Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Архиепископ Серафим (Чичагов)
О возрождении приходской жизни

В одном селе женщины пришли к священнику и объявили ему следующее: «Так как баб вы не записали в приходский совет, то мы сами придумали свое дело. Мы одни, без всякой помощи мужиков, решились сделать ризу на чтимую икону Казанской Божией Матери».
И что же? Они стали быстро собирать посильные пожертвования, которые к ним потекли от знакомых даже из других городов, и задуманное благочестивое дело к общему утешению скоро совершилось: в деревенском храме появилась новая, хорошая риза на чтимой иконе, и вышел по этому поводу в селе настоящий праздник. Это приходится наблюдать и в других местах, хотя не повсюду, причем женщина, по влечению своего сердца всегда ближе стоящая к людскому страданию, играет особенно видную роль в делах благотворительности

Предлагаем вашему вниманию выдержки из брошюры «Архиепископ Серафим (Чичагов). О возрождении приходской жизни», © В.В. Черная-Чичагова. Составление, 1994 г.
Священномученик Серафим (Леонид Михайлович Чичагов) родился в семье военного, принадлежавшей к именитому дворянскому роду. После окончания Императорского Пажеского корпуса он участвовал в Балканской войне 1876-1877 гг. По возвращении в Петербург он знакомится со святым праведным Иоанном Кронштадтским и становится его духовным сыном. В 1893 г., по благословению святого Иоанна Кронштадтского, Л. М. Чичагов принимает священнический сан и служит в различных церквях Москвы. В 1895 г. умирает его жена. Отец Леонид, переживая ее смерть, тянется к монашеской жизни. Именно в этот период он начинает составлять «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». В 1898 г. он принимает постриг с именем Серафим и зачисляется в штат Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1903 г., по представлению архимандрита Серафима, Священный Синод прославил саровского старца Серафима. Позже отец Серафим составил акафист Преподобному.
18 ноября 1905 года Святейший Синод издал постановление по разработке мер для возрождения Российской Православной Церкви. Владыка Серафим, который в период с 1905 по 1933 гг возглавлял последовательно Сухумскую, Орловскую, Кишиневскую, Тверскую, Вашавскую и Ленинградскую кафедры, везде с особым вниманием заботился об устроении, насколько это позволяла историческая обстановка, приходских общин.
При большевиках владыка пережил несколько арестов и ссылок и, наконец, в 1937 году был расстрелян на Бутовском полигоне. В 1988 году владыка Серафим был реабилитирован светской властью, а в 1997 – причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Память Священномученика Серафима празднуется 28 ноября/11 декабря (преставление) и в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников).

Значительная часть работы «О возрождении приходской жизни» посвещена вопросам внутриепархиальной субординации, регламента приходских собраний, обоснованию практической пользы от введения института приходских советов и т.п. Эту часть мы сочли возможным опустить. Публикуемые фрагменты представляют огромный исторический и немалый практический интерес, рассказывая о подробностях первых опытов по восстановлению деятельности приходских общин

Возлюбленнейшие о Господе братья – пастыри!

<…>
ЗАТРУДНЕНИЯ, КОТОРЫЕ НАХОДИТ ДУХОВЕНСТВО ДЛЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРИХОДОВ. БОРЬБА С ПЬЯНСТВОМ И ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ

Чтобы дорогие братья пастыри избежали разных споров в будущих первых своих пастырских собраниях, я хочу ответить вперед на те причины, которые выставляются обыкновенно многими священниками как препятствия для возрождения приходской жизни. Духовенство Орловской епархии находило сперва дело возрождения приходов трудно осуществимым из-за зависимости пастырей от прихожан, от их копеек, которых они не додают за требы, т.е. из-за материального вопроса. Хотя в этом мнении сказалась справедливая нужда русского духовенства и действительно необходимо употребить все меры к скорейшему разрешению давно назревшего вопроса о выдаче жалованья духовенству и освобождении его от сборов по приходу, но ввиду того, что Отечество переживало такие испытания, казалось непатриотичным основывать свои ответы только на материальном вопросе; психология момента требовала большее.
Мое убеждение, что священники, живущие молитвенным подвигом, развитые духовно, имеют другой кругозор и никогда не будут выставлять в качестве препятствия своей духовной деятельности материальные вопросы, оправдалось на одном собрании, когда вышел известный пастырь в Волховском уезде о. Георгий Косов и сказал: «Необходимо сознаться, что мы, пастыри, живем не по-пастырски, что для успеха дела пастырям надо отвергнуть себя и идти за Христом, а не так, как теперь, что Христос за нами идет, а не мы за Ним».
В Петрограде на моем сообщении «О приходской реформе» членам Г. Думы и Г. Совета и высшему обществу я говорил по этому же поводу следующее: «Духовенство вначале находило дело возрождения приходов трудно осуществимым по разным причинам, и главным образом из-за зависимости пастырей от прихожан: отсутствия жалованья и необходимости ходить за сборами по приходу. Они с глубокой скорбью и оскорбленным чувством передавали свои страдания, как они находятся также в плену у местных кулаков, с которыми непосильно им бороться. Пастырская ревность заставляет вступиться за своих духовных детей, обижаемых кулаком, местным земледельцем или торговцем, но с этим чувством борется сознание о собственной нужде и о требованиях семьи, и что если он скажет этому кулаку хоть слово упрека или обличения, то лишится трех рублей за молебен на праздник. Вот главное препятствие для возрождения приходов! Больной, страшный вопрос! Сколько раз он поднимался и все еще не пришел к разрешению. Ныне духовенство возлагает все свои надежды на Г. Совет и Г. Думу, что они в сознании величайшего значения этого вопроса для возрождения жизни духовенства и народа окончат его и найдут возможным дать и средства к справедливому решению. Мое глубочайшее убеждение, господа, выведенное из зоркого наблюдения за настроением, жизнью, деятельностью и психологией духовенства, что без обеспечения и придания ему самостоятельности мы не можем рассчитывать на возрождение пастырей, чтобы они были в силах в настоящем положении подняться, сбросить с себя приниженное и оскорбительное положение и стать во главе своих паств учителями, обличителями безнравственности и просветителями среди темноты и невежества! Нужда давит, слишком мало духовенству дается для воспитания, учения, а затем и жизни, чтобы можно было по праву и справедливости столько с них спрашивать! Многие думают и говорят, что если обеспечить пастырей жалованьем, то они превратятся в чиновников. При этом невольно напрашивается другой вопрос: в кого бы превратились чиновники, если бы им прекратили выдачу жалованья? Однако священники вообще люди нравственные и не менее полезные для государства. Вся беда, что за недостатком средств, за предоставлением права получать образование на собственные средства и на свечные огарки, они вовсе не получают воспитания, и как только государство по справедливости даст средства на эту вопиющую нужду, то боязнь, чтобы духовно подготовленные пастыри могли в самостоятельной жизни превратиться в бюрократов-чиновников, не должна иметь места. На обязанности членов Г. Думы лежит, несомненно, великая забота об ограждении государства от посягательства на него соседей, о вооружении войска, о постройке броненосцев и флота, об укреплении границ крепостями Но вот, взглянем, плывут три броненосца. Это сила, опора народная! Стоимость их куда превосходит число миллионов, потребных на удовлетворение всего русского духовенства жалованьем. Однако можно ли сравнивать их силу и могущество с целым сонмом русских священников, с 50-ю тысячами пастырей, раскинутых на громадном пространстве всей России, могущественно держащих в своих руках 180 миллионов православного населения? Конечно, нужны и крепости, и броненосцы, но еще нужнее крепость и духовная сила бойцам, сидящим на них, для самопожертвования, исполнения своего долга и защиты государства! А кто их дает людям, как не вера, Церковь и отцы пастыри? Что бы ответили рабочие, призванные к постройке крепостей и броненосцев, если бы вместо платы за труд было постановлено предоставить им только право пользоваться вознаграждением соотечественников по их сознанию и чувству признательности? Именно в такое положение поставлено наше духовенство, и оно терпит, ради Христа, свою бедность, приниженность, не переставая работать, исполняя все требования и лишь взывая по временам к справедливости соотечественников Признайтесь же, господа, что эти бедные сельские пастыри — истинные герои русского народа, что они — действительно мученики, которые в настоящее тревожное время терпят не только нужду, но выдерживают на себе главный натиск революции, выносят первыми все оскорбления, разорения и издевательства! Сейчас за мной выступит со своим сообщением раненый священник, у которого жена была тоже ранена при нападении на их дом. Но пастыри не покинули своих приходов, несмотря на претерпеваемые бедствия, они продолжают работать, делают великое, культурное, творческое, народное и духовное дело в глуши. Необходимо позаботиться об обеспечении духовенства и школы. Духовная крепость государства вся покоится на Церкви и духовенстве!»
