Вы открываете сайт, и видите заголовок: «Последние новости». Что каждый из нас ждет от последних новостей? Уж не покоя с умиротворением. А на сайте «Аптекарского огорода» последние новости такие: «Зацвел душистый табак»; «Зацвела редкая Диффенбахия»; «Экзотическая магнолия крупноцветковая расцвела в огороде».
Тишиной и нежностью веет от этих новостей. Магнолия расцвела. Ее нужно найти. Еще в огороде устроили игру – «Споры слов». В ней есть что-то от детской старомодной игры «в сокровища», когда прячешь среди травы фантик, прижатый стеклышком. Так же и «Споры слов» – в огороде в неожиданных местах спрятаны буквы, и нужно начинать фотоохоту, искать их, фотографировать, составленные слова выкладывать в Инстаграм. Мы бы не упоминали об этой игре, если бы не одно обстоятельство – «Аптекарский огород», затерянный в переулках за Проспектом Мира, сам похож на детское сокровище, на которое натыкаешься случайно.
И тем интереснее узнавать его мощную, давнюю историю.
В 1706 году по указу Петра Великого в Москве был учрежден Аптекарский огород – в Мещанской слободе за Сухаревой башней, на высоком ровном месте, удачно выбранном самим императором. Прообразом огорода служили как западноевропейские сады лекарственных растений, так и отечественные, монастырские. От первых была взята регулярная планировка (Аптекарский огород – старейший российский регулярный сад), от вторых – наиболее полезные для наших широт виды растений, а также уважительное отношение к лекарственному саду, как к тому, что являет собой особое пространство. Чуть позже, в 1713 году, император повелел учредить сад и в северной столице.
Конечно, и раньше, до Аптекарского огорода в Москве, в России существовали немонастырские специализированные медицинские сады, «огороды» лекарственных растений. Некоторые исследователи приурочивают их возникновение ещё ко времени Иоанна Грозного, когда на службу к царю прибыли медики из Англии, или вовсе к 60-м годам 16 века, когда был учреждён так называемый Аптекарский приказ. Но до времени правления Алексея Михайловича говорить о чётко налаженном разведении лекарственных растений и производстве на их основе снадобий для лечения широких групп населения, не приходится. У Петра Первого же стояла определенная задача – обеспечение нужд в лекарственных препаратах армии. А сама потребность в изучении, знании о целебных растениях возникла на Руси очень давно: её можно проследить по рукописным, переводным и оригинальным, «Травникам» – книгам, получившим самое широкое распространение.
Устройством и планировкой Аптекарского огорода, занимались, по большей части, приглашённые специально для этого дела иностранцы – талантливые организаторы и учёные – медики, биологи, ботаники. Их вклад в первоначальное развитие сада и обогащение его коллекции, неоценим.
Начиная с 1805-ого года Аптекарский сад зовется Ботаническим садом МГУ, поскольку был выкуплен университетом для научных и образовательных нужд у московской управы Благочиния – т.е. полицейской, по ведомству которой огород, как особо важное, государственного значения предприятие и числился.
И до сих пор во саду и в огороде произрастает старая сибирская лиственница, которую, по легенде, деятельный император Петр посадил собственноручно. В начале 20-го века её ствол был сильно повреждён грозовой молнией, но лиственница не погибла.
Уже при первом заведующем огородом, после того, как он был приобретён Университетом, Г.-Ф. Гофмане, был издан каталог произрастающих в теплицах-оранжереях и открытом грунте трех тысяч пятьсот двадцати восьми растений. Был так же создан подробный план сада, который ясно говорит о том, что уже к началу 19 века предприятие было на уровне лучших аптекарских садов Европы. Тогда же были построены в саду жилые дома с квартирами для профессоров, помещения для занятий, лаборатории.
Как и сейчас, в саду росли тщательно подстригаемые кустарники, создающие правильные геометрические фигуры. Как и сейчас, в южной части сада находились оранжереи, из которых в тёплое время года выставлялись растения в кадках. В парниках зрели арбузы и дыни. Естественный прудик органично вписался в план сада, став неотъемлемым элементом садово-паркового хозяйства. В разное время года цвели многочисленные сорта цветов. Научная работа и учебные занятия шли круглый год. Сад был отличной опытной лабораторией для изучения и систематизации растений, научных разработок в области органической химии и фармакологии.
