В рамках Рождественских чтений 2009 года работала секция «Трезвость и будущее России». Ее участники делились своим опытом трезвеннической работы. Некоторые выступления очень актуальны для широкой аудитории. Одно из них – архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского мужского монастыря, – автора социальной антиалкогольной рекламы. Данная статья – расшифровка аудиофайла выступления о.Тихона с незначительной стилистической правкой. Полностью с записью выступления и другими материалами можно ознакомится здесь: http://trezvenie.org/news/full/175.shtml
Социальная реклама – проект «Общее дело»
Когда алкоголь попадает в кровь, эритроциты слипаются. В крови образуются тромбы, которые намертво закупоривают микрокапилляры. Капилляры раздуваются и лопаются. При употреблении 100 граммов водки навсегда и безвозвратно гибнут несколько тысяч клеток мозга. При каждом застолье – десятки тысяч. Мертвые клетки мозга выводятся с мочой на следующий день.
БЕРЕГИ СЕБЯ!
(текст, сопровождающий один из роликов социальной рекламы)
«Мозг». Кадр из ролика |
Всечестные отцы, дорогие братия и сестры!
Проблема алкоголизации России для меня стала особо важной и актуальной сравнительно недавно. Хотя, как большинство наших сограждан, я видел это со стороны. Но после того, как мы взяли большое хозяйство в Рязанской области, слава Богу, подняли его, мы увидели, в каком состоянии находится большинство людей, особенно в сельской местности. Стопроцентное пьянство, не прекращающееся. Стоило многих трудов, чтобы люди, с которыми нас свел Господь, хотя бы частично оставили эту просто предсмертную свою привычку, потому что умирают очень и очень многие. Не мне вам говорить, вы все это знаете.
Встал вопрос о том, что нужно что-то делать, чтобы своими малыми силами внести лепту в то дело, которое вы все делаете. Год назад появилась идея проекта, который получил название «Общее дело». Он будет состоять из роликов социальной рекламы: около восьмидесяти их мы предполагаем сделать, часть из которых вы уже видели.
Мы предполагаем, что будет сделано десять документальных фильмов и запись их обсуждения для Первого канала. Два фильма уже сделаны и поставлены в программу. Запись их обсуждения прошла в пятницу на прошлой неделе. (Сайт Первого канала сообщает: премьера проекта «Общее дело» состоится 28 февраля в 16-00).
Владимир Георгиевич Жданов и некоторые из здесь присутствующих в этом обсуждении участвовали. Все прошло очень интересно. Потому что, как сказали представители технических служб телевидения, такого горячего и принципиального обсуждения на ЦТ они не помнят. Конечно, что-то из отснятого вырежут. Но самое важное, я надеюсь, останется. Возможно, это первый блин. Может, дальше будет лучше, может еще кто-то присоединится и сделает что-то более эффективное. Здесь нужно объединять все наши силы и возможности.
Я плохо представлял себе трезвенническое движение. Для меня всегда это было скучно и неинтересно. Но когда я познакомился с тем, что наработано, то, увидел, что наработано много, незаурядно и порой блестяще. Прежде всего, для меня это – Владимир Георгиевич Жданов, лекции которого на меня произвели огромное впечатление.
Надеюсь, что Владимир Георгиевич сегодня прочтет лекцию в Сретенской духовной семинарии для будущих священников, для которых это немаловажно.
Духовенство каким-то образом должно скорректировать свое поведение в отношении спиртного. Поскольку мы, в первую очередь я говорю о себе, порой очень безответственно относимся к этому вопросу: говорим одно, а делаем другое: на праздниках, во время застолий. Это крайне печально.
(Здесь участникам Чтений был предложен просмотр фильмов).
Это первые ролики, работа начата год назад, расписаны сценарии, прошли съемки. В начале мы сделали медицинские ролики. Они связаны с компьютерной графикой, с большими трудовыми и финансовыми затратами. Слава Богу, ролики с 19 января запущены на ТВ. Огромное спасибо сотрудникам Первого канала, за то что они откликнулись на эту идею.
Эти ролики выставлены на сайте нашего Сретенского монастыря. Есть раздел, он так и называется: проект «Общее дело». Там выставлены ролики в двух масштабах. Один – тот, который можно переписать на DVD для трансляции на кабельном, региональном телевидении. И второй масштаб – чтобы легко можно было посмотреть на компьютере.