Вторым препятствием к возрождению приходской жизни пастыре считали базары и волостные суды, которые отвлекают народ в праздничные дни. Как часто у нас, русских людей, чувства не сходятся с мыслями! Народ наш любит храмы, истовое служение, церковные праздники, но одновременно старается устраивать базары и ярмарки по праздникам; чем больше праздник, тем важнее и обширнее базар или ярмарка. Уже накануне праздника начинается подторжье, и во время всенощной мужики еще стоят на ногах, а храмы наполняются бабами и детьми… Для борьбы с этим убийственным порядком я решился сам поехать в губернское Орловское земское собрание. Действительно, в докладах были помещены новые просьбы о ярмарках в двунадесятые и другие почитаемые праздники. Когда секретарь начал читать доклад о базарах и ярмарках, я удвоил внимание, но смотрю, тотчас же все депутаты стали разговаривать между собою, некоторые пошли в буфет, ясно показывая, что этот вопрос никого не интересует… По окончании чтения я попросил слова, чтобы обратить внимание депутатов на громадную важность этого доклада, на греховность обычая устраивать базары и ярмарки в двунадесятые праздники, чтобы нарисовать картину сельской ярмарки, знакомую им как помещикам, когда во время обедни мужики, совершенно пьяные, бродят, как одурманенные и отравленные мухи, кругом своего храма, и молятся в нем больше старухи, дети да бабы, а священник, ожидавший с нетерпением большого праздника, чтобы сказать им необходимые поучение и наставление, лишен этой возможности, Наконец, я передал депутатам, что при моем стремлении возродить приходскую жизнь пастыри прямо указывали на непреодолимые затруднения вследствие праздничных базаров и ярмарок. Земцы выслушали меня удивленно и даже испугались, что я требую прекращения всех праздничных ярмарок! Нельзя же, мол, переменить этот обычай! Тогда я успокоил их, говоря, что вовсе не требую прекращения всех ярмарок, разрешенных прежде, но прошу, чтобы сейчас постановили: — не разрешать впредь новых базаров и ярмарок в такие дни, а затем старые ярмарки постепенно переводить на следующий день после праздника, дабы подторжье начиналось после 12 часов в самый праздник, и через это крестьяне могли молитвенно встречать праздники за всенощной и покойно отстоять обедню.
Третье затруднение для возрождения приходской жизни орловские пастыри находили в существующем там распределении приходов в городах, где они территориально не отделены один от другого. Действительно, каких только беспорядков и нестроений не встречается еще в России! Есть уездные города, в которых прихожане делятся на приходы по начальным буквам фамилий; один приход на букву А, другой на Б и т.д. Так что если в одной семье есть замужние дочери или вдовы, некоторые из них принадлежат к разным, отдаленным приходам, и в праздник приезжают и встречаются между собою священники разных приходов, дабы служить молебны и кропить святою водою. Это весьма затрудняет пастырей посещать своих прихожан. Вообще -же невозможно насильно привязывать прихожан к той или другой церкви и заставлять ходить непременно в своей приходской храм. Есть люди, которые с детства привыкают к известному храму по дорогим воспоминаниям в своей жизни; здесь, молясь перед тою или другою иконою, они получали сердечные утешения или чудесную помощь. Нужно так вести пастырское дело, чтобы привлекать молящихся, чтобы они шли не по принуждению, а добровольно, и кто в каком храме всегда молится, тот и действительный прихожанин его, а потому охотно будет участвовать в общих приходских делах. Тот пастырь привлекает к себе мирян, который работает над собой. Территориальные неудобства не могут служить препятствием к единению пастырей с пасомыми.
Четвертое затруднение — это благотворительность в сельских приходах; трудно собрать жертвы ввиду вообще бедности народа. Существуют целые приходы из людей, нуждающихся в благотворительности. Кто же им будет благотворить? Но во-первых, приходы в 500 — 1000 душ, как бы ни были бедны, могут собрать по 5 коп. с души, и это уже составит некоторую сумму, достаточную для призрения в деревне 2 — 3 сирот; а во-вторых, надо добывать средства для благотворения в таких монастырях не сборами, а отдачей небольшой части общественной земли в пользу бедных, продажею урожая с подобной общественной земли в пользу благотворительности и т.д. Наконец, благотворительность неверно понимается, когда на нее смотрят как на сбор или ассигновку денег. Такая благотворительность — низшего разряда. Высшая, христианская благотворительность не в сборе денег, а в любви созидающей, которая сумеет восполнить всякую нужду. Самообложение войдет в силу со временем, когда в общее сознание всего прихода войдет мысль, что приход есть община живая. Что выгоднее избрать: добровольные пожертвования или обложение? Наука экономии давно доказала, что лучший способ обеспечения — принудительное обложение, хотя бы самое ничтожное; его преимущество в регулярности. Но это впереди; при самом начале было бы неосторожно прилагать самообложение; это могло бы оттолкнуть некоторых.
Пятым затруднением к возрождению приходов за эти четыре года пастыри выставляли стихийно развившееся и увеличившееся в России пьянство и тайную продажу вина, сделавшуюся самым легким и выгодным предметом торговли.
