Проанализировав статистические данные за 2011 год и сравнив их с данных предыдущих лет, руководитель автобуса «Милосердие» пришел к выводу, что в области помощи бездомным необходимы законодательные изменения. Например, надо разграничить понятия «бездомный» и «бродяга».
Аналитический отчет за октябрь 2011 года
Медицинская помощь
В октябре 2011 года в медицинскую группу автобуса «Милосердие» обратился 231 человек (меньше количества обращений в сентябре на 136 или 37%). Из обратившихся 81% мужчины, 19% женщины. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года общее количество обращений незначительно уменьшилось (на 4%). Убыль произошла за счет уменьшения количества обратившихся женщин (на 8%). При этом возросло количество обращений в группе моложе 30 лет на 14% и уменьшилось количество обращений в группе от 30 до 50 лет на 12%.
Структура обращений была следующей:
Количество мужчин и женщин, возрастной состав обратившихся в автобус за Октябрь 2010 и 2011 г
В структуре заболеваемости в сравнении с предыдущим месяцем стоит отметить увеличение обращений по поводу простудных заболеваний (на 7%) и алкоголизма и наркомании (на 4%). В других группах существенной динамики не было.
По степени тяжести выявлено:
–В тяжелом состоянии больных не было.
–В состоянии средней тяжести к нам обратились и были направлены в здравпункт поликлиники №7 после прохождения санобработки 23 больных. Из этого количества:
–13 человек в здравпункт не явились;
–1 человек обслужен амбулаторно;
— 9 направлены в различные лечебные учреждения на стационарное лечение и для консультаций. В НКБ №17 — 3 больных, в ТБ №7 — 1 больной, в другие многопрофильные больницы — 5 больных.
Остальном 208 обратившимся в автобус «Милосердие» в удовлетворительном состоянии помощь оказывалась на месте: выдавались необходимые медикаменты, одежда, осуществлялись перевязки и консультации по медицинским и социальным вопросам.
Социальная работа
В течение августа к социальному работнику автобуса «Милосердие» обратился 41 человек.
Мужчин – 30 (73%)
Женщин – 11 (27%)
По возрасту:
До 30 лет – 9 (22%)
От 30-50 лет – 13 (32%)
Старше 50 лет – 19 (46%)
По этническому признаку:
Славяне – 37 (90%)
Другие – 4 (10%)
По причине критической ситуации:
– после мест лишения свободы – 9 (22%)
– неудачи с трудоустройством – 21 (51%)
– жертвы насильственных противоправных действий – 22 (34%)
– семейные и бытовые конфликты – 29 (71%)
– бродяжничество, как образ жизни – 10 (24%)
– неудачи при сделках с жильём – 2(5%)
Подопечным оказана следующая помощь:
– Приобретены проездные документы 18 подопечным (44%). География отправок: Нерюнгри, Кумертау, Рузаевка, Печора, Благовещенск, Воронеж, Одесса, Горловка, Ульяновск, Конотоп, Сыктывкар, Лихая.
– Отправлены на перекладных с указанием маршрута и справкой-ходатайством о беспрепятственном проезде 15 подопечных (36%)
– Помощь в оформлении временных документов оказана 10 подопечным (25%)
– Содействие в устройстве в социальные учреждения – 2 подопечным (5%)
– Оказано содействие в трудоустройстве 7 подопечным (17%)
– Выданы предметы одежды, обуви и белья 36 подопечным (88%)
– Оказана консультативная помощь – 38 подопечным (93%)
Содействие в преодолении субъективных препятствий к ресоциализации
В течение октября катехизатор Михаил Терещенко дежурил с группой приема 15 раз. Велись беседы со всеми желающими подопечными на темы, связанные с духовной жизнью. Проведены более или менее обстоятельные беседы с десятью подопечными. В ходе дежурств 17 человек направлены к социальному работнику. Посетил одного подопечного в 17 ГНКБ. Он восстанавливает документы через соцработника в больнице.
В целом месяц прошел без особенностей. Как показали результаты бесед, наиболее распространенной причиной критических ситуаций являются недобросовестные работодатели и семейно-бытовые конфликты.
Итоги летнего сезона май-октябрь 2001 года
Всего в течение мая-октября 2011 года группой амбулаторного приема было принято 2024 человека Уменьшилась по сравнению с прошлыми годами доля обращений женщин. Значительно увеличилась старшая возрастная группа (люди старше 50 лет): 2009 г. – 20%, 2010 г. – 23%, 2011 г. – 37% Видимо с этим связано увеличение числа случаев сердечно-сосудистых заболеваний: соответственно – 2009 г. – 0,09%; 201- г. – 5,53%; 2011 г. – 7,21%.
Снизилось удельное количество травм в структуре заболеваемости: в 2009 г. – 33%, 2010 г. – 28%, 2011 г. – 20%. Эту динамику объяснить пока трудно, с учетом того, что виктимность все чаще становится причиной критической ситуации; необходимо проверять валидность этих данных. Возможно, закон об ограничении продажи алкоголя способствовал уменьшению «пьяного» травматизма, но пока достоверно утверждать это нельзя.
Продолжается снижение количества тяжелых и среднетяжелых больных: в 2009 г. доля тяжелых больных составила 0,68% от общего числа, среднетяжелых – 12,7%. В 2010 г. – соответственно эти цифры составили 0,48% и 7,45%, а в 2011 г. – 0,19% и 6,17%.
