Апокалипсисов было несколько, конец света – не главное, а добро победит. Выясняем, о чем на самом деле говорится в Откровении Иоанна Богослова

О чем написана единственная пророческая книга Нового Завета Апокалипсис? Это все знают: о конце света. Но, оказывается, Апокалипсис написан апостолом Иоанном Богословом совсем не для того, чтобы его боялись! Как правильно понимать самую сложную и самую таинственную книгу Библии, рассказывает кандидат богословия, доцент Николо-Угрешской духовной семинарии Вероника Андросова

Видение о семи светильниках. Миниатюра из Лицевого сборника толкования на Апокалипсис Св.Андрея, архиепископа Кападокийского, напечатанный с рукописи 1-й пол.17 в.
Видение о семи светильниках. Миниатюра из Лицевого сборника толкования на Апокалипсис Св.Андрея, архиепископа Кападокийского, напечатанный с рукописи 1-й пол.17 в.

Об авторе

Вероника Андросова – кандидат богословия, доцент Библейско-богословской кафедры Православной Николо-Угрешской духовной семинарии. Занимается изучением Откровения Иоанна Богослова с 2007 года, со времени обучения на Богословском факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В 2013 году защитила кандидатскую диссертацию «Небесные книги в Откровении Иоанна Богослова: истоки образности, интерпретация, драматургически-композиционная роль», в 2021 году опубликовала учебное пособие «Апокалипсис – книга надежды: курс 12 уроков». Автор ряда учебных пособий по Библии, переводчик, дипломированный преподаватель английского, латинского, древнегреческого языков; владеет немецким, французским, голландским языками.

Многие считают, что в тексте Апокалипсиса содержатся зашифрованные послания о конце света. Почему так происходит? Люди, претендующие на расшифровку Апокалипсиса, фактически «вкладывают» в образы этой книги обстоятельства современной им жизни. Так, в романе «Война и мир» Пьер Безухов увидел в числе 666 указание на Наполеона. Читатели каждой эпохи видят в образах Апокалипсиса отражение своих надежд, тревог или страхов – иными словами, смотрят в текст как в зеркало. Но такой взгляд совсем не замечает, что у этого текста есть свое собственное лицо. Как и в своем Евангелии, в Апокалипсисе Иоанн Богослов в первую очередь свидетельствует вовсе не о конце света.

Пишет историческим лицам, но обращается ко всем

Фреска Оранта. Катакомбы Присциллы, одно из древнейших христианских подземных катакомбных захоронений II—IV веков в Риме
Оранта. Фреска из катакомбы Присциллы, одного из древнейших христианских подземных катакомбных захоронений II—IV веков в Риме

Согласно повелению Иисуса Христа, полученное Иоанном Богословом откровение должно было быть записано и направлено семи церквам – христианским общинам семи городов Малой Азии. Это Эфес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикия (Откр. 1:11; ср. 1:4). Во 2-й и 3-й главах Апокалипсиса содержатся отдельные послания каждой этой церкви, сообщенные Христом Иоанну.

По форме Апокалипсис можно отнести к новозаветным посланиям: в начале присутствует пожелание семи церквам «благодати и мира» (Откр. 1:4). Последний стих Апокалипсиса также содержит пожелание благодати: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (Откр. 22:21).

Таким образом, вся книга в целом обращена к христианам семи церквей Малой Азии, и этот факт имеет важнейшее значение.

Текст Апокалипсиса не упал с неба и не должен быть расшифрован исключительно в «последние времена», но его должны были прочитать определенные исторические лица в своем историческом контексте I века по Р. Х. Прочитать  и применить к своей жизни. Поэтому любые толкования Апокалипсиса должны непременно учитывать изначальный исторический контекст, в котором появилась эта книга.

При этом историческое толкование не исключает поиск духовного смысла, актуального для верующих всех времен: как сказано в каноне Муратори (раннехристианском памятнике II века по Р. Х.), «Иоанн… хотя и пишет к семи церквам, тем не менее обращается ко всем» (58–60). Сам Иоанн определяет свою книгу как «слово пророчества» (Откр. 1:3) – эта формулировка отсылает нас к ветхозаветным пророческим книгам.

