«Потому и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал» (1 Пет. 3, 18-19). Эти загадочные слова Апостола Петра о проповеди Христа умершим совершенно неожиданным образом исполнились в образе Патера Дамиана, называемого церковью «апостолом прокаженных». Проповедь мертвым, – тем, кто еще жив, но, при этом, совершенно мертв, стала призванием простого миссионера из Фландрии.
Патер Дамиан, в миру Йозеф де Фостер, родился в 1840 году в небольшом селении Тремело во фламандской части Бельгии. Во Фландрии того времени среди благочестивых христиан существовала традиция, по которой один из детей в семье становился священником. Седьмой и предпоследний ребенок, Дамиан, вопреки желанию отца, отказывается перенять управление домашним хозяйством и по примеру старшего брата, уже принявшего монашество, решает служить церкви. В 1859 году Дамиан становится послушником в Лейвене, научном и богословском центре тогдашней Бельгии. Конгрегация, в которую вступает Дамиан, занимается миссионерским служением.[1] Вскоре Дамиан узнает, что священником ему не быть. Согласно общепринятой практике католической церкви, действующей и по сей день, рукоположение во священники невозможно без полноценного богословского образования. Дамиан не сдается, испрашивает благословение на учебу и получает его, но только при условии, что в течение года овладеет латынью. В 1860 году Дамиан принимает монашеские обеты и продолжает изучение богословия. Вскоре жизнь его поменяется, неожиданно, раз и навсегда. Брат Дамиана, отец Памфилий, получает благословение отправиться миссионером на Гавайи, но заболевает и тогда именно Дамиан вызывается заменить его и быть посланным на миссию. Путь Дамиана из Бельгии в Гонолулу длится 150 дней. Домой он больше никогда не вернется. 21 мая 1864 года местный епископ рукополагает Дамиана в священники. Миссионерство, будучи служением слову, есть служение делом. В следующие после рукоположения годы отец Дамиан служит на порученных его пастырской ответственности территориях Куна и Кохала. Пешком или на коне он путешествует по горам и вулканам, преодолевает реки и озера. Богослужебные сосуды и облачения он носит с собой в рюкзаке. Дамиан вручную сооружает церкви и часовни, разделяет жизнь и труды местного населения.
В 1873 году на встрече со священниками по случаю освящения новой церкви в селении Мауи, епископ рассказывает о существовании на Гавайях острова, специально выделенного для изоляции прокаженных. Именно туда решается поехать Патер Дамиан. Первоначально предполагалось, что миссионеры на острове прокаженных будут сменяться. О послании священника на остров Молокаи узнали журналисты, и чтобы не создать впечатления, что Церковь и ее миссионеры отказываются от выполнения этой невыполнимой миссии, священноначалие решает оставить Дамиана среди прокаженных навсегда.
Остров прокаженных насчитывал тогда около 700 обитателей, среди которых лишь 200 человек были католиками. На острове не было ничего, ни храма, ни дома. Первое время Дамиану приходится спать на голой земле под деревом. В благочестивой ревности отец Дамиан сразу же решается посещать прокаженных и сразу же понимает, что на это у него нет сил. Чтобы преодолеть страхи отвращение, Дамиан пробует преподавать причащение при помощи специальной удлиненной лжицы. Но пройдут годы, и Дамиан настолько отождествит себя с прокаженными, что при обращении в мир здоровых о помощи с невольным постоянством будет говорить: «мы, прокаженные».
Живые мертвые на острове Молокаи не боятся смерти. Среди прокаженных действует право сильного и вскоре Патер Дамиан понимает, что служение слову и служении Литургии будут лишь малой частью всех его обязанностей. Дамиан из ничего создает среди отчаявшихся прокаженных человеческое общество. Вместо нор, в которых прежде обитали прокаженные, Дамиан сроит деревянные дома, вскапывает поля, строит церкви и часовни и основывает два детских дома. Перестраивая и увеличивая прежде построенные им церкви, Дамиан вызывает гнев священноначалия из мира живых. Дамиан перевязывает раны больным, лечит и одевает их и, самое главное, копает могилы. «Мы, прокаженные», – этот призыв фламандского священника с Гавайских островов слышат в мире. Благотворительные фонды присылают на остров пожертвования, лекарства и все необходимое.
Вот распорядок дня отца Дамиана из года в год:
5:00 Подъем, молитва в церкви, утреня, уединенная молитва и размышление
6:30 Служение Литургии, Проповедь, Благодарственная молитва, беседа с приходящими
8:00 Завтрак и работа по дому
9:00 Прием больных на крыльце деревянного дома
9:30 Чтение из святых отцов, изучение богословия, ответы на письма
12:00 Обед, посещение больных, посещение христиан, каждый дом посещается обязательно раз в неделю
17:00 Вечерня и работа по дому
18:00 Ужин, молитва по четкам, вечерняя молитва
20:00 Отход ко сну
С течением времени к внешнему деятельному подвигу начинает все более добавляться подвиг внутренний. Отцом Дамианом овладевает глубокое чувство одиночества. Не имея сил преодолеть эту оставленность, Дамиан просит епископа прислать в помощь миссионера, а лучше, родного брата. Но, несмотря на единовременные редкие посещения братии, он навсегда остался один. В 1884 году для отца Дамиана наступает время переосмыслить свое постоянное обращение за помощью со словами «мы прокаженные». Отец Дамиан заболевает проказой.
Тяжкая болезнь медленно овладевает человеком. Как всякий больной, отец Дамиан не хочет умирать и пытается лечиться. С годами, состояние его ухудшается настолько, что он с трудом дышит, а дневной свет вызывает боль. Одиночество полностью овладевает им, ведь даже двум посланным для окормления детских домов миссионерам запрещено посещать отца Дамиана. Преодолевая боль, Дамиан продолжает стоять на ногах, но с 23 марта 1889 года уже не может отслужить Литургию. Уже 30 марта Патер Дамиан исповедуется и по древней монашеской традиции христианского запада, вновь приносит монашеские обеты. Отец Дамиан отказывается от приема медикаментов и 13 апреля в полночь причащается Святых Христовых Тайн, свидетельствуя, что видит перед собой двух ангелов. В Великий Понедельник 1889 года отец Дамиан умирает, тихо, «как засыпающий ребенок» [2].
А. Соколовски
Фрибург, Швейцария
БИБЛИОГРАФИЯ
Daws, Gavan, Damian de Veuster, Freiburg im Breisgau 1994.
Gil de Muro, Eduardo, Seliger Damian de Veuster, Leutesdorf 1995.
Hünermann, Priester der Verbannten, Innsbruck 1994.
Muth-Oelscher, Brigitte, Damian de Veuster, Nettetal 1989.
В 1990 году были изданы письма отца Дамиана: Deveuster, Damian, Beten Sie für uns Aussätzige! Nettetal 1990.
____________
[1] Конгрегация Святых Сердец Христа и Марии (лат. Sacrorum Cordium, латинская аббревиатура SSCC) основана в 1800 году. В настоящее время состоит из 1700 монахов и 200 мирян, посвятивших себя миссионерскому служению в 37 странах.
[2] 4 июня 1995 года Католическая Церковь причислила отца Дамиана к лику святых.
См. также:
Геронтисса Гавриилия. О любви к прокаженным