Прусcкий аристократ защищает евреев
Хельмут Джеймс, граф фон Мольтке принадлежал к старинной прусской военной аристократии, которая дала стране двух начальников Генерального штаба. Его отец командовал германскими войсками в начале Первой мировой войны и был адъютантом при кайзере Вильгельме II.
В 1927-1929 гг. Хельмут изучал право в университетах Германии. В 1931 г. он женился на дочери банкира Фрейе Дайхман, также изучавшей право.
Закончив университет, Хельмут Мольтке с женой уехал к родственникам в Южную Африку – знакомиться с англосаксонским миром. Вернувшись в 1934 г. в Германию, он был шокирован национал-социалистическими порядками. В Крайзау Мольтке выделил необрабатываемую часть своих земель в пользование крестьянам, вызвав недовольство местных землевладельцев.
Мольтке отказался от судейской карьеры, поскольку при новых порядках судья должен был быть членом Национал-социалистической рабочей партии Германии.
В 1935-1939 гг. он работал адвокатом по международному и международному частному праву и оказывал помощь евреям, имущество которых подвергалось «ариизации».
Против войны с самого начала
Мольтке был убежден, что Гитлер рано или поздно приведет Германию к войне, которую она не сможет выиграть. В 1936–1937 гг. он возлагал надежды на военных и даже был в курсе планов военного переворота – что, правда, скорее, отражало уровень конспирации в среде заговорщиков-генералов, чем реальную возможность сменить политический режим. В 1938 г. он сдал в Оксфорде экзамен на звание барристера, чтобы в случае эмиграции иметь право на адвокатскую практику в Великобритании. Однако покинуть Германию ему не удалось.
После начала Второй Мировой войны Хельмут фон Мольтке был призван в армию и направлен в подразделение Абвер-Заграница, в группу международного права. В его обязанности входило составление обзоров о международном положении по донесениям военных атташе материалам и иностранной прессы для рассылки в войска и связь между Главным командованием Вермахта и Министерством иностранных дел. Основным предметом его работы было обеспечение применения положений международного военного права – задача для Третьего Рейха нетривиальная.
Здесь он получил поддержку со стороны руководителей Абвера В. Канариса и Х. Остера, которые одновременно вполне сознательно в разведывательной работе нарушали все мыслимые положения международного права, от запрета на использование чужой военной формы до запрета принуждать военнопленных и гражданских лиц (включая несовершеннолетних) к работе против своего правительства.
Проект «Новая Германия»
Взгляды Мольтке были универсально-историческими: мир должен быть учрежден заново.
В отличие от более консервативных деятелей Сопротивления, он отвергал идею построения союза государств Европы под главенством Германии.
Должен был быть найден новый путь, исключающий как англосаксонское господство, так и нацистское принудительное сотрудничество.
«Прежде всего нужно четко определить, в чем должно состоять содержание государства, чем государство живет и чем оно отличается от хорошо организованной банды», – писал Мольтке.
Он поставил работу на научную основу. В течение 1940-1941 гг. был определен круг вопросов, на которые требовалось дать ответ, и круг специалистов, которых можно было привлечь к работе. Концепция нового порядка должна была стать стройной системой, а не набором малосвязанных благих пожеланий. Так, вопросы внешней политики разрабатывали дипломаты Х.-Б. фон Хефтен и А. фон Тротт цу Зольц.
Без Бога Гитлера не возьмешь
В 1941 г. Мольтке установил контакт с церковной оппозицией – берлинским епископом Прайзингом, который резко выступал против нацистской программы эвтаназии душевнобольных. Дальше круг знакомств распространился на группу богословов-иезуитов и католических епископов, включая кардинала Фаульхабера. Сам Мольтке был убежден, что противостоять нацизму возможно только с верой в Бога.
Ближайшим коллегой Хельмута Мольтке в этом деле стал другой прусский аристократ – граф Петер Йорк фон Вартенбург. Совместно им удалось создать обширные связи среди общественных деятелей из разных социальных слоев и разных политических взглядов. Их объединяло общее неприятие национал-социалистического режима и желание видеть иное устройство германского общества.
Наряду с аристократами (помимо Мольтке и П. Йорк фон Вартенбурга участвовали Х. фон Айнзидель, О.-Х. фон дер Габленц, князь Й.-Э. Фуггер фон Глотт) в круг общения входили ученые и социал-демократы К. Мирендорф, А. Райхвайн. Наряду с католическими теологами (иезуиты А. Дельп, Авг. Рёш, Л. Кёниг), которые поддерживали связь с епископами Прайзингом (Берлин), Дитцем (г. Фульда), Фаульхабером (Мюнхен), участие в соверщаниях принимали лютеране, в том числе О. Герстенмайер, с которым был связан лютеранский епископ Вюртемберга Вурм.
Кружок собирался на берлинской квартире Хельмута фон Мольтке и в его фамильном имении Крайзау в Силезии.
Помимо обычных встреч было три «конференции» в мае 1942, июне и октябре 1943 гг., на которых обсуждались важнейшие вопросы: о наиболее подходящей форме государственного устройства, об экономическом устройстве и самое важное – о том, как привлечь к ответственности военных преступников, в особенности судей, которые поставили себя на службу государству бесправия.
Идеи христианского социализма были восприняты членами кружка от протестантского теолога Пауля Тиллиха об осмысленном христианском обществе, свободном от крайностей современного капитализма.