В разговорной речи под «пророчеством» мы понимаем предсказание будущего, однако смысл библейских пророчеств не сводится только к этому! Бог и прежде открывал пророкам картины грядущих событий, прежде всего с целью указать людям Свою волю.

Ветхозаветные пророки также обращались к конкретным адресатам, и их главной задачей было не передать людям какие-либо предсказания, а донести глубинный смысл происходящих событий, от имени Бога призвать богоизбранный народ к изменению жизни и покаянию, предостеречь или ободрить его.

Таинственные видения: семь печатей, семь труб и семь чаш

Апокалипсис отсылает читателей к книгам ветхозаветных пророков – в тексте насчитываются сотни отсылок к Ветхому Завету, каждый стих Апокалипсиса буквально соткан из элементов ветхозаветной образности. Повествование Апокалипсиса более всего близко к тем ветхозаветным текстам, которые передают откровение Божие в форме видений, – это книга пророка Даниила (Дан. 7–12), книга пророка Исаии (Ис. 24–27, 60–66), книги пророка Иезекииля (Иез. 40–48), отдельные места книги пророка Захарии, Иоиля и пр.

Все эти ветхозаветные фрагменты в литературном отношении относятся к так называемому «апокалиптическому» жанру. Существовали и небиблейские иудейские апокалипсисы; большинство апокалипсисов изображают видения финала истории, когда Бог искоренит все зло из мира и возродит Свое творение. Этот великий день предваряется грозными природными явлениями, разрушениями упорядоченного устройства мироздания.

Другой характерной чертой памятников апокалиптического жанра является повествование о небесном «откровении» божественных истин, которое получает избранный Богом праведник. Это откровение дается в форме видений с использованием фантастической образности, в частности особенными значениями наделяются животные и числа.

Те же жанровые черты присутствуют и в новозаветном Апокалипсисе; Иисус Христос явился Иоанну и удостоил его видеть небесные тайны, и поэтому толкователи часто именуют Иоанна Тайнозрителем. Ряд отдельных видений Иоанну истолковывает ангел (Откр. 17:1–18; 21:9–10), в повествовании неоднократно упоминаются числа 7, 12, 4, 3,5, 144, и каждое несет определенное смысловое значение.

Число 7 связывается с полнотой и завершенностью, число 12 служит символом народа Божия, число 1000 выражает «великое множество», число 4 обозначает сотворенный мир, число 3,5 (половина семи) указывает на период испытаний, когда зло противостоит добру. Семь печатей, семь труб и семь чаш также соответствуют характерной для апокалипсисов картине грозных знамений, предваряющих День Господень.

Праведники утешатся и будут прославлены «словно светила»

Коллаж с использованием миниатюры из Аугсбургской книги чудес (нем. Augsburger Wunderzeichenbuch), около 1550 года
Коллаж с использованием миниатюры из Аугсбургской книги чудес (нем. Augsburger Wunderzeichenbuch), около 1550 года

С чем же было связано появление особенного жанра апокалипсисов? В библейской науке считается, что главным импульсом для этого жанра стало преследование иудеев за веру со стороны империи – множество иудейских апокалипсисов в символических образах осмысляют гонения при сирийском царе Антиохе Епифане (175–164 до Р. Х.).

Во времена трагических событий остро вставал вопрос – почему же праведники подвергаются мучениям, а их преступным гонителям, власть имущим, словно всё сходит с рук? Как же благой Бог допускает разгул злых сил?

Видения апокалипсисов показывали, что всеведущий Бог непременно свершит Свое воздаяние и прославит пострадавших праведников «словно светила». Попранная на земле справедливость будет восстановлена после завершения привычной земной истории – в благословенном Богом новом мире.

Уместно будет спросить, а был ли знаком подобный тяжелый опыт адресатам новозаветного Апокалипсиса – семи церквам Малой Азии? Ответ будет полностью утвердительным. Согласно традиционной датировке книги, ведущей свое начало от священномученика Иринея Лионского, Апокалипсис был написан около 95 г. по Р.Х., в конце правления императора Домициана. К этому времени раннехристианская Церковь пережила первые гонения от императора Нерона в Риме (64 г.), и их несправедливость и жестокость были отмечены даже светским историком Тацитом, не питавшим к христианам симпатий.