Мы отдаем все права всем, кто захочет принять участие в их трансляции и распространении. Мы официально даем справку, что юридические лица, имеющие права на эти фильмы, разрешают трансляцию где угодно по СНГ. Если у кого-то есть возможность транслировать их по региональному, кабельному телевидению, то берите эти ролики. Они переписываются.
По окончании выступления о.Тихону были заданы вопросы:
– Ваш фильм про Византию дал какие-то результаты? Приняты какие-то законы?
Про законы я сейчас не готов сказать, но знаю, что многие люди задумались над некоторыми проблемами, которые раньше казались им неважными. Что касается законов, я специально не отслеживал. Во всяком случае, люди, которые принимают законы, просили этот фильм, смотрели его. Я не стал бы сейчас переоценивать значение этого фильма, но некоторая заинтересованность была.
– Нельзя ли в конце социальных роликов вставить два слова: «Живите трезво»?
– Я бы не стал. Мы думали об этом. Но мы должны понимать, что эти ролики смотрит 100 млн. человек и сразу, думаю, неверно было бы поднимать им планку «живите трезво». Любой момент морализирования вызывает отторжение. Люди к этому должны придти, но постепенно. Владимир Георгиевич на записи всех этих программ отстаивал именно эту точку зрения. Если бы все мы встали и сказали, что сегодня мы встретились с вами, чтобы все жили трезво, люди просто выключат телевизоры. Мы должны это понимать. А если эту мысль постепенно вносить в сознание, чтобы люди жили бы с ней, оценивали ее, прикидывали, переваривали. Тогда, я убежден, какая-то часть людей поймет всю ценность этого образа жизни. Сразу с твердой пищи начинать нельзя.
– Ваши творческие планы?
– Планы? Закончить этот проект. Он рассчитан на целый год. Снято только два фильма. Третий и четвертый еще делается. Хотелось, чтобы нас не закрыли. Вы сами представляете, какое будет противодействие тех структур, которые заинтересованы в том, чтобы существующая алкогольная ситуация продолжалась…
Мы планируем создать детскую компьютерную игру, выпустить детскую книгу. Сейчас уже начали ее разработку. Планируем два фильма для детей и взрослых. Мы предполагаем, что к нам присоединятся депутаты Государственной Думы. Мы понимаем, что все в этом заинтересованы, для всех это боль. Поэтому мы и назвали проект «Общее дело». Думаю, что будет серьезный отклик и в Государственной Думе.
– Прошла информация, что на руководство Первого канала существует давление в связи с этими роликами.
– Пока не чувствуем. Может быть, где-то наверху, на руководство канала. Но они пока деликатно молчат, может, они сами выдерживают это давление. Но нам ничего не говорят. Но к тому, что это будет, мы готовы.
– А нет ли критики со стороны медиков в отношении этих роликов?
– Мы консультировались с медиками. Но вы понимаете, что с медиками проблем было тоже немало. Одни говорят одно, другие другое. Одни говорят, что погибает 100 тыс. нейронов, другие, что 8 тыс. Поэтому мы брали усредненное значение, чтобы не было ненужных дискуссий, чтобы не давать повода ищущим повод.
– В Интернете промелькнуло сообщение, что эти ролики – скрытая реклама пива.
– Нет, конечно. У нас есть и еще будут специальные ролики, посвященные пиву. Мне очень нравятся ролики о том, как пиво изменяет нрав – при регулярном употреблении делает женщин похожими на мужчин и наоборот.
Людей снимать нельзя. Запрещено в таком отрицательном ракурсе. Поэтому мы взяли скульптуру Микеланджело «Давид» и под текст о пиве, о том, какое оно замечательное, как приятно с ним посидеть с приятелем и не замечаешь, как постепенно становишься все толще, голос становится все тоньше. Красавец Давид превращается в грузную женщину, а Венера превращается в культуриста-мужчину. Может, это не слишком медицински правильно, но по сути это так. Мы не погрешили против истины. Без лишних нравоучений, но это задевает интересы людей. Это направлено не только на православную аудиторию, а адресовано ко всем.
– Когда будут транслироваться фильмы?
– 28 февраля и 14 марта. На Первом канале. Так и будет называться: проект «Общее дело». Надеюсь, что будет реклама. Мы сегодня боимся, что что-то такое случится, и не дай Бог, передачи не выйдут. Но надеюсь, что ничего не случится, все настроены очень решительно. Ведь работа в течение года проделана большая.
Беседовала Ксения БАЛАКИНА
Все ролики одним файлом: