«Ангелы надежды». Такие же, как все

Все произошло в начале девяностых. Перемены пришли в школу, сократили учителей-воспитателей. В какой-то момент пришлось набрать молодых специалистов, не умеющих работать с нашими детьми. А ветеранов-мастеров, учителей которые знали классическую систему обучения детей с нарушениями слуха, сократили! И отсюда эта метаморфоза. Приходят молодые преподаватели и приучают наших детей к поблажкам. Приучают их думать: «вот я плохо слышу – вы мне все обязаны», надо быть построже к нашим детям в школе

Хореографический ансамбль «Ангелы Надежды», выступающий в уникальном жанре «танца с жестами», существуют уже более пяти лет. Его бессменный руководитель, вице-президент Межрегиональной молодежной организации «Мир слабослышащих» Алена ОРЛОВА поделилась с нами своим виденьем некоторых проблем «страны глухих».

— Глухие и слабослышащие люди часто живут в замкнутом мирке, «стране глухих». Почему так происходит?
— На самом деле, проблем с интеграцией в «слышащее» общество у нас нет. Но, действительно, есть такие тенденции отгородиться, чтобы люди с нарушениями слуха не общались со слышащими… И не только у нас, в Америке, например, хотят создать специальный город для глухих, понимаете, что может произойти?! Такого делать ни в коем случае нельзя: и в России, и в мире, есть много глухих, которые хотят общаться со слышащими, не хотят замыкаться в своем мирке…
Есть и люди, которые считают, что «Слышащие – они не такие как мы! Им нас никогда не понять!». Ерунда, слышащие на самом деле не желают нам зла.
В результате только около 20% слабослышащих и глухих общаются со слышащими – остальные боятся. Вот с Вами я сейчас разговариваю, если поставить умного глухого рядом с нами, он поймет, что мы разговариваем на конкретную тему. А глухой, которого неправильно воспитали, будет думать, что мы с Вами говорим о нем! Так как с ним я общаюсь жестами, а с Вами голосом. Даже глухие со слабослышащими часто конфликтуют. Сейчас человек старше 25 лет, который плохо слышит или глухой, – воспитан нормально. Младше 25 лет – совсем другие люди, потому что у них были другие воспитатели, другие учителя, другое общение. И они немножко дикие, я бы сказала.

– Как случилась такая перемена?
– Все произошло в начале девяностых. Перемены пришли в школу, сократили учителей-воспитателей. В какой-то момент пришлось набрать молодых специалистов, не умеющих работать с нашими детьми. А ветеранов-мастеров, учителей которые знали классическую систему обучения детей с нарушениями слуха, сократили! И отсюда эта метаморфоза. Приходят молодые преподаватели и приучают наших детей к поблажкам. Приучают их думать: «вот я плохо слышу – вы мне все обязаны», надо быть построже к нашим детям в школе.
Ну и конечно очень большая проблема с общением! Хотя все обеспечены слуховыми аппаратами, дети стали больше употреблять жестовый язык, а ведь нельзя слишком много его употреблять. Потому что в этом случае нарушается речь. В советское время в школе даже запрещали жестами разговаривать. Директор школы проходил мимо – все мы руки держали вдоль туловища! А сейчас директор идет по коридору, видит, что дети жестами разговаривают, и ничего не говорит им.

– Какие способы интеграции в общество существуют для глухих детей?
— Нельзя нам жить на разных планетах! Очень хорошо, что сейчас в некоторых вузах есть спецгруппы для тех, кто плохо слышит. Во-вторых, мы должны общаться, проводить встречи учащихся с нарушениями слуха и обычных, КВНы, конкурсы красоты, эстафеты, футбол, волейбол. Это и есть интеграция. Мы, например, ежемесячно проводим молодежный вечер. Здесь ребята общаются, кто-то находит свою половинку.