Благодаря повелению возлюбленнейшего Государя Императора величайшее народное бедствие — пьянство — прекращено, народный грех приостановлен Самодержавным Царем. Теперь на обязанности пастырей и приходских советов осталась борьба с тайною продажею вина и изготовлением крепких напитков. В селах и деревнях нет таких тайных продавцев и фабрикантов крепких напитков, которые были бы неизвестны крестьянам. Торгующих по бедности надо вразумлять и устраивать на места, позаботясь об их нужде, что нетрудно, и вообще, борьба с ними не замысловата; но особенно упорны местные кулаки и крестьяне, обладающие и без того достатком, одержимые духом сребролюбия и наживы. Эти беззаконники устрашают духовенство и односельчан безумною местью, излюбленным ими средством борьбы — поджогами, и поэтому многие священники и крестьяне избегают вступать в какие-либо пререкания с ними и действовать решительно. Но надо помнить, что в переживаемое время единичными силами нельзя совершенно бороться со злом и всеми мерами и средствами следует добиваться объединения, а затем совместного воздействия на трезвых членов общества Я не упоминаю о тайной продаже вина евреями, против которых должны действовать исключительно закон и общество, предавая их власти и ответственности. Ввиду вышеизложенного, прошу всех пастырей держаться следующего порядка:
1) сперва прочесть мои обращения и распоряжения прихожанам (кружкам миссионеров, когда они будут, затем и приходским советам) и изложить им, до какого нравственного падения доходит русский народ благодаря усилившемуся потреблению вина. Годины тяжких испытаний требуют трезвого, умственного труда, духовного подъема и величайшего проявления любви к родине, чтобы бороться со всеми ухищрениями врагов России и отстоять права и интересы своего государства, и поэтому с особою осторожностью надо переживать такое время, исправляясь во всех недостатках и призывая себе в молитвах помощь Божию. Но мы видим совершенно обратное: народ забывал Бога, свои семьи, терял сознание, совесть и сам себя направлял к гибели, принимая своих развратителей за друзей, а врагов за благодетелей. Каждый благомыслящий человек должен воспротивиться такому разрушению народной нравственности, и все трезвые верующие, соединяясь между собою во имя Бога, православной веры, своего царя — помазанника Божия и возлюбленной родины, обязаны положить конец этой беде, угрожающей благосостоянию всей России и крепости государства;
2) заняться подготовлением этого объединения со всеми благомыслящими прихожанами в будущих приходских советах и с такою целью устраивать собрания. Большую помощь могут оказать женщины, жены, страдающие с детьми от пьянства их мужей, и надо прибегнуть к их содействию;
3) вначале, пока полное объединение еще не произошло, нужно постараться с миссионерским кружком или приходским советом подействовать на тех тайных продавцов, которые менее опасны и упорны, как вдовы, и добрым христианским словом вразумить их. Если же эти женщины торгуют по бедности, взять их на приходское попечение или определить на места. Священнику следует тайно и миролюбиво, если не любовно, влиять на опасных торговцев, пользуясь возможностью беседовать глаз на глаз и в особенности на исповеди доказывая им, что тайная продаже вина такой же грабеж;
4) когда наступит единение в приходе между всеми благомыслящими, можно приступить к вразумлению виновных всем сходом. Тайным продавцам вина надо объяснить сперва, что сход желает к ним обратиться по-братски, по христиански, с усердною просьбою бросить это занятие как недостойное и преступное, но если они не примут братского внушения и сердечной любви, то пусть считают себя чужими, отступниками от прихода;
5) при нежелании тайных продавцов вразумиться, чрез некоторое время собрать опять единомышленный сход и уже после вторичного внушения составить приговор, определив срок для прекращения торговли под угрозою предания виновных властям для законного суда.
Изложенный порядок, основанный на евангельском учении, должен, несомненно, увенчаться успехом, а если и придется упорствующих подвергнуть наказанию после сделанных попыток в духе мира и любви, то это послужит острасткою и спасением для остальных. Но, несомненно, от мудрости пастырей будет зависеть проведение в жизнь этого моего предначертания.
Для влияния на пьянствующих необходимо открывать в селах и городах общества трезвости и добиваться уменьшения праздничных разгулов во время свадеб и поминок умерших.
Обращаю особенное внимание пастырей на это святое дело. При помощи будущих приходских советов это осуществимо.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИХОДЕ

<…> B каждом приходе могут быть учреждаемы по постановлениям приходского собрания в соответствии с религиозно-нравственными потребностями приходской жизни различного рода общеполезные заведения, как-то: школы, приюты для сирот, богадельни, больницы, ясли для малолетних, библиотеки и т.п.
Общеполезным заведениям, существующим или вновь возникающим в пределах прихода не по постановлениям приходского собрания, а учреждаемых правительством, церковною властью, земством, городом и т.п., приход может по своим средствам и по мере надобности оказывать денежные и иные вспомоществования.
Для большей успешности в деле достижения религиозно-нравственных целей соседние приходы той же епархии могут объединяться и устраивать для нескольких приходов общие приходские учреждения, заведывание сими учреждениями возлагается на один из приходских советов по взаимному соглашению приходов и с утверждения епархиального начальства.
Приход заботится об устройстве своих школьных помещений или об улучшении существующих, об обеспечении школ отоплением, освещением, прислугой, о страховании от огня школьных зданий, снабжения школ учебными книгами и пособиями и книгами для внеклассного чтения, об устройстве ночлежных приютов и о доставлении подвод для детей, живущих на дальнем расстоянии от школы, о снабжении неимущих детей пищею и теплою одеждой.
Приход может иметь одну или несколько библиотек. В этих библиотеках кроме книг религиозно-просветительного и исторического содержания, могут быть и книги, полезные в житейском быту. Библиотеки приходские организуются и пополняются под ближайшим наблюдением, руководством и ответственностью приходского священника.
Лица, заведующие приходскими учреждениями по избранию приходского собрания, руководствуются в своей деятельности указаниями приходского совета и представляют ему ответ о состоянии вверенных им учреждений.
Мне иногда говорят, что для дела было бы полезнее, если бы в совете так же, как и в приходском попечительстве, председателем избиралось светское лицо. Но это говорят люди, совершенно не проникнутые идеей возрождения приходской жизни. Им желательны председатели светские, чтобы вообще не подчиняться духовному руководству и потому, что они смотрят пренебрежительно, с предубеждением и нерасположением на духовенство, воображая себя гораздо образованнее и развитее. «Как работать под председательством нелюбимого священника?» — говорят они. Тут с начала до конца ложная мысль, а потому и вывод из нее фальшивый. Не потому ли эти люди желают идти в жизни не за пастырями, а рядом с ними, что понимают христианство в извращенном виде и усматривают Христа не впереди себя, а сзади, как толкающего их на тернистый путь христианства?
До сих пор попечительства со светскими председателями еще ровно ничего не сделали для нравственного возрождения прихожан и оживления христианской любви в простом народе. Не доказывает ли это, что в основе попечительств нет духовного начала? Несомненно, так. Поэтому мы и приступаем, так сказать, к христианизации взаимоотношений членов приходского общества, приходской семьи. Бог учредил священство, вручил ему людей Своих, даровал права и власть и возложил на них ответственность. Вот почему пастыри человеческих душ и должны стать во главе своей христианской общины для руководства. Без пастырей никто не должен, да и не может, перейти благополучно житейское поле. Это — Божественное законодательство. Требовать же обратного — значит не понимать основ духовной жизни.
Если не везде современные пастыри соответствуют своему назначению, то следует ли из этого, что вся реформа должна быть отменена или извращена? Ясно, что несоответственные не должны оставаться в приходах. Членам советов необходимо понимать, что от них также требуется помощь, совет, братская поддержка, единение, если председатель неумелый, то они обязаны ему помогать в сознании, что он им кроме того духовный отец. Без любви нельзя браться за христианское дело, а любящим и в голову не придет желание идти рядом или впереди пастыря.
