Каждую среду в зал, расположенный на крыше торгового центра в районе м.Молодежная к хореографу Анастасии Кузнецовой приходят на занятия дети. Занятия бесплатные, что само по себе нехарактерно для нашего времени. Но самое интересное – что Анастасия, или просто Ася, приглашает к себе детишек с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для них урок хореографии становится танцевальным тренингом, помогающим лучше овладеть своим телом, выработать координацию, скорость и ловкость. Для таких детей Ася разработала специальную методику.
Самое начало тренировки. Дети разминают кисти рук
– Для этого я использую ассоциативное мышление, ведь всякое наше действие напоминает что-то из жизни. Например, размять пальчики на руках можно, как бы играя на пианино. А добиться гибкости ног – «рисуя» ими фигуры, цифры или буквы.
Очень важен соревновательный момент. Ведь детям важно в игре показать себя, свою ловкость, умение сделать что-то быстрее других. Вот, смотрите, Катя уже выбивается в лидеры.
Проползти под рукой ведущей – так дети в веселой игровой форме развивают подвижность и способность преодолевать трудные на первый взгляд препятствия
Интернатских детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на занятия к Асе пригласили волонтеры из благотворительного фонда «София».
Детей в группе пока немного, все дошкольного возраста, в основном девочки. Катя – воспитанница интерната, но у нее есть приемная мама, которая и водит девочку сюда. Действительно, Катя ловко двигается: ей понравилось ногами «рисовать» буквы и она уже пытается «написать» целое слово.
Aктивная разминка перед тренировкой. Главное войти в ритм, в движение…
– Большое внимание я уделяю вытягиванию позвоночника, от него многое зависит. Здесь важен физический контакт, руками я показываю ребенку правильное направление движения, где-то нажимаю, где-то поглаживаю, где-то потягиваю. Ребенок запоминает. Важна растяжка, но без боли, она выполняется на расслаблении. Здесь нужно научить ребенка правильно дышать. Поэтому мои уроки – это игра, больше отдых, чем нагрузка.
Дети лежат на коврике, вытянувшись, как солдатики. Ася подходит к каждому и спрашивает, как он себя чувствует. Дима, не дожидаясь вопроса, вскакивает и бежит к шатру.
Настя так строит свои занятия, что даже во время самых трудных упражнений дети остаются весeлыми и довольными
Дима в годовалом возрасте перенес тяжелое заболевание, получил осложнение и не может посещать детский сад. Вернее, его туда не принимают. У него отставание в умственном развитии, а внешне это физически крепкий ребенок. Я подсаживаюсь поближе к маме Димы.
– Вы давно ходите к Асе?
– Третье занятие.
– Трудно Диме быть с детьми в группе?
– Это им трудно с ним. Дети во дворе, те, что знают Диму, относятся к нему спокойно, а остальные – дразнят. Он физически сильный, может ударить. Я измучилась с ним… Но ведь нельзя его совсем изолировать от детей, людей?
– Куда вы пойдете учиться?
– В специнтернат. Мне вообще многие врачи и учителя, даже соцработники говорят, чтобы я его сдала в интернат…
Мама Диму приводит сюда за тем, чтобы он учился не столько хореографии, сколько общению с детьми. Риск, безусловно, есть. Мальчик непредсказуем. Но терпеливое отношение и доброта могут совершить чудо.
– Однажды я привела Диму в храм, а он дернул батюшку за бороду, да так сильно, что я испугалась…
Слева: упражнение на развитие умения работать в контакте с другими детьми. Справа: дети очень любят «кататься» по полу. Это веселое занятие не только поднимает настроение детей, но и является хорошей тренировкой для позвоночника
Упражнения с закрытыми глазами развивают у детей координацию движения, умение находить и распознавать предметы на ощупь
Бег трусцой на месте, вращения руками. Все как у настоящих спортсменов
Pазминка шейных позвонков, улучшение работы вестибулярного аппарата. Главное сохранять концентрацию внимания, чтобы устоять на ногах
Упражнение на развитие активности рук, кистей, пальцев
Дотянуться кончиками пальцев рук до кончиков пальцев ног – задача сложная даже для здоровых детей
Hекоторые упражнения могут казаться детям сложными, но благодаря заботливому преподавателю они начинают понимать их смысл, способ исполнения и постепенно учатся выполнять их сами
Занятия окончились. Разгоряченные и радостные дети устремляются навстречу родителям. Ася прощается с ними. Но на следующей неделе в среду занятия продолжатся. И если кто-то захочет привести к Асе своего ребенка, он может позвонить по тел. 140-03-34, 140-04-04, 8-916-5214642. В группе есть еще пять свободных мест для детей-инвалидов, больных ДЦП. Занятия бесплатные.
Татьяна КОЧУРА,
фото Геннадия ШИНГАРЕВА