— Но может быть причина еще и в том, что для детей с проблемами существуют специализированные школы?
— Нет. Можно было бы сделать интегрированную школу, но тогда специалисты могли бы не справиться. Потому что в колледже для слабослышащих за партами на уроке всего 8 человек сидит. Преподаватель спрашивает их всех каждый урок – и ребята знают все на свете. В школе для слышащих 30 человек в классе. Некоторые родители и преподавали своих детей отдают в специализированную школу, чтобы дети учились хорошо!
Если кто-то отдает своего ребенка «с проблемами» в обычную школу, к слышащим, ребенок подрастает, и по достижении 18 лет, видит, что отличается от остальных слабослышащих. Чем? У него маленький словарный запас. Потому что ему никто не уделял внимания – никто его специально не развивал! Спецшкола нужна, но после занятий, вечером, нужны какие-то внеклассные мероприятия. Или сделать комбинированную школу: в одном классе 30 человек слышащих, в другом 8 – с нарушениями. Главное чтобы с ребенком занимались необходимые специалисты, развивали его. Но это, я думаю, будет очень большая затрата денег. Если правительство пойдет на такой шаг. Но Вы же знаете наше правительство, здесь нечего и сказать.

– В каких вузах есть специальные группы?
–В Москве – в Социальном институте, в Бауманском и Педагогическом, где я преподаю жестовый язык. В некоторых других (например, в Институте физкультуры) также могут учиться слабослышащие, но там нужно учиться со слышащими вместе. Я знакома с одним или двумя студентами, которые учатся со слышащими. У них все нормально, однокурсники к ним хорошо относятся, помогают. Вот это самое главное, мы сейчас стараемся, чтобы люди понимали, что человек, который плохо слышит, ничем не отличается от всех остальных. Ведь 90% людей в мире чуть-чуть плохо слышат, если проверить их аудиограмму!

–Проблем у слабослышащих детей в России много?
– Да, конечно. В Москве для таких детей 9 школ, на все эти школы – всего один тренер по футболу, и с другими видами спорта не лучше. Многие ребята хотят заниматься, но нет возможности. Они после окончания уроков идут, курят, пьют. Кто-то приходит ко мне в коллектив, у меня танцуют, поют. Но если человек не хочет петь и танцевать, а хочет спортом заниматься?

В мае ансамблю «Ангелы надежды» исполнилось 5 лет. Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж с юбилейного концерта, прошедшего в помещении театра «ET-CETERA»:


Открыли мероприятие дети. Эти три девчушки перед началом концерта звонили в колокольчики со сцены,..


…девочка Саша, 8 из своих 10 лет проведшая в инвалидной коляске, и мальчик, тоже инвалид-колясочник, прочли стихи


И, наконец, появились «Ангелы надежды». Хотя ансамбль для слабослышащих, но и хорошослышащим там не скучно: на фото – поет Алена Орлова


Всюду, где что-то говорили (на фото – конферансье объявляют номера) переводил сурдопереводчик


Мы называем инвалидов людьми с ограниченными возможностями, но кое в чем по сравнению с ними возможности ограничены у нас. Людям, разговаривающим на жестовом языке несложно переговариваться на больших расстояниях, как вот этому зрителю: он сигналит что-то на сцену – и никому не мешает


Собственно, «танец с жестами». Музыкантов нет: звучит фонограмма




Этот номер посвящен войне: ведь в мае мы также вспоминали 62-летие со дня Великой победы








Поздравить «Ангелов» пришли коллеги из других похожих коллективов. Они привезли самые разные номера – и кадриль, и фламенко и канкан


















Мы присоединяемся к прозвучавшим поздравлениям коллективу. Многая лета!

– В вашем ансамбле участвуют только слабослышащие?
— «Ангелы Надежды» – интегрированный коллектив, у нас есть ребята, которые плохо слышат, есть обычные. Как это ни парадоксально, ритм лучше воспринимают те, у которых проблемы со слухом: их не отвлекает мелодия! Наши «слышащие» участники сложнее абстрагируются от мелодии, они менее ритмичны.
Слабослышащим легче дается пластика. – У них ведь вследствие болезни лучше развито зрительное восприятие. Они быстрее и легче воспринимают нашу технику.