Некоторые полагают, что выборы членов совета поведут к разделению прихожан на правящих и подчиненных. Но это будет доказательством того, что эти христианские общины не имеют представления о братстве и основных началах христианской жизни. Пастыри эти, конечно, видят необходимость, чтобы приходскими делами заведовал единолично священник и по своему усмотрению выбирал себе единомышленных помощников, и говорят: «Пастырь должен руководить жизнью мира без совета с ним». Не допускаю, чтобы эти пастыри справедливо судили о своих прихожанах. Таких нехристианских приходов я не встречал, которые бы видели, например, в старосте церковном или в членах строительного комитета правящих начальников, а остальные считали себя подчиненными. В переживаемое время никаких начальств не боятся и не признают. Если есть священник, который думает единолично заведывать приходскими делами, то он, значит, и не приступал еще к деятельности, не имеет никакого опыта — теоретик; не имеет представления о том, что от него требуется. Подумал ли говоривший это: как он будет осведомляться о скорбях и нуждах прихожан? Как его может хватить на исполнение треб, законоучительство, попечение о школе, на письмоводство и посещение страдающих нравственно и телесно духовных детей? Откуда взять такой неканонический и нецерковный принцип, что пастырь должен руководить жизнью мира без совета с ним? Это бюрократический, начальнический, а не пастырский дух.
Пастыри Церкви в своих стремлениях к плодотворному служению на приходе не должны упускать из виду основного духа христианских общин и потребности единения. Любовь проявляется во взаимопомощи, а не иным образом. Воздействие более совершенных и опытных в жизни на молодых, слабых и порочных — вот главная задача пастыря; и только при помощи такого воздействия может возродиться христианская жизнь в приходе. Пастырь должен учить своих пасомых объединению в одну общину, в одну семью, чтобы восстановить права родителей, права старших над младшими, потерянные ими в переживаемое время, чтобы воскресить в сознании народном непреложность евангельских установлений, законов Божественных. Приходской совет нужен не для совещаний о христианских истинах, проводником которых является пастырь, а для совещаний о применении известных мероприятий, при данных обстоятельствах и условиях жизни имеющих великую христианскую задачу — возродить в общине стремление к соблюдению заповедей Божиих и церковных постановлений, к упорядочению отношений детей к родителям, богатых или сытых к бедным и голодным, младших к старшим, к искоренению пороков в членах общины и к просвещению и обучению детей. Мероприятия эти, обдуманные вместе с приходским советом, пастырь может провести в жизнь только при помощи членов совета, а не единолично. Надо быть чудотворцем, чтобы силой слова, силою духа не только убеждать людей, но и искоренять в них страсти, а для обыкновенных пастырей требуется большой труд, наблюдение, сочувствие прихожан и помощь ближайших сотрудников. Один в поле не воин, и тот, кто думает, что он в состоянии справиться единоличными силами в великом деле возрождения приходской жизни, впадет в излишнюю самонадеянность и едва ли дождется благих результатов от своей деятельности в этом направлении.
Мне представляли в Орловской епархии в пример единоличной деятельности священника, в высшей степени плодотворной, — отца Георгия Коссова; это приводит их к выводам, противоположным тем, которые сделаны мною. Но О.Георгий не только пастырь своего прихода, но деятель выдающийся, из ряда выходящий; к нему прибегают тысячи богомольцев и паломников, при помощи которых он и материально, и нравственно влияет на свой приход. Отец Иоанн Кронштадтский и О.Георгий Коссов служат нам всем примерами, но не пастырской, приходской деятельности, а подвижничества и самоотверженной жизни. Они имеют мировое значение, всероссийское влияние, и о приходе своем им нет времени заботиться и идти общепастырским путем. Господь призвал их как Своих избранников на путь совершенства духовного и облек в одежду послушания, смирения, терпения и трудолюбия, желая показать священнослужителям и христианскому миру, что сила духовная не в слове, не в красноречии, не во внешнем благоприличии, а в чистом сердце, в исполнении закона Христова, в благодатном духе и что наше время в духовном отношении ничем не отличается от библейского и перешедшего в область истории, когда были подвижники, мученики, столпы Церкви и победоносные вожди воинства духовного. Они более примером, чем словом и учением влияют на народ.
Обыкновенные пастыри обязаны избрать средний или так называемый царский путь. <…>

ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПАСТЫРЕЙ ДЛЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРИХОДА

<…>
Подготовительная программа для пастырей должна состоять из следующих действий:
1) Прежде всего пастыри обязаны сами изучить в подробности приходскую реформу, мои распоряжения, пояснения и хотя бы прочитать в «Церковных ведомостях» работы по этому вопросу в предсоборном присутствии.
2) Начать беседы с народом о приходском возрождении и проповедовать о значении христианской общины. Вообще, устройство в праздничные и воскресные дни, после вечерни, чтений и собеседований безусловно обязательно.
Так как состав прихода каждой церкви можно разделить на а) взрослых — грамотных, б) взрослых — неграмотных и в) детей, то программа чтений и бесед должна составляться так, чтобы все эти категории прихожан получили необходимые назидания и развлечения.
Для грамотных требуются более серьезные чтения, по возможности в городах и больших селах, с туманными картинами, на темы духовные, исторические и по медицине и гигиене. Эти чтения должны взять на себя священники, диаконы, получившие образование, учителя или развитые прихожане, которым пастыри найдут возможным их препоручить. Неграмотным следует читать Св.Евангелие, священную историю жития святых, начальную русскую историю и прочее. При недостатке времени священники могут поручить это диаконам, псаломщикам и также прихожанам. Наконец, следует устраивать чтения и для детей школьного возраста, чтобы влиять на их умственное развитие и отвлекать в праздничные дни от разгула со взрослыми. Было бы весьма полезным читать им с объяснениями Св.Евангелие и книги, которые имеются в школьной библиотеке. Таким образом, настоятель каждого прихода обязан предварительно подобрать себе помощников для устройства чтений, а затем сделать расписание чтений и бесед на известный срок вперед. Один праздник пусть читают для взрослых грамотных, другой — для неграмотных, в третий — для детей; но для последних желательно было бы устраивать чаще чтения и в одни часы, как для взрослых, но в другом помещении. Расписание чтений следует выставлять при входе в храмы. При подобном разделении труда эти чтения не могут быть обременительными для священников.
<…>
5) По решению на окружных, благочиннических пастырских собраниях начать пастырям привлекать к себе на помощь мирян.
Если привлечь без всякой организации хороших и религиозных прихожан и дать им поручения, то это может показаться остальным прихожанам странным, подозрительным, ничем необъяснимым. Поэтому желательно воспользоваться утвержденными Св.Синодом по определению от 20 — 26 мая 1908 г. за №3443 («Церковные ведомости» за 1908 г., 22) правилами об устройстве внутренней миссии Православной Русской Церкви. Этими правилами разрешается учреждать в приходах кружки ревнителей православия, по выбору членов самими пастырями, что даст возможность самостоятельно привлекать к себе на помощь угодных им прихожан. На обязанности членов кружка лежат те же задачи и цели, как и на членах приходских советов, как, например (ст. 3 правил), оказывать религиозно-нравственное влияние на прихожан, особенно колеблющихся в вере, путем убеждения и другими способами духовно-нравственного воздействия, заботиться о проведении нравственных начал в жизнь прихода, о посещении детьми и взрослыми храма Божия и почитании святости воскресного дня, о примирении в семьях враждующих сторон, об искоренении в приходе воровства, сквернословия, разгула молодежи, об охранении порядка и благочиния во время крестных ходов, освящении полей и других церковно-общественных торжеств, об открытии народной читальни и библиотеки, об устроении религиозно-нравственных чтений и бесед, о заведении церковно-певческих хоров, об оказании материальной помощи бедным прихода и особенно обращающимися из раскола, сект, инославия и неверия в Православие, о приискании беднякам работы и т.п. Все это входит также в обязанности членов приходских советов. Следовательно, весьма было бы важно вначале организовать по приходам такие кружки. Народ убедится в пользе их, заметит настоящих тружеников, оценит их и тогда на выборах проведет их в члены приходских советов. Пастыри, с своей стороны, будут иметь возможность проверить этих своих сотрудников и хороших из них предложить на общеприходском собрании кандидатами в члены совета. Таким образом, достигается главная цель, и опасной ошибки для проведения реформы не произойдет.
6) Начать с помощью выбранных пастырем людей устраивать приходскую жизнь:
Одному священнику в приходе трудно справиться со всеми делами и удовлетворить духовные нужды прихожан; он постоянно занят то учительством в школе, то письмоводством, то требами, то отпиской по начальству, то исполняет различные поручения; времени для пастырского дела у него остается немного, и он не может знать всех нужд прихода и вовремя прийти на помощь. Пастыри часто жалуются, что их обратили в чиновники и они не имеют возможности по совести исполнять свои пастырские обязанности. Если это действительно так, то теперь настал момент, когда пастыри должны сбросить с себя путы бездушного формализма, бюрократического отношения к делу, выйти из рамок одних внешних обязательств пред приходом, воскреснуть духом и паству свою вести к воскресению. Пастыри не должны уже чувствовать себя одинокими: за ними стоят приходские советы, готовые помогать им в их пастырской деятельности в качестве посредников между пастырями и пасомыми. Члены в этот совет всегда найдутся, хотя почти все обременены личными заботами. Приходской совет может и должен воздействовать, конечно, нравственно. Говорят, что советам нужна юридическая обоснованность, нужна поддержка власти для проведения в жизнь начал нравственности. Я с этим совершенно не согласен. Известно, что чем больше судов и тяжбы, больше и распри. Суд только стремится разрешать недоразумения — мира он не устанавливает. Первой основой нравственности служит Евангелие. Из него мы черпаем основы нравственности и из него же мы видим, что Христос в вопросах нравственности действовал только словом, никогда не прибегая ни к какой власти. Да и власть здесь безсильна. Если мы действуем в области нравственности, то мы должны руководиться только нравственными принципами:
а) поручить одному или двум наблюдение за порядком при богослужениях, за стоянием детей в церкви, за порядком во время крестных ходов;
б) избрать из благочестивых жен и девиц кружок для уборки храма. Забота о чистоте в храмах должна составлять не только законную обязанность, но и естественную потребность церковных причтов. Благоговейное сохранение святынь есть прямой долг и выражает собой духовное настроение пастырей. Между тем постоянно слышатся в обществе и народе справедливые и заслуженные упреки духовенству за несоблюдение чистоты и опрятности в храмах и алтарях их. Особенно неисполнительны отцы диаконы, на обязанности которых лежит убирать и вычищать св.престол и самый алтарь. О псаломщиках и говорить нечего, хотя уборка алтаря принадлежит также им. Если бы отцы диаконы ценили свой сан, дорожили своим званием, понимали, как велики, высоки важны и почетны их обязанности, то считали бы за счастие, за радость прикасаться к этой святыне, служить у св. престола и убирать его. Мирянам ведь это строго воспрещено. Если бы они приступали к своим обязанностям с мыслию, что подходят к Самому Господу Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву за грехи человечества и их в том числе, прикасаются к престолу, на котором пребывают всегда Честное и Святое Тело и Животворящая Кровь Христа Спасителя, то могло ли бы их сердце остаться равнодушным и небрежным и их ум не сознавать высоту диаконских обязанностей? Преподобный Серафим говорил, что даже обтереть алтарный пол тряпкою или собрать в храме сор и пыль, которые нельзя выбросить в нечистое место, ибо Дух Святой, нисходя на Св.Дары, сходит на весь храм и освящает в нем всех и вся, уже важная обязанность, великое счастие и допускать до этого нельзя каждого без разбора. Поэтому всегда будут ответственны те пастыри, которые сами не заботятся о чистоте храмов и дозволяют отцам диаконам небрежно относиться к их обязанностям в алтаре. Уборка престола есть такая же радость и честь для священника, и за неимением диакона в приходе на нем лежит эта святая обязанность.
Но для уборки храма, в особенности в селах, где неумелые церковные сторожа, необходимо образовать из благоговейных женщин и девиц особые «кружки» для поддержания личным трудом чистоты в храмах и для наблюдения за исправностию и опрятностию подсвечников, лампад и прочей церковной утвари. Им можно выдавать для отличия крестики или образки, которые бы они носили на шейной ленточке при хождениях к богослужениям;
в) устроить библиотеки, постоянную и летучую.
При храме должна быть постоянная библиотека или при церковной школе. Но для нее требуются средства, и в селах, особенно в тех приходах, которые состоят из нескольких приписных деревень, необходимо обзавестись летучими библиотеками. Народ теперь интересуется событиями, жаждет объяснения всего того, что говорят и пишут в газетах, а потому устройство читален и библиотек составляет потребность времени. Но у нас никогда нет денег, в России — библиотеки же стоят дорого. Поэтому надо до времени изобрести возможность снабдить села и деревни таким чтением, которое составляет потребность времени. Возможно это при помощи летучих библиотек. Оне должны состоять из листков, брошюр и книжек, которые бы отвечали на все современные и духовные запросы народа. В каждой библиотечке можно иметь от 30 до 40 номеров, и число таких библиотечек неодинакового содержания должно соответствовать числу отдельных частей прихода. Так как в каждой деревне должен быть избран член миссионерского кружка или приходского совета, то следует ему и препоручить библиотечку. Он будет раздавать для чтения листки и брошюры в своем селе или деревне и собирать их. По прошествии известного срока, который священник определит, но не менее месяца, члены, держащие у себя библиотечки, должны меняться ими, передавая в определенном порядке их друг другу, чтобы все эти библиотечки разного содержания обошли весь приход. Возвращаясь наконец к священнику, каждая библиотечка должна быть им осмотрена, изорванные и замаранные листки и книжки заменены новыми, и вообще составлена вновь, чтобы она соответствовала цели и назначению. Дабы приобрести такие листки и брошюры, не требуется больших средств. Можно выписывать на церковные деньги. За листками и брошюрами следует обращаться самим священникам или чрез благочинных в Троице-Сергиевскую, Киевскую и Почаевскую Лавры, в Московскую синодальную типографию, в редакцию «Правда и знание» — Петроград, Екатерининский канал, №138, кв. 5 к редактору-протоиерею П.НЛевашеву, в книгоиздательство «Верность» — Москва, Лихов переулок, епархиальный дом, в склад отдела распространения духовно-нравственных книг при Обществе любителей духовного просвещения — Москва, Петровка;
г) выставить на ограде храма, на колокольне или на самом храме снаружи рамы со стеклами, в которых прикреплять для чтения народу листки более важные, большие листы с напечатанными воззваниями или разъяснениями. Эти листы и листки менять по времени;
д) образовать общества трезвости;
е) завести у священника или при школе аптечки для первой помощи из простых средств или гомеопатические аптечки. Иногда в приходах живут бывшие военные фельдшера, и следует их привлечь к заведыванию аптечками;
ж) поручить членам совета или миссионерского кружка смотрение за нуждами и скорбями прихожан. Для этого надо разделить приход на несколько участков и каждый участок поручить смотрению выбранного лица, внушив им, что этот труд должен совершаться ради Христа и состоять в том, чтобы не полениться дойти или доехать до священника и вовремя сообщить ему о несчастии, нужде или скорби его прихожанина из того и другого участка. Это весьма важно, так как единение пастыря с пасомыми зависит главным образом от того, принесет ли ему пользу и утешение пастырь совершенно самостоятельно, не ожидая призыва или приглашения в тяжелую минуту жизни.
Нельзя смущаться словом смотрение: это не подсматривание, не подслушивание, кто что сделал или кто что сказал, а сердечная участливость, христиански проявляемая заботливость о больных и несчастных членах прихода. Узнать своевременно, не нуждается ли в чем брат мой, не постигло ли его какое горе, — чрезвычайно важно, особенно в сельских приходах, поставленных в особые условия, где нужда настойчивее стучится к бедняку и где бывает дорог не только каждый день, но каждый час. Падет, например, у крестьянина корова, дети остаются без молока, болеют и чахнут; и рад бы он купить новую «кормилицу» семье, да не на что, а пора горячая, бежать за деньгами некогда и некуда, никто не дает и никому нет дела до чужого горя. То же самое, если падет лошадь и т.п. Падеж скота, составляющего главную опору сельского хозяйства, обязывает приходский совет войти в положение крестьянина и, если это человек трезвый и труженик, помочь его беде тотчас же, хотя бы пришлось для этого обратиться заимообразно к церковному ящику. Нужно иметь в виду, что употребление церковных средств на дела приходской благотворительности зависит не от одного церковного старосты, но и от приходского совета. Со временем церковный ящик будет служить народным банком для крестьян, как это было в старину. Давали из него взаймы бедствующим. Пока не окажется средств в церковном ящике, нужно прибегнуть к сбору пожертвований: достаточно собрать по 5 копеек с каждого члена прихода — и помощь будет оказана. Будет ли это нравственное горе, например письма от сына с неприятными известиями, смерть близкого человека на далекой чужбине и т.п., когда требуется утешить и ободрить скорбящую семью, священник может узнать об этом только во время обхода селения с крестом или с праздничной молитвой. На обязанности членов совета — своевременно сообщить пастырю о горе этой семьи;
з) начать благотворительную деятельность.
Для этого разрешается мною завести в каждом приходе кружку для сбора, которую обносить во время всех богослужений и брать с собой при обходах прихода в большие праздники. В Орловской губернии завели обычай раз в год ходить с этой кружкою по всему приходу и служить молебны, кладя в нее все, что получали священнослужители за труд. Это имело магическое действие и поднимало престиж духовенства, которое показало этим пример народу. Из этой кружки следует выдавать пособия бедным на Рождество и на Пасху. Для приучения прихожан к благотворительности священники должны пользоваться всяким случаем, чтобы обратиться с амвона к народу с приглашением оказать помощь погорельцу, пострадавшему тем или иным образом, и не доканчивать изложением способов и размеров сбора, но только указать народу и предоставить им самим обдумать остальное. Когда постигают большие несчастия, надо собирать общеприходские собрания;
и) начать экономическую борьбу.
Для этого прежде всего надо учреждать кредитные товарищества. Без священников — председателей эти товарищества не могут действовать в селах. Сперва Св. Синод запретил участие священникам, потому что несовместимо с саном никакое коммерческое дело, но затем по ходатайству правительства отменил запрещение свое, надеясь, что священнослужители поймут, что ради пользы народа они должны состоять членами товарищества, но как священникам им все-таки не подобает пользоваться кредитом, брать деньги из кассы товарищества, дабы их не обвинили в пристрастии или несправедливости. Затем, желательно учредить потребительные лавки, всякие союзы на экономической почве;
к) образовать пожарные дружины из молодых людей при общественном или собственном пожарном обозе.
7) Улучшить церковное богослужение.
Храм есть средоточие церковно – приходской общины, а пение в нем — великая, зиждущая духовное единение общины сила. Поэтому в целях возрождения приходской жизни нужно обратить внимание и на пение. Необходимо в целях подъема религиозного чувства упорядочить церковное пение.
8) Еще обязанность приходского совета — заботиться о школе. Каждая церковь должна иметь свою церковную школу, и забота о воспитании подрастающего поколения в духе Православной Церкви должна быть одной из главных обязанностей приходского совета.
Но народ наш темный: он часто смотрит на школу, как на казенное учреждение, и по его понятиям казна должна содержать ее и платить учителю жалованье; иногда даже дело доходит до курьезов: крестьяне не только не платят учителю, но с него же требуют плату за то, что посылают в школу своих собственных детей. Положение учителя обыкновенно безотрадное, безпомощное. За его громадный труд, за самопожертвование он не видит от родителей своих учеников никакой признательности, никакой справедливой оценки. Полное равнодушие к школе и к учителю! Часто детям не дают весною окончить учение; их берут на работу. С такою темнотою нужно бороться, и это возможно только при помощи приходских советов.
Пусть один или два члена совета специально занимаются смотрением за школьным делом. В деревнях часто недостает даже отопления в школах — учитель и ученики принуждены бывают мерзнуть или прекратить занятия. А происходит это от того, что вовремя не сговорилось общество запасти школу дровами. Уловить момент такой нужды и предупредить ее — это и есть задача члена совета. Вопрос обучения и воспитания детей чрезвычайно важен для всех родителей, но крестьяне, сознавая это, не умеют проявить участия и заботливости. Нужно проводить в народе здравые понятие о школе, учить родителей относиться к ней серьезно, внимательно, чтобы хорошего учителя они ценили, считали своим другом и старались всеми способами удержать у себя.
Надо ли говорить о той громадной роли, какую играет школа в деле образования и воспитания, как об истине, известной всякому. И все пастыри, зная и понимая значение школы, слишком мало принимают участия в школьной деятельности. Глядя на них, и приход относится безразлично к школе. Доходит даже до того, что не дают дров на отопление училища. Нужно, братья-пастыри, учреждать школы, нужно и работать в них. Школа должна быть церковная, главным руководителем ее должен быть священник.
9) Еще обязанность приходского совета — это стараться прекратить вражду и злобу между прихожанами.