Став известной московской достопримечательностью и центром университетской науки, сад, тем не менее, подчас испытывал великие материальные трудности, вынуждавшие идти на крайние меры: в 1810 году сад готов был сдать в аренду часть своей территории – столь малы были средства, которые Университет мог выделить на содержание сада.
В 1812 году сад и постройки при нём были практически полностью уничтожены вследствие варварского отношения оккупационных войск, а затем и пожара. Погибло всё – коллекционные насаждения, библиотека, гербарии, постройки.
Но сад сумели возродить. Правда его территория уменьшилась, в сравнении с первоначальной, почти в два раза: часть садовой земли была продана, ради того, чтоб на вырученные средства приступить к возобновлению Аптекарского огорода. Построился новый комплекс оранжерей, восстановили, за счёт частных и университетских ботанических садов, коллекцию. Новые растения были привезены не только из Европы, но и из Америки.
В середине 19 века значение сада как образовательного и научного центра упало. Аптекарский огород превратился, скорее, в особенный городской парк, где – как и сейчас – можно было полюбоваться экзотическими растениями, не свойственными нашим широтам.
Но к началу века 20-го сад вновь достигает расцвета, пожалуй наивысшего в своей истории – на сегодняшний день. Выросло финансирование Университета, позволяющее устраивать специальные научные экспедиции на острова Индийского океана и в Южную Америку, одной из целей которых являлось пополнение коллекции сада. Были построены пальмовая оранжерея и бассейн для водных растений. Во вновь отстроенных на средства благотворителей Хлудовых и Морозовых помещениях для учебных и научных занятий выросла целая плеяда российских ботаников, в дальнейшем приобретших академическую славу в своей области.
Революционные потрясения и гражданская война поставили ботанический сад Университета на грань выживания. Средств на его содержание практически не поступало. И лишь в конце 1930-х годов государство вновь вспомнило о саде.
По Генеральному плану реконструкции Москвы, разработанному еще до Великой отечественной войны, вся часть города в районе Мещанских улиц изменялась до неузнаваемости. Вместо старой застройки на проспекте Мира (до 1957 года – 1-ая Мещанская улица) должны были встать огромные помпезные дома. Значительная градообразующая роль в этом проекте отводилась Ботаническому саду. Планировали превратить его в образец сталинского ампира со всеми соответствующими атрибутами: величественным входом и парадной планировкой. Но война помешала осуществить эти планы. На территории сада вырыли бомбоубежища, на производственном участке возник коллективный огород. Но в лаборатории продолжались фундаментальные и практические исследования, в том числе и такие актуальные по тем временам, как повышение урожайности пищевых растений. Сад оставался ведущим ботаническим учреждением Москвы до 1945 года, когда в районе Останкино был заложен огромный Главный ботанический сад Академии наук.
До 1966 года станция метро «Проспект Мира», построенная близ нашего сада, и в оформлении которой много растительных мотивов, называлась «Ботанический сад».
Ныне университетский Ботанический сад, имеющий статус памятника садово-паркового искусства, а потому и государственную защиту, является филиалом Агробиологического сада МГУ на Ленинских горах.
Аптекарский огород и сейчас – одно из любимых мест отдыха москвичей, несмотря на некую потаённость, скрытость в урбанистическом пейзаже. Он – историческая ценность, маленькое сокровище, скрытое за стенами. И, безусловно, визитная карточка города, как и Ботанический сад Петра Великого в Санкт-Петербурге или старый Ботанический сад имени академика Фомина в Киеве. Киевский, кстати, имеет непосредственную связь с нашим Аптекарским огородом – он был разбит после того, как ректором Киевского Университета стал ботаник, этнограф, филолог Михаил Александрович Максимович, заведовавший московским университетским Ботаническим садом с 1826 по 1834 год. Михаил Александрович был крупный исследователь флоры средней полосы России, но прославился также как и собиратель малороссийских народных песен.
Теперь, когда большая часть лекарственных препаратов синтезируется искусственно, а приготовленные из растений сборы проходят по разделу фитотерапии, скорее вспомогательной сферы медицины, старый Аптекарский огород носит свое имя как дань истории. А мы имеем возможность наслаждаться существованием этого городского оазиса.
Адрес: Москва, проспект Мира, 26, в пяти минутах ходьбы от станции метро «Проспект Мира» – кольцевая.
Использованы материалы сайтов: nkj.ru; wikipedia.org; chaskor.ru; hortus.ru; botsad.msu.ru