Священномученик Августин (Беляев, 1886-1937), в миру Александр, рос в семье многодетного священника под Костромой. После окончания духовной академии в Казани Александр пошел в учители русского языка и литературы. 25-летний молодой человек писал в своем дневнике: «Я не интересуюсь карьерой и положением в обществе и часто бываю, вопреки пословице, один в поле воин…».
Иваново-Вознесенский, народно избранный
После смерти жены, родившей двух дочерей, Александр принимает священство, монашество, а чуть позже – уже после революции 1917 года, по настоянию и просьбе народа его возвели в сан епископа для управления Иваново-Вознесенской кафедрой, – бывший епископ ушел в обновленчество.
Новый епископ, – напомним, никогда не мечтавший о карьере, тем более священнической, – принимается за дело так, что очень скоро целыми общинами и приходами люди возвращаются из обновленчества в Православие.
Власти, поддерживающие обновленчество, запретили епископу Августину служить в Иваново, отправив в Кинешму с подпиской о невыезде, а потом арестовав и продержав полгода в тюрьме. Дети оставались жить с няней в Иваново.
О своих арестах, ссылках владыка Августин однажды скажет: «Что же тут удивительного, это наш путь. Господь об этом предупреждал, а иначе никогда не будешь со Христом».
Святость и родственники
Еще до принятия монашества близкие пытались уговорить будущего епископа отложить монашеский постриг на некоторое время, пока дети подрастут. Вряд ли здесь есть единственный правильный ответ для всех. Например, Сергий Радонежский, пока не похоронил родителей, не принимал пострига.
Будущий владыка Августин отвечал, что, наоборот, торопится вручить своих сирот покрову Божией Матери и верит, что «под такой защитой дочери никогда и ни в чем не будут нуждаться».
По его вере Господь хранил дочерей: «За молитвы праведника Бог не оставил нас, и мы не пропали», – вспоминала одна из них.
Иногда девочкам, ожидавшим возвращения отца-архиерея из поездки на сельский приход, говорили: «Скоро ваш папа приедет и привезет вам гостинцы». Но Юля и Нина возражали: «Нет, папа знает, что у нас все есть, а там, наверное, столько нищих, что на всех у него и не хватит подать».
К возвращению владыки домой женщины, помогавшие по хозяйству, украшали его стол цветами, готовили что-то «особенное». Но домой владыка возвращался не один.
С ним вместе к столу с цветами садились нищие, больные, брошенные старики. А выходили они из дома владыки с гостинцами.
Среди людей, окружавших епископа, встречались те, кто подходил с лестью, притворством. Он это чувствовал, но не показывал, а, наоборот, старался уделить больше внимания и заботы. Он считал, что таким людям не хватает любви и пытался сказать что-то доброе, помочь.
Свобода во Христе
Как-то верующие женщины с ткацкой фабрики спросили епископа Августина, что им делать, когда их заставляют работать по воскресеньям. Епископ вспомнил рассказ о жадном помещике, который заставлял крестьян работать на его полях все будние дни, а на их поля оставались только воскресные дни.
Крестьяне во время работы на Пасху ставили на свой плуг зажженные свечи и пели пасхальные песнопения.
И добавил: «Да, бывает, что мы всего оказываемся лишены, даже церковного богослужения, но веры и нашего внутреннего благочестия, нашей свободы во Христе нас не может лишить никто».
В 1926 году епископа Августина снова арестовали и осудили на ссылку в Среднюю Азию.
После освобождения в апреле 1930 года владыку направили на служение в Сызрань, где в то время власти активно закрывали храмы. А верующие активно ходатайствовали об их открытии.
Вокруг владыки объединились миряне и священники. Но на свободе владыка прослужил меньше года и снова был арестован.
Дочери приехали в Сызрань, чтобы повидаться с отцом. Тюрьма находилась далеко за городом, и во время следствия заключенные должны были работать в полях. Власти разрешали 15-минутное свидание заключенных с родственниками. Из-за шума в комнате говорить было невозможно, но девочки радовались тому, что видят отца.
Концлагерь, в котором отбывал заключение епископ Августин, находился в лесу возле станции Лодейное Поле Ленинградской области. Ссыльные собирали смолу, были установлены высокие нормы. Кто не справлялся, оставался без еды. Через некоторое время владыку назначили работать фельдшером на медпункте и отпускали в город за лекарствами. В городе он познакомился со священником и через него смог получать посылки от верных прихожан, которые спасли ему жизнь в тяжелых условиях.
После освобождения в 1934 году владыка Августин возглавил Калужскую епархию. К нему приехала жить младшая дочь. Владыка помогал ей в уроках и объяснял несостоятельность популярной среди атеистов теории Дарвина.
Последняя Пасха в 1937
В 1936 году владыку посвятили в архиепископы. Свое последнее пасхальное богослужение он совершал в 1937 году.
Многие из присутствующих вспоминали, что в ту ночь в храме была такая радость и торжество победы Спасителя над смертью, добра над злом, что забылись все тяготы преследований и гонений, нужда и голод, в которых жили тогда люди.
