Это очень важно потому, что обычным порядком, даже если инвалидам разрешают проходить без очереди, очередь начинает ворчать, и из-за этого многие инвалиды отказываются от такой льготы.
Новые направления – откуда возникают идеи?
А. Х.: Как правило, приходят сами специалисты, энтузиасты и предлагают. Что-то мы придумываем вместе. Работа у нас творческая – что сам придумал, то и реализуешь. Задача нашей организации – обеспечить детей материалами и предоставить помещение. Иногда мы ещё кормим детей или даём какие-то продукты им с собой. Что касается экскурсий, то иногда нас просят об этом школы, иногда мы сами предлагаем – когда нам спонсор говорит, что деньгами помочь не может, но может предоставить автобус. У меня есть одна педагог – сама слабовидящая. Она занимается ориентированием. Куда только она не ездила со слепыми детьми – даже на Чёрное море, в Керчь. Так что если предлагают автобус, я в первую очередь звоню ей.
Насколько мне известно, у вас налажено общение и со священником. Расскажите об этом, пожалуйста.
А. Х.: В деревне, где я отдыхаю, есть храм, и к тамошнему батюшке приезжал его приятель – отец Георгий Пименов. Так мы и познакомились. Отец Георгий ходит в психиатрическую больницу на набережной реки Пряжки, детей каких-то опекает – мы помогали ему, давали медицинские препараты, пелёнки, игрушки. Однажды попросили его освятить наше помещение – он освятил. Со школой вот не получилось – я позвонила, сказала: «Скоро 1-е сентября, может, батюшка придёт, благословит детей на обучение?». Но директор отказался. Взрослым инвалидам-опорникам я хочу организовать встречу с отцом Георгием. Они, думаю, будут очень заинтересованы.
Известно, что среди инвалидов часто встречаются люди особенно сложные в общении, болезненно амбициозные. А у вас в автопробегах всё-таки присутствует спортивный элемент. Сталкиваетесь ли вы с какими-то такими проблемами?
А. Х.:Я бы сказала, что здесь важно моё отношение. Если я принимаю этих людей такими, какие они есть, то никакие их проявления меня не удивляют, не настораживают. Я их принимаю. Нахожу объяснение их поведению.
Игорь Лунёв