Уменьшилось количество случаев заболеваний, вызванных специфическим образом жизни бездомных (лимфовенозная недостаточность, диспепсии, заболевания, связанные с нарушением личной гигиены): 32,4%; 22,36% и 17,09% – по годам. Это, конечно, можно расценить, как результаты систематической кропотливой работы общественных благотворительных организаций и государственных служб, изменения общественного мнения в сторону более взвешенного и терпимого. Однако не исключено, что ряды бездомных пополнились «свежими силами» из числа внутренних трудовых мигрантов, относительно здоровых.
При снижении в среде бездомных внешних мигрантов, т.е. иностранных граждан ближнего зарубежья, достаточно много т.н. «лиц без гражданства», т.е. этнических русских, проживших значительную часть своей жизни в союзных республиках и не считающих себя гражданами новообразованных государств. Работа с этим контингентом представляет на настоящий момент наибольшую трудность.
Много сложностей в работа с проблемой бездомности и бродяжничества возникает из-за отсутствия адекватной законодательной базы. Необходимо, на наш взгляд выдвинуть законодательную инициативу основанную на следующих принципах:
1. Проблема лиц без определенного места жительства представляется сложной вследствие надуманности и юридической некорректности термина БОМЖ. Этот термин только констатирует отсутствие у человека определенного места жительства, и не ставит социального диагноза. Соответственно и мер по преодолению этой проблемы сам термин БОМЖ не предполагает. Из термина милицейских протоколов эта аббревиатура превратилась в ругательное слово, клеймо. Такому термину – не место в литературном, служебном и тем более юридическом языке. Это слово в настоящее время вытеснило литературные слова – бездомный и бродяга, при употреблении оно подразумевает как тех, так и других, зачастую несправедливо возлагая на законопослушных бездомных граждан ответственность за асоциальное поведение бродяг.
2. Необходимо отменить термин БОМЖ и дать четкое определения бездомности и бродяжничества, делая упор на различие в родовых понятиях, лежащих в основах определений. Бездомность, как состояние страдательное, переживаемое человеком и бродяжничество, как поведение, подразумевающее сознательный выбор и, следовательно ответственность.
3. Законопроект, разделив явления бездомности и бродяжничества терминологически, должен указать различные подходы к одной и другой проблемам. Проблема бездомности требует в основном социального, гуманитарного подхода, который относительно успешно осуществляется как государственными институтами (например, органами социальной защиты) так и общественными благотворительными организациями. Проблема же бродяжничества, помимо социального, требует также властного, административного, полицейского подхода, что практически осуществляется очень слабо. Из-за этого-то и работа с проблемой бездомности не всегда успешна, ибо эти две проблемы тесно взаимосвязаны.
4. Трудность может представлять поиск критериев для разделения людей, живущих на улице на две категории – бездомных, требующих помощи и бродяг, подлежащих административным мерам воздействия. Ибо каждый бездомный может вполне отвечать критериям, определяющим бродягу. Но законопроект не должен преследовать цель изменить действующее законодательство или внести в него какие-либо поправки. В рамки явления бродяжничества вполне вписываются такие административные правонарушения, как предусмотренные статьями КоАП РФ: 7.27, 11.18, 19.15, 19.16, 19.18, 20.1, 20.20, 20.21, 20.25, 20.26. Поэтому служителям правопорядка не придется ничего изобретать. Но ответственность, предусматриваемая этими статьями, не применяется на практике. Ибо наказание в основном предусмотрено в виде штрафа, а взыскать штраф с нищего невозможно. Возможно, эффективной мерой в таком случае был бы административный арест, который в последнее время не практикуется. Это, на наш взгляд, неправильно. Меры административного воздействия должны играть роль мотивирующего фактора к изменению образа жизни лиц, занимающихся бродяжничеством.
5. Законопроект, описывая механизмы административного воздействия на бродяг должен в качестве альтернативы наказанию предлагать социальную помощь, направленную на социализацию человека, живущего на улице – ту помощь, которая в настоящее время успешно оказывается государственными учреждениями и общественными организациями, и лишь при отказе или уклонении человека от такой помощи, подвергать его мерам административного воздействия. Социальную помощь должны оказывать (и как уже сказано, оказывают) как государственные учреждения, так и общественные организации. Законопроект должен описывать механизм взаимодействия тех и других, а также взаимодействия тех и других с органами охраны правопорядка.
6. Предвидя возможность реакции правозащитных сил на возвращение термина «бродяжничество» в юридический лексикон хотелось бы подчеркнуть, что концепция предполагаемого законопроекта не покушается на декларируемое международным правом право человека свободно выбирать для себя место жительства, так как понятие бродяжничества подразумевает скорее отказ от социальной ответственности, чем склонность к территориальным перемещениям. Человек имеет право жить, где хочет, если он при этом не ущемляет интересов окружающих и не отягощает их проблемами, которые может и должен решать сам.
Руководитель автобуса «Милосердие»
диакон Олег ВЫШИНСКИЙ
Если вы хотите поддержать автобус «Милосердие», помогающий бездомным пережить зимние холода, – здесь можно перевести пожертвование любым удобным вам способом.
Подробнее о проекте читайте на его странице