Православный портал о благотворительности

Алкоголик из Ромашково

Надо расстаться с иллюзиями, что когда-нибудь можно будет «умеренно», «как все», «по праздникам», открыто посмотреть правде в глаза, что никогда так не получится. Что называется, или все, или ничего. А дальше учиться жить. Учиться обходиться без этого, решать вопросы, общаться, праздновать – все без алкоголя. Это так же трудно, как учиться ходить. Но за то, какие награды потом! Как все поменяется! Какое качество жизни будет! Какая настоящая, а не поддельная радость! Какие истинные, а не лживые удовольствия, наслаждения, за которое не грозит расплата наутро!


Ромашково – это не только пункт назначения мультяшного паровозика, но и настоящее село под Москвой, где вот уже несколько лет под духовным руководством о.Алексия Бабурина действует община трезвости. Дмитрий Петрович Девяткин, один из людей, буквально спасшихся от смерти стараниями о.Алексия, разослал недавно на ряд православных сайтов живое свидетельство совершившейся над ним милости Божией:

Я погибал от алкоголя и, по всему, шансов на спасение, на то, что удастся отвернуть, были мизерны. Я еще не дошел до такой стадии, когда пьют каждый день и просыпаются с одной и той же мыслью: где опохмелиться. Но ощущение , что мне все тяжелее сдерживать желание выпить, что еще тяжелее остановиться, когда уже выпил- пришло.

Я жил от запоя до запоя. Сценарий набил оскомину. Сначала «немножко»… причем причины для первой рюмки были одновременно разные и одинаковые. По одежке – разные, по сути они походили друг на друга, как близнецы и иногда хотелось горько смеяться, видя как они с легкостью цепляют меня на крючок. Ничего нового, оригинального, впору было встречать очередной мотив словами: «Ну, здравствуй, что ты наплетешь в этот раз?» Иногда плывешь к наживке, а внутренний голос робко говорит: ты проходил это тысячу раз, знаешь наизусть этот путь, и чем он заканчивается. Представьте рыбу, однажды пойманную и испытавшую все адовы муки крючка и предвкушения смерти, которая вдруг чудесным образом освобождается и спустя какое-то время снова и снова заглатывает наживку, зная наперед, что будет! Фантастика! А человек, что ж, тупее рыбы получается!

Так вот, сначала «немножко», потом пошло-поехало… и заколдованный круг. Накуролесил, не пошел на работу, еще что-то – и выйти из запоя все сложнее. Там ведь такой клубок проблем ждет – век не распутать. И давит этот клубок, и придавливает… И все оттягиваешь этот момент свидания с действительностью. И думаешь: «Вот, если бы все рассосалось само собой, вернулось на прежние места – все бы отдал за это. А уж пить – никогда, ни капли». Свежо предание, как говорит моя мама. И видишь в глазах жены недоверие. Не верит она уже обещаниям – миллион раз обещал. Она хочет, она смертельно хочет верить, она любит и прощает… Пусть не верит, я докажу… она- то не знает, как я твердо решил. Да!!! Скоро все повторяется… Да что рассказывать! Каждый, кто это прошел или проходит- знает наизусть. Все под копирку.

И вот наступил момент, когда я понял, что «попал». Надо как-то выбираться, а сил нет. Робкое еще такое желание бросить, неустойчивое. Пошел кодироваться раз, другой… Первый раз продержался месяцев восемь ( а срок был год). Второй – и того меньше. Потом «вшивка», « парапсихолог», еще что-то – не было результата. Держался, пока были свежи воспоминания абстиненции, кошмара, проблем и т.д. Потом все это сглаживалось, а наружу вылезало ощущение, что «могу сам», что можно умеренно… ну хотя бы немного… хотя бы пивка. И не помогали никакие средства, никакие «врачи». Потому что не было главного, не было стержня, не было мотивации не пить сильнейшей, чем все эти уловки.