В Апокалипсисе мы также видим значимость темы гонений: после видения четырех всадников апостол Иоанн видит, что «души убиенных за слово Божие» обращаются к Богу как «Владыке верному и истинному» и просят не оставить пролитие их крови без праведного суда (Откр. 6:9–11). Дальнейшее повествование Апокалипсиса разворачивается как ответ на эту мольбу.

Помимо отдельных локальных преследований над христианами конца I века нависла угроза гонений в будущем. Она была связана с широким распространением нового религиозного культа – почитания римского императора как божества. Император прославлялся жрецами как властитель мира,  от которого только и зависит всеобщее благоденствие, стабильность и справедливость – причем провинции Малой Азии проявляли особенную ревностность к постройке храмов в честь императоров.

Этот культ должен был служить общей идеологией для всех подвластных Риму народов; к концу I века по Р.Х. император Домициан даже потребовал от подданных официально обращаться к нему «Господь и Бог наш» (об этом говорит историк-современник Светоний).

Для языческого населения это могло звучать как формальность, но для христиан это было в высшей степени серьезно: они верили, что Владыкой мира является только истинный Бог-Творец, а Господом они именовали Иисуса Христа, Сына Божия. Поэтому христиане ощущали нарастающую угрозу со стороны государства: при отказе участвовать в обрядах поклонения императору христиан могли счесть политически нелояльными и применить к ним соответствующие «меры».

Зверь, царствование которого не будет вечно

В Апокалипсисе есть образ, который многие христианские авторы соотносили с Римским имперским государством, римским императором и одновременно с грядущим антихристом – это «зверь», с семью головами и 10 рогами (Откр. 13:1). Он проявляет себя не только как властитель, но «хулит Бога» и носит диадемы с божественными именами.

«Живущие на земле» восхищенно прославляют зверя, а тех, кто не хочет присоединяться к ликованию толпы, зверь может убить – «и дано было ему вести войну со святыми и победить их» (Откр. 13:7). Затем появляется «второй зверь» – лжепророк и принуждает людей к религиозному поклонению первому зверю, творя потрясающие воображение знамения и запрещая «покупать и продавать» тем, кто не принял на себя имя зверя или его число.

Характеристика второго зверя-лжепророка – «он имел рога подобные агнчим и говорил как дракон» (Откр. 13:11) – показывает, что он прибегает к тонкой искусной лжи, которая позволяет замаскировать учиняемое насилие. Вселенский масштаб образности – к примеру, зверю поклоняется «вся земля» – дает понять, что тут можно увидеть не столько отдельных исторических лиц, подобных гонителю-Нерону, сколько духовную характеристику всех правителей-узурпаторов, которых гордыня толкает на произвол и пролитие крови невинных людей. В роскошном городе зверя, «великом Вавилоне», названном блудницей, найдена «кровь всех убитых на земле» (Откр. 18:24).

Кто же стоит за этим соблазняющим людей вселенским царством и что произойдет в итоге?

Апостол Иоанн видит, что царский «престол» зверю дал дракон – «древний змей, называемый диаволом и сатаною» (Откр. 12:9). Дракон также назван «клеветником» (ср. Ин. 8:44 «лжец и отец лжи») – он очерняет верующих людей и при помощи двух зверей стремится занять место самого Бога, подстрекая своих последователей на сражение против Него. Но чтобы понять истинную суть происходящего, Апокалипсис нужно читать до конца.

Тайнозритель Иоанн возвещает, что власть зверя лишь временна и ограничена – она простирается на «1260 дней», «42 месяца» или три с половиной года – период испытаний. Сила дракона ничтожна по сравнению с силой истинного Бога. Построенный на лжи, город Вавилон падет, и Бог утвердит город Небесный Иерусалим – новый рай, в котором чистота небес сойдет на землю.

Величественные видения апостола Иоанна показывают, что даже небывалая концентрация зла все равно не сможет одолеть добро и добро одержит полную победу.

Таким образом, Апокалипсис предназначен не сеять страх, но, наоборот, укрепить и воодушевить христиан, находящихся в сложных обстоятельствах, в атмосфере гнетущей тревоги.

Апостол Иоанн передает семи церковным общинам призыв своего Учителя, воскресшего Иисуса Христа, «Не бойся!» (Откр. 1:17). Основными темами Апокалипсиса стали владычество Бога над историей, святость Бога и Его праведный суд, защита Богом верных Ему людей и видение «нового неба и новой земли» (Откр. 21:1). Эти темы раскрываются в разных повествовательных линиях, но емко совмещаются в образе «престола Божия» – это первое, что увидел Тайнозритель Иоанн, когда ему раскрылась «дверь на небе» (Откр. 4:1).

На престоле – Творец, а  окружают Его двадцать четыре старца

Коллаж с использованием миниатюры из Авиньонского Евангелия, 11 век
Коллаж с использованием миниатюры из Авиньонского Евангелия, XI век

Апокалипсис по праву называют литургической книгой – все повествование насыщено сценами небесного богослужения, гимнами и молитвами. Первое небесное видение апостола Иоанна – это «Сидящий на престоле», по Своему великолепию подобный сияющим драгоценным камням (Откр. 4:3). Многие детали видения сходны с величественными явлениями Бога ветхозаветным пророкам Иезекиилю и Исайи (Иез. 1-2, Ис. 6).

От престола исходят «молнии, громы и гласы» (ср. Исх. 19:16), они выражают неприступность, святость и величие Бога. Вокруг престола пребывает радуга – после заключения завета с Ноем радуга стала знамением того, что Бог больше не будет уничтожать Свое творение водами потопа (Быт. 9:12–17); в христианских толкованиях радуга считается символом милосердия Бога и Его верности  Своему творению.

«Сидящему на престоле» поклоняются «четыре животных», которые имеют лица льва, тельца, человека, орла; у этих живых существ по шесть крыльев и множество глаз. Начиная со священномученика Иринея Лионского (II век по Р.Х.), христианские толкователи стали видеть в образах животных символы четырех евангелистов, однако их первоначальное значение гораздо шире. Как херувимы у Иезекииля и серафимы у Исайи, это также ангельские существа, олицетворяющие собой всё одушевленное творение Божие, воспевающее своего Творца.

Престол окружают 24 старца, облаченные в белые одежды и имеющие венцы. Традиционно считается, что 24 старца являют собой образ прославленного человечества – их число связывают либо с 12 коленами Израилевыми и 12 апостолами, либо с чередами ветхозаветных священников, которых было двадцать четыре.

Четыре животных и старцы прославляют Бога как Творца и поклоняются Ему: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет», «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:8, 11). Власть Бога беспредельна, воля Божия в совершенстве исполняется на небесах. И в последующих видениях Тайнозрителю Иоанну открывается, что владычество Бога затем признают и все «живущие на земле», а узурпаторов, дракона и зверя, постигнет самая плачевная участь.

В Апокалипсисе есть и другие значимые именования Бога. В начале и в конце повествования Апокалипсиса Бог именует Себя «Первый и Последний», «начало и конец», «Альфа и Омега» – первая и последняя буквы греческого алфавита (Откр 1:8; 21:6; ср. Ис. 41:4). Все эти именования говорят о том, что Бог как Творец есть первопричина всего мироздания и в то же время Он есть и «конец», потому что непременно приведет историю мира к ее высшей цели, исполнит Свои благие замыслы.

Всеохватывающий замысел Божий представлен в Апокалипсисе в образе «книги, запечатанной семью печатями» (Откр. 5:1). Принять и открыть эту книгу может только Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек.

Призыв Иисуса Христа: не быть теплохладными

Иисус Христос занимает центральное место в системе образов Апокалипсиса. В первой главе Христос предстает перед Тайнозрителем в блистающих белых одеждах как «Подобный Сыну Человеческому» – это прямая отсылка на мессианское место из книги пророка Даниила (Дан. 7:13).

Иисус изображен в светоносной славе своего Воскресения, это проявляется уже с первой главы. Иисус торжественно возглашает: «Я есмь Первый и Последний, и живый, был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:17–18).

Тайнозритель Иоанн видит божественную славу Иисуса Христа: лицо Его – как сияющее солнце, очи – «как пламень огненный», из Его уст исходит обоюдоострый меч, – это несомненно Его слово, которое «проникает до разделения души и духа… и судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4:12–13).

Иисус держит семь звезд, символизирующие «ангелов семи церквей»; это показывает, что все церковные общины известны на небесах и хранимы небесными силами.