Архиепископ знал, что его хотят арестовать. Он сжег письма, которые могли послужить поводом к аресту его близких и знакомых людей. 20 сентября пришла повестка, чтобы он пришел в здание городского совета. Время в повестке было указано почти ночное, и он понял, что его арестуют. Прощаясь с дочерью Ниной, владыка сказал: «Если тебе будут нужны деньги – молись преподобному Серафиму, он поможет тебе. Он всегда мне помогал».
Той же ночью сотрудники НКВД пришли в дом архиепископа и забрали все его вещи.
Целый месяц после ареста длились изнурительные допросы с уговорами, угрозами и «очными ставками». Владыка не признавал себя виновным и не выдал никого из своих знакомых. Архиепископа Августина приговорили к расстрелу.
Его вы больше не увидите
21 ноября дочь владыки Августина Нину вызвали в НКВД. На глазах у владыки, под угрозой ареста у нее спрашивали, кто бывал у ее отца в доме.
Девушка никого не назвала, а потом спросила: «Что будет с отцом?» Девушке сказали: «Подумайте лучше о себе. Его вы больше не увидите». И отдали посох владыки, стоявший в углу.
23 ноября 1937 года архиепископ Августин был расстрелян вместе со многими узниками и погребен в общей безвестной могиле. Его молитвенное присутствие дочери и духовные чада ощущали на себе долгие годы. Он был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских в 2000 году.
Разговор владыки с верующими детьми-школьниками в 1930-х годах
В одном из писем владыки молодым людям были слова: «Верю, что если мое пребывание среди вас было добрым семенем, то эти добрые семена в вас не умрут…»
В скором времени он получил ответ: «Мы, Владыко, стараемся по возможности чаще посещать церковь, хотя школьные занятия и не всегда способствуют этому.
Однако вера наша не иссякает, несмотря на школьную пропаганду против Бога, а, к счастью, больше укрепляется…»
«Многоуважаемый Владыко, просим Вашего благословения и поздравляем с днем Ангела. 2 июня мы кончили ученье, и все благополучно перешли в следующую группу. Теперь мы свободны и можем посещать святую церковь… Шлем Вам неизъяснимую на словах радость за письмо, мы его выучили наизусть. Посеянное Вами доброе семя за время пребывания среди нас не должно умереть, и мы постараемся его возрастить. По наставлению наших пастырей мы ежедневно читаем Евангелие, и это поддерживает наши силы… Любящие Вас деточки».
В следующих письмах епископ Августин писал:
«Родные деточки мои о Господе. Весьма радуюсь вашим учебным успехам, но скорблю, что в такой тесноте ваша религиозная совесть, вам уже заметили, что ношение креста позорит науку.
Вот это характерно очень, ведь крест – символ терпения, самоограничения, которые необходимы для тех, кто встал на путь борьбы со всякой подлостью, живущей в человеке и в человечестве. Как же поэтому возражать против крестоношения.
Веруешь ли в Бога?
На этот вопрос можно было бы ответить вопрошающему, что, согласно нашей конституции, вопрос этот – лично мой вопрос, и открываться в нем перед кем угодно вещь не обязательная. Думается, что это самый меньший компромисс, который мог бы немного быть оправдан в христианстве…
Как можно выдержать взгляд терпящих все христиан тому, кто открыто отрекся от всего, он должен уйти от верных ему.
Но мне кажется, верить в материализм, в материю (это бог материализма) для современности уж совсем срамно и неразумно, ибо современная наука, даже советская, и та не дает и не только не дает, а и отнимает всякое основание верить в этого бога материализма – материю.
Что вам мешает познакомиться и с нашими научными авторитетами?.. Для материалистического миропонимания очень трудным является вопрос о соотношении между духом и материей. С точки зрения энергетики дело обстоит гораздо проще.
Энергетика признает за энергией (духа) самостоятельное существование и рассматривает материю как вторичное явление… Устранение понятия материи как реальной первоосновы всего сущего и замена его энергией не должны нас смущать.
Конечно, наука… не занята богословием… однако несомненно, что наше религиозное учение о нематериальной основе всего, о бытии духа вполне… совпадает с современными научными данными. Между тем как материалисты здесь теряют своего бога. И если настаивают на своем, то по невежеству. Их религия противонаучная.
… Вы спрашиваете, как быть – это важно вам знать. Но совет мой вы уже предугадываете. Я с семьей не согласен, если она вам советует разделить внутреннее и наружное.
Если скоро прибегнете к покаянию и не убедите совесть грызущую, то не впадете в грех отрицания Бога, а если усыпите совесть, помиритесь с услаждающим вас пороком, то обязательно впадете в большой грех… Блюдите же чистоту одежды своей души…»
Колыбельная для дочек, сочиненная свщм. Августином
«Спите, деточки родные,
Бог ваш сон хранит.
Сны пошлет вам золотые,
Лаской окружит.
Горе к вам подкралось рано,
Принесло кручин.
В цвете лет отняло маму,
Сделало почин.
И отец родной не с вами,
Он в чужом краю,
Запечатанный печатью
Верности Христу.
Дети, вновь Христос страдает,
Колет терн главу,
Ваш отец там помогает
Крест нести Ему».
При создании материала использовался источник:
Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 5.