«Один человек, работая здесь, всякий раз забивая гвоздь, проклинал правительство и полицию – до тех пор, когда однажды другой, оказавшийся рядом, не сказал: «Посмотри, с тобой рядом работает полицейский, который помогает тебе»», – рассказывает англичанин Пол Бейн. Восемнадцатый год в окрестностях Кембриджа существует Эммаус – основанная им община для тех, кто потерял свой собственный дом, кто пришел из заключения, не надеясь получить понимание общества.
Пол Бейн – основатель кембриджской общины Эммаус
«За всю свою жизнь, включая работу в полиции, я встретил двух-трех действительно трудных людей, – говорит Пол, – они были по-настоящему трудными, но не плохими. Нужно понимать, что Бог плохого не создает, плохими друг друга делают люди …». Пол Бэйн в течение шестнадцати лет своей жизни был детективом. На вопрос, что привело его в полицию, отвечает неожиданно: «Я христианин и хочу помогать людям, которые оказались в трудной, а зачастую в страшной ситуации».
Эммаус – место недалеко от Иерусалима, которое упоминается в Евангелие от Луки в рассказе о том, как два ученика, шедшие в это место, случайно встретились с воскресшим Христом. В 50 странах мира существует около 400 общин Эммаус. Первое сообщество Эммауса, дом для бездомных, было основано во Франции после Второй Мировой войны. Его основатель, аббат Пьер (Груэс) (1912–2007) был католическим священником, участником французского Сопротивления. Однажды в Париже он повстречал человека, который был освобожден из тюрьмы и собирался покончить с собой, потому что ему негде было жить, и никто не хотел помочь. Аббат Пьер предложил ему жилье и работу. Затем он приобрел полуразрушенный дом в предместье Парижа, отреставрировал его и начал собирать туда людей с улицы. Так было положено начало общинам «Эммаус» во Франции. Всю жизнь аббат Пьер посвящал развитию Эммауса. |
История Эммауса в Кембридже началась в 90-х годах. Однажды Пол и его жена Дженни (она в то время была сестрой милосердия в госпитале) в одной из британских газет обнаружили статью, в которой рассказывалась история общества для бездомных, созданного аббатом Пьером (Груэсом). Эта статья заинтересовала их настолько, что они поехали во Францию на встречу с аббатом. Как раз в это время семья Пола продавала дом, и потрясенные встречей супруги решили, что вложат все эти деньги в образование общины, подобных французским общинам Эммаус.
Дом продавался очень непросто: в Англии бушевал экономический кризис, рецессия не сулила хороших прогнозов, а на улице, где жили Пол и Дженни, уже продавались семь домов. Но после решения вложить средства в благотворительный проект, их дом продался в течение двадцати четырех часов, что они восприняли как Божие благословение на создание Эммауса.
«Многое для жизни в Эммаусе мы взяли из опыта монастырской жизни – говорит Пол Бейн. – У каждого свои послушания. Мы говорим о христианских ценностях, являясь при этом секулярной организацией. Вместо того, чтобы проповедовать, мы даем христианский пример. И, простите за дерзость, мы считаем себя христианской организацией по духу. Но наша установка в отсутствии какой-либо намеренной евангелизации – мы не хотим обижать людей другой веры, разделять людей внутри Эммауса.
Я знаю, что в России ситуация с вероисповеданием более однородна. У нас же в Англии все смешано, и с этой свободой нужно смиряться».
В начале Бейны с первыми подопечными жили в караванах – специальных фургонах, в которых европейцы любят путешествовать. Теперь семья Пола живет в Эммаусе в небольшой трехкомнатной квартире. Здесь же работает и его жена Дженни, помогая ему во всем, здесь выросли и его дети. Теперь они живут отдельно и учатся в Кембридже. Мы навестили Эммаус, чтобы посмотреть, что там еще изменилось. Пол Бэйн провел нас по длинным коридорам одно- и двухэтажного Эммауса, открывая каждую дверь и подробно рассказывая о внутренней жизни общины:
– Эммаус располагается на территории, которая когда-то принадлежала старинной ферме.
Здания, которые вы видите, частично построены на средства английских христианских благотворительных фондов. Другая часть вложений – из средств денежной лотереи Лото-Миллион, в которую играют практически все англичане. Боюсь, что жители Соединенного Королевства до сих пор не предполагают, на что пошли их не-выигрыши. Также полмиллиона фунтов нашли волонтеры, которые специально с этой целью ездили по стране.
