Мы чаще всего вспоминаем архангела Гавриила как духа, который принес Богородице весть о рождении Спасителя. Но это явление – не единственное в Священном Писании.
Гавриил – «просто ангел» или серафим?
Имя архангела Гавриила в переводе с еврейского означает «сила Божия» (Лк. 22:43). В акафисте этот архангел величается «первоприемником Божественных сияний» и «сокровищем Божественных велений».
Ангельский мир, по мысли святых отцов, представляет собой соподчинение одних ангельских чинов другим. В трактате «О небесной иерархии», приписываемом святителю Дионисию Ареопагиту, перечислено девять ангельских чинов: серафимы, херувимы, престолы, господства, власти, силы, начала, архангелы и ангелы. По мысли автора, ангелы различаются по степени просвещенности Божественным знанием. Наивысший чин имеют серафимы, которые стоят «окрест Бога и близ Бога». Самый низший чин – ангелы, удел которых – просвещать «человеческие иерархии».
Евангелист Лука в Писании называет Гавриила просто «ангелом»: «Послан был ангел Гавриил от Бога в город галилейский, называемый Назарет, к деве, обрученной мужу по имени Иосиф, из дома Давидова; имя же деве Мария» (Лк. 1:26). Но в этом контексте слово «ангел» может обозначать совсем не чин Гавриила, а его принадлежность к роду небесных вестников (греческое слово «ὁ ἄγγελος» в переводе означает «вестник, посланец»).
По степени просвещенности Гавриил, скорее, относится к высшим ангелам, ведь слова о рождении Спасителя – совсем не рядовая новость. Поэтому святитель Григорий Двоеслов пишет, что к Деве Марии посылается «не простой ангел, но архангел Гавриил». Однако архангел – всего лишь предпоследний чин в ангельской иерархии.
В тропаре Гавриил именуется «чиноначальником вышних сил», архистратигом. Можно считать, что «архангел» – не чин Гавриила, но его статус первенствующего ангела (греческая приставка «άρχι» обозначает с одной стороны высшую степень чего-либо, с другой – «старшинство», «главенство»).
Поэтому святитель Димитрий Ростовский, известный составитель житий святых, полагал, что «святой Гавриил принадлежит к самому высочайшему чину серафимскому». Такой вывод он делает из слов самого Гавриила, который в разговоре с Захарией, отцом Иоанна Предтечи, говорит: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк. 1:19), ведь именно серафимы ближе всего предстоят Престолу Божию.
Вестник тайн Божиих
Согласно Димитрию Ростовскому, каждый из семи серафимов имеет особую «специализацию»: Михаил побеждает врагов, Рафаил исцеляет болезни, Уриил просвещает грешников и так далее. А Гавриил, по слову святителя, – «вестник тайн Божиих». Его миссия заключается в том, чтобы «открывать сокрытое» (Втор. 29:29), изъяснять «глубокое и сокровенное» (Дан. 2:22), возводить собеседников на самый «верх путей Божиих» (Иов. 40:14).
Иначе говоря, в Царстве Небесном Гавриил исполняет роль полномочного посла, доставляющего Откровение Божие на землю. Также он помогает адресатам правильно понимать послание, а иногда и вразумляет тех, кто оказывается неготовым к принятию Божественного слова. Так, например, происходит со священником Захарией, который за недоверие словам Гавриила наказывается немотой (Лк.1:20).
Гавриил – странствующий Благовестник. Поэтому иконописцы часто изображают архангела с паломническим посохом. Посох также обозначает опору и утешение – Гавриил благовестием утешает падшее человечество и поддерживает его. Также его изображают с фонарем (символизирует просвещение верующих благодатью), лилией (при встрече с Богоматерью), зеркалом или сферой (знание судеб и дел человеческих).
Тайна конца времен
Архангел Гавриил впервые упоминается в Ветхом Завете, в книге пророка Даниила, рассказывающей о времени Вавилонского царства.
Бог показывает пророку странное видение, в котором сражаются козел и овен. Даниил не понимает видения. Тогда Господь посылает к Даниилу ангела: «И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» (Дан. 8:17). «Я без чувств лежал лицем моим на земле, – пишет пророк. – Но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое» (Дан. 8:18).
Гавриил поражает пророка не только глубиной пророчества, но и видом. По выражению блаженного Иеронима Стридонского, толкователя книги пророка Даниила, в этот момент пророк лежит на земле «с поникшею головой как четвероногое существо» от страха.
Но Гавриил, прикоснувшись к Даниилу, приводит его в чувство и объясняет суть происходящего. Видение предупреждает, с одной стороны, о скором воцарении коварного царя (Антиоха Епифана, по преподобному Ефрему Сирину), который придет в конце Ветхого Завета, с другой – об Антихристе, который придет в конце Нового Завета: «Когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых, и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен – не рукою» (Дан. 8: 23-25).
Даниил записывает это откровение, но после, по собственному признанию, «изнемогает» и заболевает на несколько дней. Он признает, что это видение превышает меру его разумения (Дан. 8:27).
