Ангелы за трапезой
Полгода назад на территории храма Флора и Лавра по вторникам начали раздавать горячую пищу бездомным и нуждающимся. Рядом Павелецкий вокзал — здесь всегда много голодных.
«Мы можем горячее готовить. Многие храмы готовят и везут куда-то раздавать. За это время еда остывает. А мы готовим и сразу раздаем, — рассказывает настоятель храма, протоиерей Михаил Потокин.
Вообще бездомные заходят в храм почти каждый день: им дают еду с кануна, разрешают погреться внутри даже во время службы.
На раздачу еды и вещей по вторникам приходит до 70 нуждающихся.
— Есть бабушки, которым не хватает пенсии. Одна ухаживает за лежачим дедушкой, берет еду с собой, кормит потом его. Есть люди, которые приезжают из малых городов на заработки, и ради экономии иногда ночуют на улице. Есть один мужчина, который живет в заброшенном здании. Есть совсем бездомные, — рассказывает волонтер Анна.
Однако еженедельная раздача пищи — хоть и важная, но рутина. На Рождество в храме решили устроить настоящий праздник!
Скатерти, официанты и концерт
— Мы решили покормить не на улице, а прямо здесь, в храме, — рассказывает отец Михаил. — В Рождество каждому хочется в тепле побыть, пошутить, пообщаться.
В течение всего праздника настоятель оживленно беседовал с гостями:
— Мне легко найти с ними общий язык, ведь я давно занимаюсь социальной работой.
Это обычные люди, хотя у них и есть свои особенности, это не иностранцы. Языка не нужно специально учить, чтобы их понимать.
Мы обсуждаем все, что и обычные люди обсуждают: праздники, погоду, обычные проблемы, болезни. Понятно, что мы не говорим о домашних делах, о семье, о детях. Мы никого не принуждаем к духовной жизни,тут у нас и мусульмане кушают, и атеисты, и агностики. Но много и верующего народа, некоторые подходят на исповедь.
Идея была в том, чтобы создать атмосферу праздника, — поясняет протоиерей Михаил Потокин. — Можно, конечно, на улице покормить, подарки раздать и все. Но это ведь Рождество! Когда вы встречаете гостей, вы ведь не выдадите гостю у порога миску с едой. Вопрос в том, чтобы относиться на равных. Встречаем, готовим хорошо, как для своих гостей.
Отсюда и скатерти, и нарядная (хоть и бумажная) посуда, волонтеры в роли официантов.
Да, человек после праздничного ужина потом пойдет на улицу, в подвал. В этом нет подчеркивания неравенства.
Что бы человек ни имел, он все равно потом это потеряет.
– Наши бездомные неглупые люди, они все понимают. Мы ведь не кормим их икрой и шампанским, что было бы излишеством. У нас не было ничего дорогого, но все было по-домашнему, – подчеркивает отец Михаил.
– Мы стали первыми продолжателями традиции рождественских праздников для бездомных, начатой Друзьями общины святого Эгидия, – добавляет Анна. – Мы узнавали, как они это делают, советовались. Я была поражена тем, как они все тонко продумывают. Нумеровать столы, делать именные подарки – это их идея.
Я подумала, как это приятно: приходит к тебе бездомный человек, которым никто никогда не интересуется, и он получает не просто подарок, а именной подарок: «Сергей, это вам!». У нас на это пока не хватило ресурсов, но на будущее взяли на заметку.
Зачем стараться, если я никому не нужен?
Приглашения на Рождественский ужин волонтеры заранее раздавали вместе с едой тем, кто пришел в храм за тарелкой горячего супа. «С пригласительными билетами немного не рассчитали, — признается отец Михаил. — Раздали 80 билетов, а пришло 100 человек. Мы не рассчитывали, что столько придет, но всех посадили и всех накормили». В следующий раз решили быть предусмотрительнее: раздавать 80 билетов, а рассчитывать на 100-110 человек.
Все гости пришли трезвые. Отец Михаил говорит, что так они проявили уважение к организаторам пира:
— Вели себя как обычные люди. Они тоже любят пошутить, что-то из себя изобразить, разыграться, высказаться.
– Многие пытаются подопечных перевоспитывать, — отмечает Анна, — а им нужен человек, который побудет рядом, послушает, посочувствует. Тогда человек отогревается.
Мы помогаем бездомным уже полгода. Порой говорят: зачем? Они свой путь выбрали, пусть так и живут. Но у большинства это не осознанный выбор! Многие просто не получили тепла на своем жизненном пути и они говорят: «Зачем стараться, если я никому не нужен?»
И, наоборот, человек преображается, если к нему относятся всерьез. Например, волонтеры храма Флора и Лавра привлекли бездомных к разбору вещей, и это был позитивный опыт.
– Первые два дня к нам из волонтеров почти никто не приходил, а вещей было огромное количество. Наш волонтер Ева решила задействовать подопечных, которые к нам приходят. Сначало откликнулись двое, за ними пришло еще четыре. Они помогали разбирать вещи, таскать коробки с продуктами, частично отбирали себе, если им что-то нравилось.
Главное условие было, чтобы приходили трезвыми. Они не ссорились, готовы были брать любую работу. Мы не предупреждали волонтеров, что рядом с ними будут сортировать вещи бездомные.
Одна девушка, совсем молоденькая, когда пришла помогать, растерялась, увидев бездомных, хотела уйти, но потом подумала и осталась. А вечером они уже были как закадычные друзья.
Сначала была настороженность по отношению к бездомным, потому что в подвале много продуктов, было не по себе, — говорит Анна. — Но потом поняла, что на них можно положиться. Переживала только из-за того, чтобы не было хвастовства перед другими. Не хочется порождать зависть и чувство несправедливости, поэтому мы об этом стараемся не рассказывать во время кормления.
Мечты Деда Мороза
— Когда мы раздавали приглашения на праздник, говорили, что не только еда будет, но и концерт, — вспоминает Анна. — Многие удивлялись, спрашивали: что, правда? Я говорю, да, правда, будет тепло, радостно, приходите! Ведь во время раздачи еды часто нет даже возможности поговорить — бывает холодно или мало волонтеров, а поток нуждающихся большой.
Программу составляли, исходя из возможностей. Был дедушка, с которым мы разговорились на разборе вещей. Он закончил школу Дедов Морозов, но получил травму, и так и не смог выступить. Я ему предложила сыграть у нас на празднике. Он удивился, обрадовался! Правда, в день пира хотел сбежать, потому что очень волновался, но ему помогли сориентироваться другие артисты.
Одна девушка пела и читала стихи собственного сочинения. Очень помог Театр-студия на французском языке, который занимается в соседнем с храмом здании.
Актеры во время выступления начали обращаться к гостям как к детям, спрашивая: «Ну что, детишки, позовем Дедушку Мороза?»
И гости улыбались.
Подготовлено при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2021»