В последнее время мы дожили до такого состояния, что никто не хочет ни в чем уступить друг другу; малейшее недоразумение — и сейчас ссоры; вражда, зло разгораются до невозможных размеров. Постоянные неудовольствия между пастырями и пасомыми большею частию из-за пустяков. Жалобы и доносы архиерею превращаются в следствия, которые длятся по несколько месяцев и еще больше возбуждают вражду. Допустимо ли это в христианской общине? Нет, за такие действия, за подобную жизнь мы теряем право именоваться христианами. Это запрещено Спасителем нашим Господом Иисусом Христом. Святая обязанность христианина — уничтожать ссору в самом зародыше, умиротворять враждующих. Если на улице или на площади происходит ссора или драка, то и тогда ее стараются прекратить люди порядка и мира. Тем более не должно быть подобных неурядиц в христианской общине, и на обязанности членов совета лежит прекращать вражду в самом зородыше своими домашними средствами, не предавая огласке, и вообще бороться со всяким злом. Если мы будем стараться жить по христиански, в мире, любви и согласии между собою, всякие случайно возникающие ссоры будут быстро прекращаться. Таким образом, к епархиальной власти начнут обращаться реже и только в важных и выдающихся случаях. Желательно мелкие недоразумения между пастырями и прихожанами предоставлять разбору советов. Разобрав дело, члены совета скажут провинившемуся прихожанину: «Мы разобрали твой поступок и нашли, что ты не прав, иди и попроси у своего духовного отца извинения». Если виноват батюшка, можно сказать и ему, конечно, без раздражения, а по чувству сыновней любви: «Вы, батюшка, не правы; просим вас примириться с обиженным» — и, несомненно, не найдется ни одного священника, который бы не сознался в своей ошибке. И будет между пастырями и прихожанами мир и любовь. Такое же умиротворяющее начало могут советы вносить в семейную и общественную жизнь прихожан. Нравственное влияние совета и в особенности целого прихода может быть громадно. Положим, сын у вдовы не слушается матери, ссорится с братьями и разоряет хозяйство своим безпорядочным образом жизни. Если один или два члена совета посмотрят на него неодобрительно, он тогда поймет, что поступает дурно; а если на него смотрит весь приход, то это такая сила, которая не может не оказать на него доброго влияния.
Но, может быть, многие пастыри отнесутся несочувственно к предложению поручить приходским советам разбирать мелкие недоразумения между пасомыми и пастырями. Они увидят в этом подрыв своему авторитету: будто бы при таком положении вещей пастырь является одновременно руководителем совета и подчиненным ему. Цель же ясная: а) приучить членов совета влиять на братьев в духе мира и любви; б) помочь пастырю вразумлять пасомых; в) добиться борьбы со злобою, современным раздражением и злом вообще, и чтобы всякое зло прекращалось в зародыше и не разгоралось; г) наконец, чтобы отучить крестьян писать жалобы, доносы и возбуждать дознания и следствия. Известно, чем это сопровождается в деревнях. Знаем, что нужно для третейского суда согласия обеих сторон. Но воздействия в христианском духе требует иногда нравственного права высказать свои чувства и без согласия сторон. Не надо забывать, что цель этого воздействия — мир и любовь.
Передача таких недоразумений, споров и неудовольствий между священником и прихожанином на третейский братский суд приходского совета никоим образом не подорвет пастырский авторитет в приходе. Священник, заботящийся о возрождении в своих прихожанах чувства справедливости, чтобы они различали истину от лжи, обращается именно к этому чувству, поручая членам совета разобрать возникшее между ним и прихожанином недоразумение. Членам совета, стоящим в непосредственной близости к обеим сторонам, по своему местожительству с ними в одном приходе, без сомнения, полнее и подробнее, чем приезжающим из других приходов следователям, будут известны истинные обстоятельства возникшего недоразумения. Если выбор членов был произведен сознательно, и в состав приходского совета проникли высоконравственные и богобоязненные прихожане, как это и должно быть по идее, то опасаться возможности пристрастия их под влиянием подкупа к одной стороне имеется несравненно меньше оснований, чем как то бывает при следствиях, когда подкупные и подпоенные свидетели из приходских отбросов дают и под присягою ложные показания. Допустим даже, что члены совета по каким бы то ни было побуждениям окажутся пристрастными к одной стороне и будут несправедливы в своем приговоре над священником. Но тогда кто же запрещает этому священнику не согласиться с мнением совета и требовать передачи своего дела на суд епархиального начальства? Этот суд всегда к его услугам, и только случаи обращения к нему со стороны священника и прихожан, без сомнения, значительно сократятся при передаче мелких дел на решение приходских советов. Надо помнить и не забывать, что обязанности членов совета при поступлении к ним спорных дел между священником и прихожанином не в том, чтобы выносить обвинительные или оправдательные вердикты той или другой стороне, а главным образом в изыскании способов и средств к любовному примирению между собою тяжущихся сторон. И только в том случае, когда эти способы, будучи использованы, не приведут к желанным результатам, только тогда окажется необходимым пострадавшей стороне искать себе удовлетворения в епархиальном или гражданском суде. Удивительно, как священники обыкновенно трудно осваиваются со своим положением, значением, со своими правами и силами. От него как председателя зависит поручать совету разбор таких только дел, в которых вина очевидно на стороне прихожанина, дабы он приучался к воздействию на своих братьев, а последние привыкли обращаться в совет, а не прямо к архиерею с жалобами. Выбор дел зависит от самого священника, чего тут бояться воображаемого унижения? Он, священник, также вправе не согласиться на разбор дела, если прихожане или совет добиваются этого с дурною целию. Епархиальное начальство теперь сплошь и рядом не может ориентироваться при разборе таких жалоб. Плата за требы по отдельным приходам слишком разнообразна. Ни еписком, ни члены консистории не имеют под руками данных для того, чтобы с достоверностью судить, получил ли причт лишь должное за совершение требы или превысил существующие в приходе нормы вознаграждения и чем руководился причт в последнем случае. Между тем члены совета коротко и близко осведомлены о размерах существующих норм вознаграждения за требы и поэтому наиболее могут быть компетентны в поставляемых ими решениях по жалобам отдельных прихожан на вымогательство причтов. Мало того, ропот и неудовольствие целого прихода на священника, когда он повышает общую таксу за все требы, могут быть прекращаемы в самом зародыше, когда тот же священник представит в приходской совет убедительные доказательства в необходимости таких повышений. Случается, что бывший священник как человек одинокий не нуждаясь во многом и был доволен и малым вознаграждением за требы, а наместник его, обремененный семейством, не имеет возможности при условиях прежнего вознаграждения свести концы с концами по содержанию семейства. Поставленный в необходимость увеличить существовавшую плату за требы, такой священник должен выяснять руководящие им мотивы пред членами приходского совета, и я уверен, что всякий ропот и неудовольствие со стороны прихожан тотчас же смолкнут и никаких жалоб на вымогательство священника от них уже не последует.
Есть и еще зло в деревне, с которым необходимо вступить в борьбу. Это преступная пропаганда врагов народа, подстрекающих его к погромам, беспорядкам и неповиновению властям. В прежнее время у нас в народе были советчики-старцы, имевшие влияние на всю свою деревню, к ним обращались в критическую минуту за советом и их слушались. Кто пережил эпоху освобождения крестьян, тот знает, как во многих местах нашей родины под влиянием пропаганды и разных нелепых слухов также происходило брожение умов, принимавшее иногда довольно опасный характер; но разумный голос умудренного опытом жизни старца умиротворял разыгравшиеся страсти и парализовал вредное влияние агитации. Теперь уже не то: старцев с авторитетом уже не слушают. Приход без советников — тяжелое зрелище: некому вовремя подать благоразумный совет, уберечь от агитаторов. К кому же идти в таких случаях, как не к пастырю своему? Ему Сам Бог поручил руководить паству и оберегать ее от хищных волков, ведущих к неверию и гибели.

МОГУТ ЛИ УЧАСТВОВАТЬ В ПРИХОДСКИХ СОВЕТАХ ЖЕНЩИНЫ?

Просматривая списки членов церковно – приходских советов, нельзя не прийти к тому заключению, что большинство этих советов состоит из членов-мужчин, редко лишь мелькнет женская фамилия и снова скроется под длинною вереницей мужских имен. Отсюда невольно получается такое впечатление, как будто религиозно-нравственное значение женщины забывается церковно – попечительными советами. Между тем женщине должна принадлежать видная деятельность в приходской общине, и сомневаться в ее трудоспособности — значит закрывать глаза на то значение, ту роль, какую всегда играла женщина в истории и культе религий.