– Первый этаж – это рабочая часть Эммауса. Здесь у нас находится магазин и деревообрабатывающие мастерские. Жители Эммауса делают неплохую мебель, которая продается в магазине. Вы видите станки; они не новые, но вполне работоспособные. Здесь делают мебель – шкафы, тумбочки, стулья, целые гарнитуры. Не так дорого, как в магазинах, но очень качественно. Лес мы закупаем в Хорватии – это гораздо дешевле, нежели покупать древесину здесь, в Англии.
– А вот и магазин. Это огромный оксфам (так называют в Англии комиссионные магазины, созданные с благотворительными целями: одни люди жертвуют туда ненужные им вещи, другие покупают те из них, которые нужны, а деньги идут на больных раком, в детдома, тюрьмы и т.д., в зависимости от специализации оксфама – авт.). Специальная машина, огромный большегруз объезжает Кембридж и его окрестности, чтобы собрать вещи, которые местные жители добровольно отдают в Эммаус, просто выставляют их за порог. Здесь же продаются и вещи, сделанные жителями Эммауса. Многие знают о нашем магазине и специально приезжают на машинах за покупками.
– Аппаратуры, которую сдают жители Кембриджа и его окрестностей, немало. Среди этих вещей есть уникальные образцы (Действительно, я купила здесь за один фунт (50 руб) неиспользованый виниловый проигрыватель, сделанный в семидесятых! – авт.). Каждую вещь нужно проверить, посмотреть.
– Это Майкл. Майкл как раз занимается тестированием электрических приборов на пригодность и дает им три года гарантии. Он приехал с севера Англии и живет в Эммаусе уже пять лет.
– Мы находимся на складе, который можно назвать планетой вещей. Рай для коллекционеров! Чего только не обнаружишь на полках: нагромождения стульев, множество мелких предметов, а это целая галерея рамок и паспарту, в которые оформляются художественные работы. Мы, англичане, любим украшать жилища.
– Давайте поднимемся на второй этаж. Здесь протекает бытовая жизнь Эммауса. Жизнь проходит вот в таких отдельных комнатах, скорее, даже небольших квартирах. У каждого свой туалет и ванная, свой письменный стол. За все платит община. Всего здесь живут и трудятся 35 человек, из них 29 бездомных. Мы также берем и тех, кто освобождается из тюрьмы, и опасается, что у него будут большие проблемы с адаптацией в обществе. Конечно, мы долго проверяем и сами отбираем только тех, кто не опасен. Зато мы считаем, что в Эммаусе у каждого начинается новая жизнь, и у нас не принято говорить о прошлом с людьми, которые по тем или иным причинам оказались здесь.
Наша цель – жить вместе. Достигать равновесия в своем чувстве жизни.
– Белье стирается в общей прачечной. Заметьте, чистота. В последующих общих комнатах также чисто – мы стараемся прививать уважение к культуре жизни. Мебель у нас также никто не портит.
– Вы видите комнаты для досуга. Бильярд, музыкальные инструменты, телевизоры, библиотека. Дом есть дом. После восьмичасового рабочего дня каждый занимается тем, чем хочет. Кроме наркотиков и алкоголя, разумеется.
Как я говорил, жизнь в сообществе оплачивает община. Тот, кто работает, еженедельно получает сорок фунтов карманных денег за свою работу. Отдельные восемь фунтов даются на возможность поехать на каникулы. Конечно, все свободны в своих передвижениях после рабочего дня. Но есть правило не отсутствовать дома более двух дней.
Вы спрашиваете о контроле? Да, контроль осуществляется, но только в том смысле, чтобы помочь этим людям выйти из хаоса жизни. Того хаоса, в котором размазаны все границы, и люди не знают, что вообще делать. Если ты нарушил границу один раз, то мы поговорим об этом (представьте себе, для некоторых это впервые!) Раз в неделю проходит собрание общины, на котором решаются возникающие проблемы. В случае личных конфликтов разбираться должен каждый с глазу на глаз мирными способами, но случается, что члены общины жалуются друг на друга. Такие жалобы также разбираются на собраниях. Если нарушил второй раз – получишь письмо, в котором написано, что такое нарушение недопустимо. Если в третий раз нарушил границу – ты потеряешь свой дом.