И вот Господь приводит меня в общину ( или, по-другому, семейный клуб трезвости). Что это такое, кто там, что там делают,- я не имел представления. Был лишь перед глазами пример уже непьющего человека. Будучи крещенным, верующим к этому времени я не был, в храм не ходил; знал три молитвы (какая-то добрая попутчица научила): Иисусову, «Отче наш» и «Богородицу» и иногда повторял их про себя, особенно когда тяжко было. Вместе с тем, было ощущение, что кто-то ведет и учит. Да, о Боге я вспоминал, когда припирало. И вот тут чувствовал Его присутствие. Удивительное дело, живем, чудим- безобразничаем, и нет для нас ни Творца, ни Спасителя, одни наши прихоти. А чуть что – Господи, помоги! И обещаем, и клянемся, что исправимся. Но стоит наладиться, нормализоваться – опять атеисты!

На первое в моей жизни собрание общины я ехал с беспокойством, неуверенностью и настороженностью. Думал, вот набросятся, начнутся расспросы… да и вообще незнакомые люди и т.п. Как мне сказали, для начала нужно представиться, рассказать о себе, о проблемах, которые привели сюда. А делиться сразу же самым больным я был не готов… Но, оказалось, никто и не думал настаивать на мгновенной откровенности. Наоборот, встретили очень тепло, приняли тут же за своего, и я как-то разом почувствовал себя в «семейном клубе» как в семье. Сидят сердечные люди, пьют чай, общаются…

Вот кто-то рассказывает, что опять сорвался. Страдает, мучается, да и стыдно ему перед товарищами. Но его боль становится общей. Ему сочувствуют, обсуждают, как все произошло и как избежать этого в дальнейшем. Все включаются в обсуждение, делятся собственным опытом. А потом поздравляли с годовщиной обета трезвости нескольких членов общины, дарили книги… Вот, думаю, люди не пьют уже не первый год – и без всяких там кодирований, одним лишь словом держатся!

Два часа пролетели мгновенно. И я решил ездить каждую среду. Владимир Ю., тот самый, кто и привел меня в общину, напутствовал меня так: «Главное – не пропускать, пропустишь пару занятий – запьешь». И, действительно, несколько раз подмечал: одну среду прогуляешь – на следующей неделе так «закрутит», такие убедительные объяснения найдутся, чтобы и в этот раз не идти! А дальше – как предсказано. Я понял, что залогом воздержания является регулярность посещения. Первое время приходилось себя за шиворот тащить в Ромашково. Зато, какой душевный подъем после собраний!!!

И удивительное дело – вроде простые встречи с чаепитием, беседами на всякие темы, причем не обязательно затрагивающие проблемы алкоголизма и наркомании, а такой позитивный настрой, такая тихая радость; и всего этого хватает на неделю – до следующей встречи. Это и держит. А еще на первой встрече мне дали текст чудной, трогательной молитвы: «Иисусе Сладчайший! Пьянство одолело меня! Душа моя изныла, исстрадалась вся от несчастной слабости моей!… Знаю, что своими силами мне не справиться с собою… даруй мне силу и крепость воли, да изгоню вон гнездящуюся во мне страсть…» и сказали, что обязательно надо ее читать каждый день, что я и постарался ввести в привычку наряду с «регулярностью сред».

И что-то начало происходить, я почувствовал, что что-то незримо меняется, обретается тот самый стержень. Это Чудо! Казалось бы такие незначительные усилия – и уже такой эффект.

«Эта картина типична для большинства членов нашей общины: после того, как человек начинает ее регулярно посещать, он через некоторое время пить прекращает. В чем «механизм» этого явления, для меня такая же загадка, как и то, в чем механизм алкогольной зависимости»,- говорит Олег. Так стала потихонечку меняться моя жизнь. Нет, срывы еще случались, но все реже, и, как правило, в моменты, когда я расслаблялся, пропускал общину, службы. Да, мало- помалу, я стал воцерковляться, стал посещать воскресные службы, праздники. Господь Своей милостью приводил меня к Себе. Храм, община приобретали для меня все большее значение, занимали в моей жизни все больше места.

