Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Ароматерапия для бездомных

Понятно, что реабилитация личности без надлежащего отношения общества к этой проблеме не может быть полноценной, эффективной, все это должно опираться на соответствующую социально-культурную базу. Понятно, что начинать надо с воспитания людей, чтобы они с самого младшего возраста начинали проникаться идеями милосердия. А взрослого, например, нашего взрослого, воспитанного, в советские годы, с ее гордыней, культом успехов социализма, с цензурой относительно неудач, которых как бы и нет, такого взрослого перевоспитать очень и очень сложно

Редактор сайта уличного журнала для бездомных «Путь домой» (о журнале мы писали совсем недавно), Алексей ВАРСОПКО побывал в командировке в Англии, где познакомился с различными формами работы британских благотворительных организаций с бездомными. О своих впечатлениях он рассказал на страницах журнала «Путь домой»:

– Что тебя поразило или удивило в этой поездке?
– Если в нескольких словах, то размах и разнообразие форм работы с бездомными.

В Лондоне мы побывали в нескольких организациях, каждая из которых работает под своим фондом, и это была только часть всех благотворительных организаций данного направления. Для нас, учитывая российскую специфику, отобрали для знакомства только те, чей контингент – люди пожилого возраста, люди с ментальными, как там говорят, проблемами, с зависимостями от алкоголя, наркотиков.

А размах в том, что если идем в учебный центр для бездомных, то это отдельное трехэтажное здание. Все чисто, аккуратно, светло, просторно. Если мебель, то нормальная современная мебель. Без продавленных сидений, например. Если компьютерный класс, то оборудован в соответствии с последними достижениями: не б/у или морально устаревшая аппаратура, которая досталась по дешевке или даром, а та, которая будет стоять в офисе, куда будущий работник придет работать. Если мебельная мастерская, то настоящее производство, которое работает над реальными заказами.

Правда, когда пришли в один центр по обучению, то нас сначала, по местной традиции, усадили пить чай, и тут выяснилось, что воды в кране нет. Такой единичный казус.

Если пришли в ночлежку, то это тоже отдельное здание, в обычном районе. С виду здание не отличишь от жилых зданий рядом. Большой штат сотрудников. Не трехзвездочная гостиница, понятно, но видно, что все сделано качественно, кто-то следит за порядком и чистотой. Отдельные комнаты, небольшие по размерам, но отдельные. Контингент вполне схож с российским: в этом смысле английский алкоголь не менее жесток – те же следы на лицах и во взглядах. И пьют, как нам рассказывали, и скандалят.

А какая в этой ночлежке была общая кухня! На той, на которой готовят и учатся, представь, готовить те, кто готовится к самостоятельной жизни. Их, взрослых людей, учат, как жить, когда они станут жить самостоятельно! Все блестит и сияет! Из кухни, она на втором этаже, выход на площадку, на которой грядки с цветами.

Вот как-то именно там, потому что уже во всем ищешь следы разумного, рационального подхода, мне стало понятно, что, например, наличие порядка, чистоты – это не только требование гигиены, санитарных норм, и не пустая, а именно работающая традиция: она дисциплинирует тех, кто там живет, людей без достаточной внутренней культуры, не приученных в свое время или отученных своих прошлым образом жизни. Ведь если не убирается, то, что нам, россиянам, так понятно, вроде, и самому мусорить не грех. Можно, вроде, как и сэкономить на дворниках, уборщиках, да, чего там мол, но только не надо потом самим же возмущаться, что вот люди ведут себя как свиньи.

Конечно, поражает, какие во все это вложены средства. Явно не по принципу «будьте рады тому, что дают». Не роскошь, нет. Может, они сами и недовольны скудостью своих фондов. Но, на мой взгляд, сравнивая с тем уровнем быта, который я наблюдал в местах, не связанных с бездомностью, с благотворительными организациями, – например, заведениями общественного питания по городу, то условия очень достойные.


Можно много и справедливо критиковать западное общество, но, безусловно, забота о нуждающихся там на высоте. На илл.: два из серии плакатов, посвященных равенству между людьми, не зависящему от их общественного положения


– То есть, как я понял, главная задача работы с бездомными состоит в реабилитации их личности? Хотелось бы узнать, а какие методы, методики применяются для того, чтобы попытаться возродить личности этих людей?
– Да, конечно, главное – в самом человеке запустить его собственные внутренние механизмы реабилитации, чтобы он сам захотел жить по-новому. По-другому же и не получится. В этом одна из принципиальных проблем возрождения личности – ее, какой бы она ни была, надо уважать, и в то же время ей надо показать, что она должна измениться. Скажем так, он пьяница, опустившийся, но нельзя ему говорить, что вот мы не уважаем тебя, ты отброс, нет, мы тебя любим таким, какой ты есть, причем искренне, что важно. Но при этом надо так все обставить вокруг него, чтобы он сам ужаснулся тому, осознал, до чего он докатился, то способами мягкой манипуляции.

Нам рассказывала сотрудница одного реабилитационного центра, что они, в центре, в течение двух лет работали с одним бездомным, все-таки поставили его, так сказать, на ноги, все получилось, а он им заявляет, а почему вы так долго возились со мной, почему просто не взяли меня за шкирку, не ткнули носом, не заставили – и тогда бы все получилось намного быстрее?.. Вопрос, конечно, получилось бы, все-таки сослагательное наклонение? А с другой стороны, действительно, почему нельзя форсировать?..

В общем, в каждом случае нужен индивидуальный подход. Есть такие, которые хотят вернуться в общество, которым требуется поддержка. Так еще и с такими какая огромная работа нужна. А есть же и такие, которые вообще не идут на контакт, которые вообще не понимают, чего они хотят, а на любую попытку залезть к ним в душу отвечают агрессией.

Поэтому и разница даже в общих направлениях работы.

Кому-то нужно помочь получить работу – обучить его профессиональным навыкам в соответствии с наклонностями, например, офисный работник, садовник, плотник, и так далее; повысить грамотность, чтобы умел правильно писать, говорить, читать; научить искать вакансии и подавать себя при поиске работы, то есть составлять резюме, проходить собеседования, одеваться, правила гигиены; и так далее.

Кого-то нужно постепенно переводить от анархизма уличной жизни к социализации – просто дать понимание, что если хочешь жить среди людей, то должен соблюдать правила, принятые этими людьми. В этом смысле любые совместные занятия по каким-то правилам многое дают: если это занятия по уличному футболу, то тут и правила игры в футбол, и чувство команды, и уважение к противнику.

Для какой-то группы, хотя это касается всех социальных маргиналов, более того, не только их, а вообще всех, кто не вписался, потерявших чувство самоуважения, важно возродить им любовь к себе, они должны почувствовать свою самоценность, то, что они что-то могут, что им под силу достигать результатов. Вот тут занятия арт-терапией, когда сам процесс творчества приносит удовольствие, а в финале еще и произведение искусства, которое вот висит, украшает, и это я сделал. Тот же уличный футбол, самый демократичный из всех командных видов спорта.

Бездомные – они же как социальные отказники, от них все отказались, не только общество, но и близкие, а поэтому многие из них испытывают коммуникативные проблемы, не с кем просто поговорить. Одиночество, одним словом. Поэтому надо дать им возможность пообщаться, рассказать о себе, выговориться, поделиться своими проблемами. Человек, когда выговаривает, все-таки яснее осознает, что с ним происходит. Особенно если слышит другие, такие же истории. Поэтому нужно их собирать вместе, нужно, чтобы они не молчали, а рассказывали, чтобы слушали друг друга, обсуждали. Важно еще чувство доверия к историям, к путям выхода из них. Тех, кто никогда не был бездомным, слушать и не будут. Кстати, поэтому если реабилитационный центр устраивает день открытых дверей, то приглашает своих бывших выпускников, тех, кто прошел через него и смог стать успешным, чтобы они выступали.

А еще есть такие, пребывающие в депрессии, постоянном стрессе, тревоге, страхе, которым надо дать расслабиться, снять напряжение, научить это делать самим. Если этого не сделать, то с людьми в таком состоянии невозможно общаться, а сами они себя своим внутренним вулканом чувств просто разрушают, пытаясь это снять алкоголем или наркотиками, чем только усугубляют. Для мягких форм и арт-терапия поможет, а в других случаях возможны и такие экзотические формы, как ароматерапия, массаж, какие-нибудь восточные гимнастики. Для нас это как бы даже все смешно звучит, у нас на самом деле это доступно только обеспеченным, а в Англии это реально работающие методы работы с бездомными.

Помимо способов реабилитации стоит оговорить еще и проблему их подачи. Алкоголь и наркотики дают практически мгновенный результат, терпение, усидчивость, внимание тут не требуется. А как показать, что работа плотником может приносить радость, удовлетворение? Это же надо уметь обращаться с инструментами, это же надо преодолевать усталость, и так далее. Это совсем другой уровень удовольствия. Так же и в других областях. Поэтому используются методики так называемого «быстрого результата», чтобы человек за короткое время сумел почувствовать эффект. Сделать маленькую, но уже законченную вещь. Возможно, из заранее подготовленных деталей.

Кстати, вспомнил сейчас фильм «Когда деревья были большими», где герой Никулина, бывший слесарь, бывший алкоголик, радовался сделанной работе после нескольких лет тунеядства: «Помнят руки, помнят!..»

– Собственно, я понимаю так: общество тратит большие средства на милосердие, потому что эта самая милость сердца есть внутри у людей, которые и составляют это общество. А как можно человека воспитать, чтобы сердце у него было милостиво к другим – слабым, несчастным и неприспособленным? Что ты узнал или почувствовал на эту тему в Англии?
– С одной стороны, ничего не узнал и не почувствовал. Это должно стать темой специального исследования: как этими темами насыщена школьная программа, как это проявляется в родительском воспитании, семейных ценностях, какое значение имеет церковь, и т.д. То, что нам было доступно, – скорее результаты этого воспитания.

Понятно, что реабилитация личности без надлежащего отношения общества к этой проблеме не может быть полноценной, эффективной, все это должно опираться на соответствующую социально-культурную базу. Понятно, что начинать надо с воспитания людей, чтобы они с самого младшего возраста начинали проникаться идеями милосердия. А взрослого, например, нашего взрослого, воспитанного, в советские годы, с ее гордыней, культом успехов социализма, с цензурой относительно неудач, которых как бы и нет, такого взрослого перевоспитать очень и очень сложно. Но если у нас этого нет, если у нас сейчас смена ценностей, причем старые вроде сломаны, а новые не определены, на дворе вовсю так называемый «период первоначального накопления капитала», когда каждый сам за себя, человек человеку… это же не значит, что и вообще ничего делать не надо, правда?

Впрочем, воспитание не может ограничиваться только годами становления личности, то есть школой и т.д. Воспитание продолжается постоянно. Сама культурная среда, в которой человек живет, должна регулярно требовать от него проявления милосердия. И тогда эта заложенная потребность в человеке не зачахнет, а будет и дальше развиваться. В этом смысле мы кое-что видели.

Например, менеджер по распространению лондонского уличного журнала рассказал о том, что у них есть совместная программа с департаментом полиции: тем, кто учится на полицейского, читается курс лекций о том, что такое уличный журнал, кто такие продавцы этого журнала, почему им надо помогать, содействовать даже. Полицейский должен понимать, что работающий бездомный – это, помимо всего, еще и профилактика преступности.

Когда мы были на конференции одной благотворительной организации, меня поразило отношение сотрудников этой организации к бездомным. Первые были явно заинтересованы, можно сказать, зависимы от мнения вторых. Не только потому, что те будут или не будут их переизбирать. А еще и потому, как я понимаю, что уважительное отношение к своим подопечным, чего бы они ни говорили (а иногда говорили явно не по делу), тоже одна из форм реабилитации. Вот я рассказывал тебе о разных формах, методах реабилитации: арт-терапия, профобучение, и т.д., но отношение – это же самый действенный метод. Потому что с этого отношения, с контакта бездомного с сотрудником благотворительной организации все и начинается. От этого зависит, поверит он, доверится или развернется и больше никогда сюда не придет. И кто выиграет от этого? Все только проиграют.

То, что нам было еще доступно, это отношение людей друг к другу, уважение личностного пространства, так ярко проявляющееся, например, в метро. Вроде бы, какое это имеет отношение к бездомности, да? А мы, когда ездили, даже в час пик, когда вагон переполнен, но я не помню, чтобы меня кто-то толкнул, и т.п. Постоянные извинения друг перед другом, отсутствие того духа агрессии, который так, бывает, распространен у нас. Если у нас даже социально равного готовы толкнуть, обругать, сорвать на нем свою злость, то что уж говорить об отношении к социальному маргиналу. Вот кто воспитал такое отношение в нас? Мы сами с ним родились?

– То есть основная проблема: что воспитывать и развивать в себе – гордыню (я – лучше других; другие хуже меня), агрессию, враждебность против всех, кто не похож на тебя (что с другой стороны оказывается враждебностью против себя самого) или развивать в себе терпимость, уважение, жалость, сострадание к другим? Идти по пути агрессии – зла, ведущего к самоуничтожению, или по пути добра – любви, ведущей к Любви Всеобщей.

Другое дело, тут встает вопрос: а может ли человек САМ сделать свое сердце добрым?
Мне кажется, что без Бога эта задача трудноразрешима.
В то же время Господь – который и есть Бог-Любовь – Он сам и является решением этой проблемы…

Беседовал Вадим ДРАПКИН

Источник: «Путь домой» №1(30), зима 2006-2007

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?