«Послания семи церквам», переданные Христом Иоанну (Откр. 2–3), отражают Его личное общение с членами каждой церкви. В них звучит призыв хранить любовь, терпение, мужество и стойкость в испытаниях, преодолевать соблазны и не быть «теплохладными».

Каждое послание завершается «обетованием побеждающему», и последнее седьмое обетование обращено ко всем: «Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:20–21). Христос призывает каждого человека «открыть» Ему дверь сердца, ответить на Его любовь.

Кроткий Агнец-Победитель

В своем небесном видении престола Божия апостол Иоанн услышал, что запечатанную семью печатями книгу достоин открыть только «лев от колена Иудина», который «победил» (Откр. 5:5).

Обернувшись, Тайнозритель Иоанн увидел, что «посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный» (Откр. 5:6). Яркий контраст между «услышанным» и «увиденным» исследователи сопоставляют с ветхозаветными пророчествами о Мессии и их новозаветным исполнением – обетованный победоносный лев является как ягненок.

Агнец как символ жертвенности и кроткого повиновения Богу присутствует у пророка Исаии в описании служителя Господня – «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:7).

Первые читатели книги, вероятнее всего, также вспоминали повествование книги Исход о пасхальных агнцах, жертвенное заклание которых избавило израильтян от «ангела-губителя» и стало началом спасения из Египетского рабства (Исх. 12).

Кровь Иисуса имеет спасительную силу и очищает души людей – об искупленных верующих говорится, что «они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 17:14). Агнец Апокалипсиса наделен таинственными чертами: у него «семь очей», которые истолковываются Иоанном как «семь духов Божиих, посланные во всю землю» (Откр. 5:6; ср. Зах. 4:6–10).

Этот образ показывает, что Христос присутствует в мире во Святом Духе и Ему открыто все происходящее в мире. «Агнец» становится основным образом Иисуса Христа в Апокалипсисе – это именование встречается в тексте 28 раз. Оно служит одним из значимых элементов образности «нового Исхода» – Агнец становится пастырем и на небесах водит спасенных людей «на живые источники вод» (Откр. 7:17), защищает их от всякого зла и скорбей. Апостол Иоанн видит Агнца как предводителя собранного на Сионе множества искупленных праведников, которые «следуют за Ним куда бы Он ни пошел» и разделяют Его небесную славу (Откр. 14:4; 19:14).

Светоносный всадник на белом коне и отсутствующая битва

Христос-Агнец, миниатюра из Тихонравовского Апокалипсиса, 17 век
Христос-Агнец, миниатюра из Тихонравовского Апокалипсиса, XVII век

Образы Христа в Апокалипсисе являются многоплановыми и сочетают в себе кротость и могущество – у Агнца «семь рогов», что говорит о Его несокрушимой силе. Великая слава Иисуса Христа явлена в видении Его грядущего Второго пришествия во славе (Откр. 19:11–16) – Он предстает как величественный светоносный всадник на белом коне.

На светлых одеждах Христа кровь – большинство толкователей считают, что это Его кровь, пролитая на кресте. Таким образом, даже «воинственные» образы Апокалипсиса заключают в себе идею, что Иисус Христос побеждает зло не «симметричным» насилием, но Своим самопожертвованием в любви и Своим Словом. Парадоксально, но в Апокалипсисе нет описания последней битвы как таковой – противники Иисуса терпят поражение мгновенно (Откр. 19:19–20).

Христос одерживает победу потому, что он есть «свидетель верный и истинный» (Откр. 3:14; согласно Ин. 14:6, «путь, истина и жизнь»). Дракон-клеветник и два зверя хотят построить свое царство на лжи, которая при свете истины рассеивается бесследно. Апокалипсис раскрывает, что, вопреки притязаниям любых императоров и сил зла, именно Христос есть «Владыка царей земных» (Откр. 1:5), подлинный «Царь царствующих и Господь господствующих» (Откр. 19:16), Который уже взошел на престол Отца. Как сказано в Символе веры, «царствию Его не будет конца» – образное изображение этого догмата веры мы находим в Апокалипсисе.

