Православный портал о благотворительности

Анонимно, из первых уст

Алкоголики рассказывают друг другу о своих проблемах и их преодолении. На пресс-конференции журналисты имели редкую возможность услышать эти истории из первых уст

Первая группа – «Московские начинающие» – была зарегистрирована 14 августа 1987 года. Сегодня в России около 350 таких групп, в которых тысячи людей помогают друг другу справиться с алкогольной зависимостью, обрести трезвость.

17 августа в Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция, посвященная 23-летию Сообщества анонимных алкоголиков в Москве. Движению анонимных алкоголиков 75 лет, но в Россию оно пришло только во время перестройки. Как правило, занятия в группах проходят без посторонних, даже врачей, психологов и священников туда не пускают. Алкоголики рассказывают друг другу о своих проблемах и их преодолении. На пресс-конференции журналисты имели редкую возможность услышать истории анонимных алкоголиков из первых уст.

Надежде 32 года. В белом платье, обаятельная, жизнерадостная, улыбающаяся. Невозможно поверить, что всего год назад она была на краю. Последние 5 лет пила ежедневно и помногу, чудом удержалась на работе, но давно потеряла уважение коллег и руководства. Не отставал от нее и муж, дочь-школьница жила у бабушки, при этом алкоголичкой Надежда себя не считала. Впервые задумалась о своем состоянии, когда во время перехода через железнодорожный мост ей захотелось с него спрыгнуть. Не спрыгнула, но поняла, что психика у нее не в порядке и причиной тому неумеренные возлияния. Стала читать книги и статьи об алкоголизме. Почти все авторы утверждали, что болезнь эта неизлечима. Как ни страшно было, к наркологу Надежда не шла. Говорит, что мешала гордыня – считала, что к наркологам обращаются только совсем опустившиеся люди. Узнав об анонимных алкоголиках, пришла в группу. Но и там первое время пыталась убедить себя, что алкоголизма у нее нет, и она может пить «нормально». Сорвалась, потом у нее сутки была амнезия. После этого иллюзий не осталось. Уже почти год Надежда не пьет, полгода назад бросила курить, к ней стали гораздо лучше относиться на работе, а четыре месяца назад в группу пришел и муж. Надежда купила компьютер и осуществила свою давнюю мечту – съездила в Петербург. Жила у женщины из сообщества анонимных алкоголиков, которую до этого никогда в жизни не видела. Хозяйка не только приютила ее и кормила, но и показала город. Дочка пока продолжает жить у бабушки, потому что занимается в хореографической школе рядом с домом. Но Надежда неделю работает, а неделю отдыхает, и в выходные дни постоянно встречается с дочерью.

Стройный подтянутый Михаил с модной сегодня прической «бильярдный шар» похож скорее на бывшего спортсмена или отставного военного, но никак не на алкоголика с 30-летним стажем. Впервые он пришел на занятия в 1994 году, но скорее из любопытства, чем осознанно. В то время у него еще была семья, работа, и алкоголиком он себя не считал. Походил несколько месяцев и бросил, продолжив крепко выпивать. Пили вместе с женой, которая через несколько лет умерла от запоя. Партнеры по бизнесу отказались иметь с ним дело. В 2007 году Михаил почувствовал себя на дне и вернулся в группу. Через год сорвался, но уже два года не пьет, работает. Причиной срыва считает самонадеянность: решил, что проблем у него уже нет, стал пропускать собрания группы. Сообщества анонимных алкоголиков часто упрекают в том, что люди в них меняют одну зависимость, алкогольную, на другую – от группы. Никто из анонимных алкоголиков не отрицает, что для сохранения трезвого образа жизни посещение групп самопомощи необходимо. Михаил рассказал о своей встрече с австрийским анонимным алкоголиком, который не пьет 40 лет. «Теперь я могу себе позволить ходить на встречи группы только 4 раза в неделю», – сказал он Михаилу. Но насильно никто не затаскивает и не удерживает. Каждый сам решает, надо ли это ему.

Свобода выбора – один из принципов программы «12 шагов». В том числе и поэтому настоятель храма Иоанна Предтечи села Ивановское Ногинского района Московской области протоиерей Игорь Гагарин считает эту внеконфессиональную программу православной по духу. Его знакомство с анонимными алкоголиками состоялось 15 лет назад. Трое молодых людей пришли к нему, чтобы разрешить свои сомнения о совместимости посещения групп анонимных алкоголиков с православной верой. Все трое были крещены в детстве, но лишь незадолго до знакомства с отцом Игорем осознали, что это их вера. И традиционное на занятиях групп упоминание «Бога, как я Его понимаю» стало их смущать. Также их интересовало, считает Церковь алкоголизм грехом или болезнью. Отец Игорь объяснил, что грех в православном понимании и есть болезнь, что Церковь не осуждает грешников, а сострадает им и всегда готова помочь в исцелении. Познакомившись подробней с программой, он нашел в ней много принципов, созвучных христианству. Кроме уважения к свободе, это и понимание, что невозможно справиться с болезнью только своими силами, без помощи свыше, и того, что трезвость – не самоцель, но лишь необходимый шаг для дальнейшего роста, и отношение к жизни как к постоянному пути к совершенству. Он категорически не согласен с православными, считающими, что анонимных алкоголиков необходимо воцерковлять. Надо им не мешать бороться со своей болезнью, а желающим – помочь воцерковиться. При приходе отца Игоря много лет проходят группы анонимных алкоголиков. Сам он их не посещает, но после занятий ждет в храме всех желающих больше узнать о Христе. Количество желающих меняется, но иногда, говорит отец Игорь, к нему приходило больше половины группы.

С сочувствием относятся к сообществу анонимных алкоголиков и многие наркологи. Руководитель медицинской программы «Нет алкоголизму и наркомании» Сергей Полятыкин считает «12 шагов» эффективной программой по профилактике рецидива и социализации алкоголиков. Сегодня, по убеждению Полятыкина, движение анонимных алкоголиков стало субкультурой.
В православной среде есть и категорические противники программы «12 шагов». Несколько лет назад мы публиковали материалы , в которых были представлены разные точки зрения. Скорее всего, каждый из оппонентов остался при своем мнении, но еще покойный Патриарх Алексий II благословлял создание групп самопомощи при православных храмах. Известный сектовед Александр Дворкин пришел к выводу, что обвинения программы в сектантстве не имели оснований. Споры о программе, ее эффективности вряд ли когда-нибудь прекратятся, но сегодня она существует и развивается как одна из форм помощи зависимым людям.

Леонид ВИНОГРАДОВ

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version