Да, это тяжело. Потому что по сути дела после того, как человек оказался на улице, или в тяжелых условиях в семье, в тюрьме, мы учим его, что значит жить в человеческом сообществе. В том самом обществе, которое не хочет его видеть и не обращает внимания на ранимость человека. Многие из них и приходят сюда ради общения, ради того, чтобы вытравить из себя тот яд, который был введен обществом.
Поэтому мы сознательно не имеем дела с государством, которого интересует статистка, работа с массами. Мы индивидуалисты и имеем дело с индивидуумами.
– Мы на кухне. Повара меняются каждый день. Они, конечно, непрофессионалы, поэтому еда может быть сегодня вкусной, а завтра нет, или наоборот.
Продукты мы закупаем у тех организаций, с которыми сотрудничаем, или у тех, которые нас поддерживают. Так, овощи и фрукты, например, привезены из садов и огородов ближайшего психиатрического госпиталя. Покупая у них продукты, мы, тем самым, поддерживаем их.
В Эммаусе есть группа людей, называемых лидерами. Как правило, это те, кто пришел со стороны помогать и работать; с ними заключается контракт, они получают зарплату и могут жить со своими семьями в комнатах среди других членов общины. Лидеры курируют некоторые послушания – работу столярной или электрической мастерских и т.п.
На фото – один из лидеров, бездомный, Джон Голл.
«Много лет я занимался бизнесом и был успешным бизнесменом – рассказал Джон. – Но внезапно умерла моя жена. Я переживал это так, что стал пить и не заметил, как втянулся. Так я лишился всего, в том числе и дома. Десять лет я скитался по улицам. Это было трудно и страшно. Вы думаете, что бездомные – это представители низших классов? На улице я встречал немало замечательных и интересных людей, жизнь которых никак не предвещала, что они закончат на улице. Нет, проблемы наркотиков и алкоголя, которые уводят от реальности – это не классовая проблема, это проблема сознания.
Я познал все законы улицы и теперь понимаю тех, кто был в такой же ситуации. Когда я узнал о существовании Эммауса, я пришел сюда только на неделю чтобы понять, понравится мне здесь, или нет.
Самое трудное время для меня было тогда, когда я решил перестать пить, чтобы остаться в Эммаусе. Очень трудно также начать жить в сообществе людей, когда ты годами живешь один на улице.
Вскоре я здесь женился и стал одним из лидеров. Теперь мы живем в Эммаусе нашей семьей. Моя задача – помогать Полу во всем, выполняя все виды работ.
Сейчас в среде бездомных гораздо больше известно об Эммаусе, чем в мои времена, десять лет назад. Одна из трудностей для бездомных в том, что в семь тридцать их выгоняют из ночлежек. А в Эммаусе их не только не выгонят, но еще и дадут работу.
Я прочел немало лекций для представителей церкви в том числе, рассказывая им о своем опыте, о том, что значит оказаться в сообществе людей, после многих лет асоциальной жизни. Проблемы бездомных – это психологические проблемы, и у меня они были. Бездомные не могут говорить об этих проблемах, и с ними никто не может об этом говорить, потому что никто понимает их языка. Я же могу общаться с бездомными на их языке. Я могу передать опыт своей бездомной жизни и показать другим, что каждый из них может стать лидером общины. Эммаус – это большая семья, и я действую тоже как член этой семьи».
Знакомство с Эммаусом заканчивалось. На выходе нам встретился Стив. Он вышел из тюрьмы, где провел десять лет, три месяца назад. Стив уже был в курсе, что русская журналистка хочет написать об Эммаусе. Отхлебывая горячий чай, он попросил сфотографировать его и написать, что теперь в его жизни все будет «all right».
На логотипе Эммауса Кембриджа рука символизирует дружбу. Голубь – мир. Цветок говорит о духовном перерождении человека.
Эммаус в Кембридже стал первой подобной общиной в Великобритании. Потом стали появляться и другие, всего их сейчас восемнадцать. Юридически они никак между собой не связаны, но фактически представляют собой зонтичную организацию. Другие Эммаусы отличаются от первого тем, что решение, кого нужно брать в общину, а кого не стоит, им диктует государство. Несогласные с таким подходом Пол с товарищами в Кембридже оставляют за собой право самим приглашать новых членов, не разрывая при этом связей с с международными Эммаусами. Пол Бэйн сказал на прощание, что будет рад сотрудничеству с организациями из России, разделяющими принципы Эммауса. Связаться с ним можно так: |
Жанна СИЗОВА