В этом явлении подчеркивается просвещенность Божественным знанием архангела и непросвещенность человека. По мысли блаженного Иеронима Стридонского, Гавриил преподает Даниилу урок смирения: пророки часто видели ангелов, но чтобы они «не возомнили о себе, как об обладающих ангельскою природою или достоинством, им напоминается об их бренности и они называются сынами человеческими, чтобы знали, что они люди».
Второе явление Гавриила происходит после падения Вавилона. Даниил служит персидско-мидийским царям столь же верно, как ранее служил вавилонским. Одно только беспокоит пророка – судьба находящегося в плену Израиля. Даниил становится на молитву «в посте и вретище и пепле» (Дан. 9:3), и Бог, услышав эту молитву, посылает ему ангела для научения и вразумления. Им снова оказывается архангел Гавриил.
Он открывает пророку тайну «семидесяти седьмин» (время пришествия Мессии), которые пройдут «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима» (Дан. 9:25). Повествует Гавриил и о печальной судьбе Иерусалима. Согласно архангелу, в нем «прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан. 9:26).
На этот раз пророк уже не падает на землю в страхе. Он смиренно записывает пророчества, которые, как мы знаем, исполняются в назначенное время. Указ о восстановлении Иерусалима выходит в седьмой год правления Артаксеркса (в 457 г. до н. э.), а Христос рождается ровно через «семьдесят седьмин» (то есть через 490 лет) после пророчества. А Иерусалим и храм после восстания иудеев разрушают легионеры кесаря Веспасиана в 70-м году нашей эры.
Таким образом, в Ветхом Завете Гавриил является Даниилу вестником тайн как близкого, так и далекого будущего. Архангел вызывает у Даниила страх и трепет, помогая ощутить смирение пред лицом Божиим.
Самая главная новость
В Новом Завете также говорится о двух явлениях архангела Гавриила. Он приходит к священнику Захарии, чтобы передать ему весть о рождении Иоанна Предтечи (Лк. 1:11-20), а некоторое время спустя посещает Пресвятую Деву Марию, чтобы обрадовать Ее вестью о Рождении Спасителя (Лк. 1:26-37). В обоих случаях архангел предстает очень тонким существом, преисполненным любви к человеку.
Это хорошо видно в беседе Гавриила с Захарией. Когда на священника нападает трепет при виде Небесного Посланника, архангел успокаивает его словами: «Не бойся, Захария» (Лк. 1:13). Передавая весть о скором рождении Предтечи, он говорит о счастье отцовства: «Будет тебе радость и веселье» (Лк. 1:14).
Однако когда Захария не верит благовестию, Гавриил, превратившись в обличителя и судию, временно поражает священника немотой (Лк. 1:20). Святитель Иоанн Златоуст так объясняет поступок Гавриила: «Язык твой, говорит он, послужил к произнесению слов неверия; он же получит и наказание за неверие». А по мысли святителя Иннокентия Херсонского, Захария наказывается Гавриилом не для устрашения, но «для усугубления радости его», поскольку после рождения сына отец будет радоваться не только о рождении, но и о разрешении языка.
В разговоре с Девой Марией архангел действует максимально деликатно. Библия говорит, что он не «является» к Ней (как к Даниилу и Захарии), а «входит», а потом «отходит». Во-вторых, чтобы подготовить Деву к Благовестию, Гавриил начинает разговор с приветствия: «Радуйся, Благодатная!» (Лк. 1:28). Наконец, в-третьих, после поразительного Благовестия приводит для лучшего понимания и успокоения историю Елизаветы, жены священника Захарии и родственницы Марии (Лк. 1:36).
Хочу увидеть ангела. Что делать?
Ангелы являются людям по усмотрению Божию «только во время крайней нужды», пишет святитель Игнатий Брянчанинов в сочинении «Об ангелах». Поэтому искать встречи с ними не стоит. А вот молиться ангелам, в частности архангелу Гавриилу, можно и нужно. Церковь учит, что он просвещает молящихся благодатью, научает вере, смирению и страху Божию.
Церковный календарь предписывает совершать праздник Собора архангела Гавриила дважды: 8 апреля, на следующий день после Благовещения, и 26 июля. В эти дни Церковь соборно (то есть в общей молитве) вспоминает архангела и его многочисленные явления людям.
Летний праздник архангела Гавриила (в народе – «Гаврила летний») появляется в церковном уставе приблизительно в IX веке. Поводом к его установлению становится освящение храма в честь архангела Гавриила в Константинополе.
Кстати, архангел Гавриил почитается не только христианами, но и мусульманами и иудеями. У иудеев Габриэль (Гавриил) изначально главенствует «над змеями, и над раем и над херувимами» (Ен. 4:27), а после грехопадения помогает людям. Гавриил в виде одного из трех ангелов приходит к Аврааму (Быт. 18). Он же показывает Моисею, как сделать семисвечник (Менах 29а).
У мусульман Джабраил (Джибриль) является посредником между Аллахом и пророками. Согласно исламскому преданию, именно Джибриль в течение 23 лет передавал пророку Мухаммеду по частям Коран.