Финал книги: предвкушение встречи с Господом

В Апокалипсисе верующие часто именуются «свидетелями Иисуса» (Откр. 12:17; 19:10; 12:11) – это показывает, что они продолжают спасительное дело Иисуса Христа. Символом Церкви являются «семь светильников» (Откр. 1:12–13,20) – эта образность отражает миссию Церкви быть «светом миру», нести всем истинный свет Христа.

В сердцевине повествования Апокалипсиса описывается пророческое служение «двух свидетелей», названных «светильниками» (Откр. 11:3–13). Их возможно интерпретировать и как отдельных личностей, и как собирательный образ христианской Церкви в ее свидетельстве о Христе.

Свидетели облачены во вретище – символ призыва к покаянию, они творят знамения, напоминающие чудеса пророка Моисея и пророка Илии. Сказано, что служение свидетелей продолжается 1260 дней и заканчивается их мученической смертью от рук «зверя». Их противники радуются гибели свидетелей, но через три с половиной дня свидетели воскрешаются Богом и на глазах своих врагов возносятся на небо на облаке. От последовавшего за этим землетрясения погибает одна десятая часть жителей города, а остальные «воздают славу Богу небесному» (Откр. 11:15–18).

Это воздание славы Богу «живущими на земле» возможно интерпретировать как покаяние, пробужденное проповедью свидетелей и их неколебимой верностью вплоть до смерти.

В следующей главе голос на небе торжественно возглашает, что на самом деле не зверь одержал победу, убив свидетелей, но это свидетели победили зверя и дракона: «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего…» (Откр. 12:10–11). Апостол Иоанн возвещает, что мученичество и страдания верных за правду приобщают их к вечной победе Агнца-Иисуса Христа и вечной жизни с Богом.

В Апокалипсисе присутствует яркий образ Церкви, имеющий много параллелей в Ветхом и Новом Заветах, – Невеста/Жена Агнца, одновременно являющаяся городом Небесным Иерусалимом (Откр. 21–22). Этот святой сияющий город контрастирует с алчным и продажным Вавилоном, он целиком наполнен присутствием Бога – в нем поставлен белый престол Божий, течет река воды жизни и растет древо жизни.

В город приходят многие народы и цари земные, принося лучшие дарования, и ворота города не будут закрываться. Апостол Иоанн передает радостное ожидание наступления «брака Агнца» – теснейшего единения Христа с Его Церковью: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди!» (Откр. 22:17).

Таким образом, книга завершается не мрачным и тревожным «ожиданием конца света», но предвкушением встречи с Господом Иисусом и желанием, чтобы дела благого Бога открылись наконец всем. Читатели побуждаются присоединиться к ожиданию нового мира святости и правды и искренне воскликнуть вместе с апостолом Иоанном: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).

Увидеть свою жизнь в перспективе с небес

Благодаря ярким видениям Апокалипсиса адресаты этого послания могли увидеть свою жизнь в свете перспективы «с небес» и по-новому осмыслить происходящие с ними события. Их собственная непростая жизненная история словно становилась частью вселенского сражения с силами зла. И они понимали, что также участвуют в свершении великих замыслов Божиих, внося вклад своим нравственным выбором, «побеждая» в трудностях каждого дня.

И в последующих поколениях христиан Апокалипсис становился востребованным чтением в кризисах, в моменты испытаний. Действительно, в Апокалипсисе выражена надежда, что зло и страдания не делают историю бессмысленной. Даже когда привычный мир рушится и погружается в хаос, стоит продолжать верить, что существует некий цельный замысел о мироздании и любое событие, даже страшное, может стать частью истории спасения.

Бог есть истинный владыка, Его мудрость и любовь безмерны, и Он непременно доведет Свой благой замысел до конца. «Любящим Бога все содействует ко благу», сказал апостол Павел (Римлянам 8:28).

Все откровение апостола Иоанна стоит под этим знаком – в любых обстоятельствах не отдаваться во власть страха, но доверять Богу, находить опору в Боге, присутствующему в истории и в нашей жизни. Таково провозвестие этой поистине огненной книги апостола Иоанна Богослова – последней книги Библии, сочетающей в себе и Новый, и Ветхий Завет. Возлюбленный ученик был удостоен увидеть новый рай, который Бог уготовал для верных Ему людей, где Агнец-Христос сияет как солнце. Передавая читателям свою книгу, апостол Иоанн, несомненно, желал, чтобы всех нас коснулось это сияние.
Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.