История религий всегда отводила женщинам почтенное место для просветительной деятельности. Не будем говорить о языческих религиях, из которых многие возводили женщину на такой высокий пьедестал, что она отождествлялась с божеством и получала со стороны своих исповедников чисто божеские почести, остановим ваше внимание на значении женщины в первоначальной христианской общине.
В тот самый момент, когда первая христианская община, состоявшая преимущественно из Апостолов и учеников Христовых, поколебалась в своих основных устоях веры, в то время, когда Апостолы «страха ради Иудейска» готовы были отрекаться от своего Божественного Учителя, когда они оставляли свои туники и плащи в руках преследователей, женщина явилась тогда скрепляющим цементом для всей христианской общины, обнаружив все величие религиозной силы своего духа. Более ревностные и сильные духом ученики Спасителя издали следовали за Ним из Гефсиманского сада, на Голгофу осмелился взойти лишь один Иоанн. Но зато, посмотрите, какая толпа христианских женщин стояла при кресте у ног распятого Богочеловека. Очевидно, жены христианские решили лучше пострадать за имя Христово, чем в эти страшные, роковые минуты покинуть Божественного Страдальца, отречься от своего Небесного Учителя и тем еще более усугубить душевные муки Того, Кто постоянно исцелял их сердечные раны Но вот совершился на Голгофе возрождающий все человечество акт смерти Христовой. Кто же явился туда, чтобы отдать последний долг умершему Спасителю? Робкие, слабые женщины-мироносицы и тайные ученики Христа. Ясный знак того, что любовь к Христу победила все опасения и влила в их душу новые возрождающие силы. Далее. Кто из членов первой христианской общины явился «утру глубоку, еще сущей тьме» ко гробу Христа? Те же жены-мироносицы, которые стояли на Голгофе и оплакивали смерть Мессии. Кто первый сподобился услышать от Ангелов радостную весть о Воскресении Христовом? Те же благочестивые женщины. Кому явился впервые воскресший Господь? Марии Магдалине, которая под тенью палестинских олив и кипарисов проливала горькие слезы в той мысли, будто бы унесли Господа, и она не знает, где положили Его. Ясно, что Христос был близок сердцу первых христианских женщин. Оценив значение их очищающей и возрождающей веры и любви, Он являлся и другим женам-мироносицам. Прошло известное время после торжественного момента Воскресения Христова, и совершилось вознесение Спасителя на небо, а потом — сошествие Святого Духа на Апостолов. С тех пор они, облеченные силою свыше, уже сделались истинными последователями и проповедниками Христа. Но и тогда христианская женщина шла параллельною дорогою с другими последователями Христа. Христианство, провозгласившее новый принцип «в церкви несть мужской пол или женский», отвело женщине почтенное место для ее деятельности на пользу христианской общины. Я здесь не буду говорить о святых мученицах, пострадавших за веру Христову, но укажу лишь на существовавший при древних христианских храмах институт так называемых диаконис. Это ясный показатель той великой миссии, какая была предоставлена христианской женщине в первоначальной общине. Проходили года, менялись формы, в которых выливалось вероучение и чувство христианской женщины, но она все же высоко держала и несла по пути возрождения христианский стяг. Пропуская все последующие страницы из истории церковно – приходской деятельности христианской женщины, мысль невольно переносится к тем отдаленным временам, когда на Руси зарождались наше государство и его опора — Православие. Кто из первых правителей на Руси принял христианское крещение? Св. равноапостольная княгиня Ольга, которую приближенные князя Владимира назвали мудрейшей из людей. В самом великом акте, возродившем всю языческую Русь к новой жизни, разумею крещение русского народа, снова и сильно сказывается благотворное влияние женщины. Слова, сказанные греческой царевной Анной чрез особого посла князю Владимиру: «Хочешь выздороветь, — крестись», были решающими в вопросе о христианском возрождении Руси. Так или иначе засиял на Руси светоч христианства, и русская женщина с первых моментов заняла в русской христианской общине подобающее место. Живя глубоким чувством веры, русская женщина и при своей скромной жизнедеятельности неуклонно старалась осуществлять заветы Христа. Целый сонм инокинь, достигших святости, является красноречивым доказательством моей мысли. Когда же по вопросам культа возникло разделение русской Церкви — раскол, женщина стала если не во главе этого движения, то все же сильно ратовала на поприще защиты интересов веры и Церкви. И если где, то именно в женской половине русского народа нужно искать разгадку живучести старообрядческого раскола. Женщина здесь всегда играла важную роль. История раскола свидетельствует, что женщины были основательницами особых раскольнических толков. Достаточно и этих исторических примеров, чтобы вывести заключение о религиозно-нравственной трудоспособности женщины вообще и русской в частности. Несомненно, и в настоящее время при возрождении церковно – приходской жизни женщине должны принадлежать те или другие права и обязанности. И вот естественно возникает вопрос: в чем же именно, в каких формах и стадиях, должно выразиться желательное участие нашей женщины в этом святом и великом деле?
Эти формы и обязанности должны быть широкими и существенными, и никто не в силах отнять прав и преимуществ, свойственных женщине. В «Орловских епархиальных ведомостях» было сообщено, как в одном селе женщины пришли к священнику и объявили ему следующее: «Так как баб вы не записали в приходский совет, то мы сами придумали свое дело. Мы одни, без всякой помощи мужиков, решились сделать ризу на чтимую икону Казанской Божией Матери».
И что же? Они стали быстро собирать посильные пожертвования, которые к ним потекли от знакомых даже из других городов, и задуманное благочестивое дело к общему утешению скоро совершилось: в деревенском храме появилась новая, хорошая риза на чтимой иконе, и вышел по этому поводу в селе настоящий праздник. Это приходится наблюдать и в других местах, хотя не повсюду, причем женщина, по влечению своего сердца всегда ближе стоящая к людскому страданию, играет особенно видную роль в делах благотворительности. В древности действительно существовал институт диаконис. Они смотрели за порядком в храме на женской половине, учили детей молиться Богу, раздавали милостыню, ходили по приходу, навещали больных, утешали скорбящих и т.п. И теперь для женщин — открытое широкое поле благотворительной деятельности не только во время войны и народных бедствий, но и в мирное время по городам и особенно весям России. Припоминается один случай, бывший во Владимирской епархии. Жена священника заболела тифом в Великом посту, сам он скоро выбился из сил, малые дети остались безпризорными… Но вот по одному сердобольному почину все местные матушки устанавливают очередное дежурство и помогают несчастной семье. А в деревне, где в летнее время и стар и млад уходят на работы, так что дети остаются за нянек для младенцев, особенно много дела для благосердных женщин. И женщина, надо сказать, всегда с большой охотою отзывается на доброе дело, так что ни один храм Божий не созидается и не украшается без участия женщины. Они всегда были и будут в этом отношении первыми.
Итак, весьма желательно участие женщин в делах приходских советов, где они могут заведывать делами благотворительности и нести другие, наиболее свойственные им обязанности, формулировать которые должна сама жизнь по указанию местных условий и потребностей.<…>

Сайт Милосердие.ru благодарит А.Куликова, редактора сайта Общества ревнителей памяти Фаустовских новомученников, за предоставленный материал.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?