–Но как танцевать, если не слышишь музыки?
– Во-первых, многие из нас могут услышать музыку если оденут слуховой аппарат. С другой стороны, мы через вибрацию чувствуем ритм. Когда музыка играет, сцена вибрирует, и так как человек с проблемами слуха более чувствителен к вибрации, чем слышащий – мы отчетливо чувствуем телом любой ритмический рисунок. Кроме того, во время выступления, преподаватель подсказывает танцующим темп. Ребята с нарушениями слуха лучше чувствуют темп, чем слышащие. В этом заключается особый нюанс. Когда я занимаюсь со слышащим танцором из нашей группы, мне приходится ему многое объяснять, в том числе вещи, которые его «глухие» коллеги схватываю на лету!

— Как родилась идея ансамбля?
– Когда я была студенткой Московского Государственного Педагогического университета, ходила в театр мимики и жеста. Посещала танцевальный коллектив и коллектив «жестовой» песни. Мы выезжали выступать в разные города, все у нас шло нормально, но где-то в 99-ом году, сменилось руководство, и вся эта деятельность сошла на нет.
После того, как я закончила университет, поступила в аспирантуру, защитила диссертацию по теме: «Культурно-досуговая деятельность молодежи с нарушениями слуха как средство социальной интеграции». Я всегда придерживалась точки зрения, что люди с нарушениями слуха просто обязаны общаться со слышащими. Чтобы у них не было никаких комплексов, чтобы они развивали свою речь, восприятие слуха, потому что подобные качества тренируются только посредством общения со слышащими. И я решила открыть свой коллектив. Тогда же я подружилась с Ксюшей Субботиной из Краснодара, она очень подвижная и музыкально одаренная. Она выучила язык жестов, и мы создали свой ансамбль. Вместе с ней мы стали выступать: в Академии ФСБ, на студенческих фестивалях «Паруса надежды», «Фестос». Чуть позже пришли к нам новые студенты, ансамбль постоянно рос.


«Ангелы надежды» в костюмах спортивной группы поддержки. В таком качестве и в таком наряде они часто выезжают на Чемпионаты мира по мини-футболу – поболеть за Россию


— И через какое-то время вы изобрели, можно сказать, новый жанр…
— Да. Первоначально мы занимались «жестовой песней», но в какой-то момент заметили, что эта форма плохо воспринимается зрителем, особенно слышащим. И мы решили придумать что-то такое, что может понравиться всем. Знакомый хореограф подсказал объединить жестовую песню с танцем. Перед нами встала задача – соединить жест и движение! С Ксюшей придумали тогда наш первый танец.

— Так появились на свет «Ангелы Надежды»?
— Да. Но стоить заметить, что ансамбль никогда бы не состоялся без людей, оказавших нам в тот момент поддержку. Юрия и Александра! Председателя движения «Энергии жизни» и советника Сергея Михайловича Миронова. Они пошли нам навстречу, а в конце концов, сам Сергей Михайлович помог нам.

– Вы сейчас часто ездите на гастроли, выступаете перед обычными, слышащими людьми…
– Мы выступаем и перед слышащими, чтобы они знали, что мы есть, и перед своими ребятами, когда проводятся концерты.

–Есть проблема с тем, как воспринимают глухих и слабослышащих в нашей стране?
– Я Вам честно скажу, в других странах людей с нарушениями слуха воспринимают как полноценных, они ничем не отличаются. А у нас даже про слабослышащего скажут: вот глухой пошел. Адекватно воспринимают те, кто с нами работает. Люди, с которыми общаюсь я, поверили, что, несмотря на то, что я плохо слышу, я могу справляться с административной деятельностью не хуже остальных.
Если в Америке Билл Клинтон был президентом, а он ведь слабослышащий, наш Леонид Брежнев в конце семидесятых работал со слуховым аппаратом и управлял огромной страной – ну, и что тут такого? Мы же такие же, как все!

Дмитрий РЕБРОВ
Фото Елены СЫСОЕВОЙ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?