Другим источником было социальное учение католической Церкви. Хотя папские энциклики отвергали социализм, но в равной степени в них подвергались критике также современный капитализм и либеральные теории.
Национализм как пережиток
В 1939-1940 гг. Мольтке составил меморандум «Малые сообщества», в котором предусматривал, что будущее государство должно строиться снизу на совокупности малых самоуправляющихся общин. С добавлением заимствованного у католических теологов принципа субсидиарности это было решительное отступление от привычного чиновничьего государства-угнетателя.
Также последовательно проводился христианский принцип свободы личности, в корне противоречивший национал-социалистическому принципу «народной общности», в которой индивидуум должен был принять волю и взгляды представляемого нацистами большинства.
В документе «Основы нового порядка», описывающем устройство новой Германии после гитлеризма, Мольтке предусматривал особый вариант избирательного права, предоставляющий дополнительные голоса главе семьи по числу находящихся на его иждивении детей. Политические чиновники и военные при этому не могли входить в Рейхстаг, который избирался не непосредственно населением, а ландтагами.
Экономическое устройство было пронизано идеями государственного регулирования. На место нацистской милитаризованной экономике должна была прийти экономика, основанная на принципах гуманности, христианской этики и преодоления классовых барьеров. Целью было установление гуманного правового государства на основе демократической конституции.
Международные отношения рассматривались с точки зрения преодоления межнациональных барьеров, а национализм признавался временным явлением, непригодным для решения проблем континентальной Европы. Поэтому европейское единство следовало создавать на иной мировоззренческой платформе – христианской, позволяющей решить проблему этнических меньшинств. Сам Мольтке считал, что в будущем Европейском союзном государстве бывшие национальные государства будут всего лишь административными единицами, лишенными суверенитета.
Не убийца, а стратег
Участники кружка не обсуждали способы устранения национал-социалистического режима, но некоторые его участники входили в более радикальные группы Сопротивления.
Сам Мольтке был противником убийства Гитлера, поскольку такая акция могла бы способствовать формированию вокруг него культа мученика и повторению сложившейся после Первой мировой войны легенды об «предательском ударе кинжалом в спину», без которого Германия вполне могла бы победить.
Участник кружка считали, что чем активнее они будут прорабатывать будущее Германии после свержения Гитлера и гитлеровской системы, тем выше вероятность, что рано или поздно Гитлер падет.
Узник Равенсбрюка
Хельмут фон Мольтке был арестован в январе 1944 г. Его арест не был связан с деятельностью кружка – встречи оставались неизвестными для гестапо. Это было профилактическое мероприятие по проверке благонадежности персонала Абвера, и поводом было поведение Мольтке, который счел возможным предупредить своего коллегу О. Кипа об интересе к нему со стороны гестапо.
О кружке Крайзау следствие пока еще не знало, но работу пришлось приостановить – генератором идей был именно Хельмут Мольтке. Некоторые видные члены кружка контактировали с группой фон Штауффенберга и военным Сопротивлением, левые тяготели к контактам с коммунистическим подпольем. Выход гестапо на этих людей с любой стороны означал пристальное следствие и выявление всех участников.
Мольтке был помещен в концентрационный лагерь Равенсбрюк под охранный арест, он продолжал выполнять свои должностные обязанности и даже диктовать письма секретарше, пока проводилась проверка его работы. Дело шло к освобождению, но 20 июля произошла неудачна попытка переворота, среди арестованных были люди из его окружения, и на допросах была названа его фамилия. После этого следствие возобновилось, захватывая все новых и новых участников, в гестапо появился термин: «кружок Крайзау».
Быстро взяли под арест Йорка фон Вартенбурга и других активных участников восстания. При помощи тюремного пастора Харальда Пельхау заключенным удалось связаться с внешним миром и выработать линию защиты для оставшихся на свободе членом кружка. Им надлежало полностью отрицать всякое активное участие в заговоре с целью свержения фюрера.
Я казнен, потому что христианин
Поскольку доказать участие Мольтке в подготовке переворота не удалось, глава Народного суда Фрайслер выдвинул другое обвинение: Хельмут фон Мольтке и его сообщники разрабатывали проект устройства Германии на традиционных и демократических принципах, который должен быть введен в действие после Гитлера. Как измена рассматривался сам факт обсуждения такой возможности: «Тысячелетний Рейх» будет существовать всегда!
Как опытный юрист, Мольтке понимал свою судьбу и не рассчитывал на спасение. В письме на волю он писал: «С момента прихода к власти национал-социализма я прилагал усилия к тому, чтобы смягчить страдания его жертв и подготовить будущий поворот. К этому меня подталкивала моя совесть и, наконец, это было моим мужским долгом».
Приговор Мольтке был вынесен 11 января 1945 г., а еще спустя 12 дней он был повешен в тюрьме Плетцензее.
Перед казнью Мольтке писал жене, что перед судом «он предстал как христианин и ничего более» и что Третий рейх расправляется с ним за то, что он обсуждал «вопросы практических и этических требований христианства. Ничего более – и за это одно мы осуждены….Я немного поплакал и не потому, что опечален или меланхоличен, но потому что благодарен и тронут этим доказательством присутствия Бога».
Читайте также:
От преданного гитлеровца до антифашиста