Вообще, многих страждущих путь в общину в итоге приводил к Богу. Мало того, многие рассматривают свою страсть, как особый «инструмент», с помощью которого через скорби и страдания Господь открывал глаза, вразумлял и исцелял уже в широком смысле этого слова. Действительно все то, что происходит с людьми в общине и вне ее часто иначе, как чудом и не назвать! Настолько явно присутствие благодати Святаго Духа на собраниях и участие Господа в судьбах семей, ходящих сюда, настолько невероятны те ощущения, которые сопровождают общинников после собрания, настолько разительны изменения, происходящие с людьми, искренне жаждущими исцеления!

Вот бывший наркоман, а ныне почтенный глава семейства, заслуженный артист России. Вот женщина, дошедшая до лишения родительских прав, а ныне глубоко верующая, праведно живущая счастливая мать. Вот человек, благообразной внешности, сдержанный, рассудительный, интересующийся богословием, играющий в театре. Все у него есть – руководящая работа, 3-х комнатную квартиру получил бесплатно, сын родился – это в 50 – то лет! Никогда не поверишь, что это человек был вспыльчивым, агрессивным алкоголиком, неоднократно сидевшим в тюрьме. А эта девушка, заканчивающая МГИМО и эта, учащаяся на журфаке МГУ – кто скажет, что не так давно они «плотно сидели на игле»? Люба говорит: «Я допилась буквально до психушки». Сейчас она – воцерковленный, творческий человек. «Я пришел в общину, только для того, чтобы не попасть в тюрьму из-за наркомании, мне нужна была справка, что я лечусь» – говорит Дмитрий. Сейчас он почти постоянно живет в монастыре. Бывает всякое, но он понял, что без Бога пропадет. Карина была на последней стадии наркомании, еще бы немного – и все!

К слову, статистика общины свидетельствует о том, что 3/4 людей, зависимых от алкоголизма и наркомании, посещающих семейный клуб трезвости, обретают «устойчивую ремиссию», по сути, исцеляются. Какая, самая гениальная, но чисто медицинская, методика может дать хотя бы половину этого результата?! И это притом, что на оставшиеся 25% попадают, как правило, те, кто не счел нужным регулярно приходить на встречи и либо совсем прекратил ходить, либо появляется от случая к случаю. А уж если считать только тех общинников, кто выполняет требование правил не пропускать занятий хотя бы первые год- два, пока не «укрепится», то наберется почти 100%.

Крайне важно, чтобы человек, приехавший в общину, осознал всю свою немощь, прочувствовал, что своими силами ему не справиться, таким образом, вручив себя в руки Господа, приготовив « прямыми стези Ему», чтобы никакая самость, никакая гордыня не мешали Богу.

Вместе с тем, необходимо полностью исключить для себя спиртное, вычеркнуть его из своей жизни навсегда, необходимо умереть для алкоголя; умереть для прошлой жизни и заново родиться в новой, где нет места для этой страсти. Самое сложное здесь и самое страшное для осознания – это слово « навсегда». Это пугает, пожалуй, больше всего. Как же так? Жил, пил, а тут… навечно! Но по-другому нельзя.

Надо расстаться с иллюзиями, что когда-нибудь можно будет «умеренно», «как все», «по праздникам», открыто посмотреть правде в глаза, что никогда так не получится. Что называется, или все, или ничего. А дальше учиться жить. Учиться обходиться без этого, решать вопросы, общаться, праздновать – все без алкоголя. Это так же трудно, как учиться ходить. Но за то, какие награды потом! Как все поменяется! Какое качество жизни будет! Какая настоящая, а не поддельная радость! Какие истинные, а не лживые удовольствия, наслаждения, за которое не грозит расплата наутро!

« Конечно, большую роль играет та атмосфера единодушия и взаимной теплоты, которая царит на наших собраниях. Мне никогда прежде не приходилось встречать такой компании единомышленников, не совпадающих по возрасту и не связанных общей профессиональной направленностью, как это, например, бывает в студенческой или бардовской среде. И существенно, конечно, что этой «единой мыслью» является именно православное христианство (а то ведь, говорят, в среде террористов-народовльцев тоже царила очень теплая атмосфера взаимопонимания).

Хотя – наши беседы вовсе не всегда являются «чистым удовольствием». Нередко у рассказывающих о своих проблемах, особенно у родителей, чьи дети – наркоманы, наворачиваются на глаза слезы. Тем не менее, с собрания всякий раз уходишь с чувством… очищения?.. Не совсем точно… Наверное так: с чувством возвращения в устойчивое состояние. Мир становится на какое-то время менее неуютным»,- говорит Олег.

Семейный клуб трезвости предполагается всестороннюю вовлеченность в трезвый образ жизни. Правила требуют, чтобы перестал пить не только сам зависимый, но и все члены семьи, по возможности, все окружение. Батюшка говорит, что нужно сделать так, чтобы ничто не напоминало о прежней жизни. Дома не должно быть не только спиртных напитков, но и рюмок, любых предметов, способных спровоцировать ненужные воспоминания. Само собой, ближние должны проявить солидарность и исключить алкоголь из своей жизни как будто они сами зависимые.

А еще отец Алексий говорит, что наркомания и алкоголизм – это не только болезнь, но и грех: «С точки зрения медицины – это болезнь, с точки зрения психологии – зависимость. А с духовной – это страсть. Как сребролюбие, властолюбие, блуд». И ведь понятно, что, сколько не услаждай себя – не насытишься. Нужно будет каждый раз искать все более и более изощренные способы, чтобы удовлетворить «ненасытную утробу» развращенной страстями души. Чем больше получил удовольствий- тем труднее угодить себе впредь. Так же, как спортивные тренировки продлевают жизнь организму и делают его более жизнестойким, так и душевные занятия, самоограничения делают душу более тонкой, восприимчивой, открытой для настоящих радостей и услад.

Батюшка говорит о трезвости в самом широком понимании. Трезвость во всем! Он призывает нас стремиться к воздержанию не только в употреблении спиртного, но и в пище, и в интимных отношениях, и в словах. Чтобы избавиться от страсти, считает отец Алексий, надо посвятить истинной духовности всю жизнь. Я понял, что чем дальше я буду продвигаться в вере, чем больше буду воцерковляться, чем чаще буду прибегать к исповеди и Причастию, тем больше Господь будет входить в мою жизнь, тем легче мне будет справиться со своей страстью, тем богаче и содержательнее станет моя жизнь. И я потихоньку готовился к особому Таинству – даче обета трезвости. Только этот шаг мог подвести зримую черту под моей прошлой жизнью, поставить точку. Обычно обеты трезвости даются пред мощами святого угодника Божия в каком-нибудь паломничестве. Вообще, совместная общинная паломническая поездка- это всегда настолько удивительное и наполненное самыми неожиданными происшествиями и впечатлениями мероприятие, что оно еще долго является предметом обсуждения и надолго остается в памяти.

В одной из таких поездок я и сподобился дать обет. 9 июня 2003 года мы отправились в Нило – Столобенский монастырь на престольный праздник обретения мощей преподобного Нила Столобенского в 1667 г. Монастырь находится в Тверской области недалеко от озера Селигер. Для меня дача обета вообще наполнена чуть ли не мистическим смыслом. Во-первых, отправляясь в паломничество, я не надеялся, что батюшка благословит давать обет трезвости, поскольку уже неоднократно получал отказ в силу неготовности, и не было оснований полагать, что на этот раз будет по-другому. Во-вторых, сама поездка лично для нас с супругой была под большим вопросом из-за того, что внезапно изменились ранее оговоренные сроки паломничества. Первой мыслью было: «Все, не попадаем, никак не попадаем». И одновременно с этим: «Надо попасть, обязательно надо попасть». Было подсознательное ощущение личной важности этого паломничества. Пришлось искать пути, что-то устраивать, чем-то жертвовать… а вернее всего, Господь устроил все наилучшим образом. И вот, когда собрались перед службой на Святой горке, и батюшка начал записывать дающих обет, я робко, без особой надежды спросил: «А мне можно?»… И батюшка благословил!.. Все перевернулось!.. Вот оно!.. Все окружающее стало четче и приобрело какой- то дополнительный смысл… Я ходил и ощущал себя на пороге чего- то… новой жизни что – ли… « Боже мой, какое чудо – эта икона!»,- ворвался в мои мысли голос нашего экскурсовода – «энциклопедиста» Александра (члена общины).


Преподобный Серафим Саровский, Св. Николай Чудотворец и … преподобный Нил Столобенский и Великомученик Димитрий Солунский бок о бок стоят!.. Два моих святых рядом!.. Димитрий Солунский, чье имя ношу (хотя об этом и не подозревают мои родители), и в день памяти которого родился и принял Святое крещение, и преподобный Нил, пред мощами которого предстоит дать обет трезвости и кого в помощь по таинству обета определяет Господь при этом новом рождении! Два великих покровителя бок о бок на одной иконе!

Меня почти охватил священный трепет. Тем более, по словам Александра, подобную икону он видел впервые – это при его-то эрудиции! И вот время пришло! Мы собрались в Богоявленском соборе, и наступила духовная кульминация. 9 рабов Божиих созрели и были сподоблены Господом, благословлены преподобным Нилом Столобенским, и допущены о. Алексием для душеспасительного таинства дачи обета трезвости, причем 8 из них на всю жизнь, пред мощами преподобного. Тишина, торжественность…

Каким-то чудом нашему батюшке удалось договориться о том, чтобы мощи преподобного открыли! В висках стучит, все напряжено, гулко раздаются слова обета, помазание… Когда подходишь прикладываться к святым мощам, чуть ли ни физически ощущается присутствие Преподобного… он становится Ангелом- хранителем, он теперь с тобой! «Но обет не прекращает духовной брани…»,- говорит отец Алексий. Да, расслабляться нельзя. Нужно бодрствовать и быть начеку. Как на эскалаторе, бегущем вниз, под тебя, надо все время идти, все время стремиться вверх. И нельзя допустить, чтобы одна страсть заменила другую. А так, к сожалению бывает. Бросил человек пить, а стал игроком или завязал с наркотиками, а стал алкоголиком или в уныние впал. « И бывает для человека того последнее хуже первого». ( Ев. от Луки, гл. 11, ст.26) Да и работы непочатый край. Победил одну страсть – берись за следующую. Кстати, спустя полгода Господь сподобил меня дать обет от курения. Вот еще одно чудо! Сколько курил ( лет 15) все время пытался бросить. Раз в месяц точно! Держался день- два, потом срывался. У меня уже наработался на этом целый « комплекс бросания» И я уже думал, что после сотен попыток ничего не выйдет. А тут- 2 января 2004г. На день Св. пр. о. Иоанна Кронштадского, пред его иконой, с надеждой на его молитвенную помощь, дал обет – и как отрезало! Даже тяги практически не было! Дивны дела Твои, Господи! А говорят – чудес не бывает!

Катя рассказывает, как приехала первый раз в Ромашково: « Отца Алексия в храме не оказалось, и исповедывать сегодня будет не он. Что ж, не судьба, поеду домой. « Не уходите, пожалуйста. Раз уж приехали. Дождитесь исповеди, она – через час. Здесь у нас чудеса происходят. Люди – на глазах меняются», – не отпускал меня местный алтарник. Ну да, чудеса, – мысленно хмыкнула я. – Не бывает на свете таких чудес. И уж тем более на глазах. Как можно увидеть, что происходит в душе человека. Хоть и очень симпатичный этот алтарник Ромашковского храма – сразу видно, добрый, чистый человек, но я ему не верю. Потом я буду повторять эту же – почти слово в слово – фразу своим спивающимся друзьям и знакомым (коих, увы, немало). Да и родному мужу. «Приходи к нам в общину, там настоящие чудеса происходят. На глазах люди другими становятся». И буду видеть в их глазах такой знакомый мне огонек недоверия. Ну да, на глазах. Чудеса. Выдумывай больше. Мы не из таковских, нас душеспасительными беседами не проймешь… Это я теперь вижу снова и снова, как восстанавливаются семьи, как молодеют на глазах матери, хорошеют измученные пьянством мужей жены… А главное – вижу глаза тех, кто окружает меня теперь каждую среду».

К слову, не всегда и не все в нашем клубе дают обет трезвости. Тот же Олег следует благословению своего духовного наставника, который сказал: «Можешь не давать обет, но поступай так же, как те, кто дал». А Владимир вообще считает себя человеком неверующим и, при этом, регулярные посещения собраний общины помогают ему воздерживается от алкоголя и курения уже больше двух лет.

О. Алексий создает особую атмосферу на собраниях. Домашнюю, семейную, душевную. Он учит нас тактичности, уважению друг ко другу, сердечности, состраданию. Учит не учить, т.е. не советовать. Хочешь – поделись собственным опытом, выскажи свое мнение, но не навязывай. Учит не вешать ярлыков, не судить и не осуждать. Учит слушать другого и вникать, стараться понять. Старожилы здесь не забывают, кем они были, что прошли, от чего отвернули, из какой ямы выбрались, поэтому им сложно превозноситься перед новичками – вот, мол, мы какие молодцы! Наоборот, вновь пришедшие не дают им забыть. И происходит взаимное обогащение. А новеньким, конечно, пример вот этих благополучных, здоровых, счастливых, сразу видно, людей дает силу, дает убеждение и подтверждение, что новый образ жизни не фантастика, а реальность! А главное, батюшка побуждает нас к духовному совершенствованию, открывает иные ценности, показывает дорогу.

Как же хочется, чтобы как можно больше людей узнали об этой дороге! Как можно больше погибающих обрели надежду! Как можно больше заблудившихся увидели тропинку! Вот бы при каждом приходе открыть такие общины, такие клубы трезвости! Ведь «таким макаром» мы действительно стремительно катимся к вымиранию! Но у нас есть шанс! И это не фантастика. Это уже было в нашей истории. Еще в конце ХIХ – начале ХХ столетия Россия была в ситуации, когда «народное пьянство» захлестнуло страну. И тогда Церковь стала во главе общероссийского трезвенного движения. В 1889 году, после Указа Святейшего Синода, в котором духовенство призывалось на борьбу с пьянством, стали повсеместно организовываться общества трезвости, в том числе приходские, в которых, кстати, была распространена практика дачи обетов трезвости. К 1912 году таких обществ насчитывалось около 2000 и в них числилось до полумиллиона трезвенников!!! Причем это была живая всесторонняя работа, включающая в себя массу социальных проектов, имеющих целью отвлечь народ от пьянства : «Устраиваются чайные и столовые, где чай и пища даются хорошего качества и за дешевую цену; открываются специализированные книжные лавки и библиотеки; создаются воскресные школы для членов обществ и их детей; проходят беседы в храмах; организуются паломничества; организуются ночлежные приюты, бюро трудоустройства, швейные мастерские, лечебницы для алкоголиков …» ( Гусев Г.В. « История трезвенного движения в Русской Православной Церкви»).

Было же все это и если бы не 1917 год, кто знает, может, и стала бы Россия трезвой!


о.Алексий Бабурин и община трезвенников на крыльце Свято-Никольского храма в Ромашкове

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version