Когда противопоставляют трезвость и алкоголизм – выбор очевиден. Но большинство людей не относятся ни к первой, ни ко второй категории. Они выпивают время от времени, кто-то даже изредка, бывает – много, бывает – мало. Причины могут быть самыми разными: усталость, печаль, или, наоборот, радость, встреча с друзьями.
Если вопрос возник, значит и проблема существует
Регулярно употребляя алкоголь, человек может пропустить момент, когда «распущенность» превратится в «зависимость». «Люди не становились бы алкоголиками, если бы каждый мог вовремя сказать «нет» самому себе», – отметил руководитель Координационного центра по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Валерий Доронкин.
Но как «поймать» и остановить себя на грани, и где та грань, которую пересекать нельзя? Кто уже «почти алкоголик»: тот, кто с жадностью смотрит на винный прилавок в магазине, пьет один, выпивает каждый день, выпадает из социальной жизни?
«Один из критериев – то, что человек задает себе этот вопрос, – считает Доронкин. – Если этот вопрос не возникает, если человек считает свое поведение нормативным, если и другие люди оценивают его поведение как нормативное, то, скорее всего, у него проблем нет».
Эксперт привел в пример тест, разработанный доктором Джоном Эдвингом (Dr. John Ewing), основателем Боулзского Центра Исследования Алкоголя (Bowles Center for Alcohol Studies).
Тест состоит из четырех вопросов:
– Вам когда-нибудь приходила в голову мысль, что вам нужно меньше пить?
– Раздражал ли вас кто-нибудь тем, что критиковал ваше употребление алкоголя?
– Испытывали ли вы когда-нибудь чувство вины или сожаления в связи с тем, что употребляете алкоголь?
– Бывало ли когда-нибудь такое, что первое, что вы сделали с утра, чтобы успокоить нервы или чтобы избавиться о похмелья, это выпили?
Если человек отвечает «да» более, чем на один из этих вопросов, значит, у него есть проблемы с алкоголем, считают авторы теста.
«Тот, кто пьет яд, не может быть слишком мнительным»
«Если человек внутренне серьезно задумывается над количеством употребляемого алкоголя, то он находится в зоне риска», – уверен Доронкин.
А вдруг, этот человек слишком мнителен, и беспокоится совершенно напрасно? «Невозможно быть слишком мнительным в ситуации, когда употребляешь яд, который ежегодно убивает сотни тысяч граждан России, тут можно быть лишь осторожным», – заверил эксперт.
Но есть и другой вариант: самоуверенному пьянице, наоборот, вопрос «не злоупотребляю ли я алкоголем» никогда не придет в голову. «Вот как раз излишне самоуверенные люди среди зависимых от алкоголя встречаются очень часто, – отметил Доронкин. – В медицине есть понятие анозогнозия. Это неспособность критически оценивать свое заболевание. Психологи, которые работают с алкоголиками, еще используют термин «синдром отрицания».
Человек, зависимый от алкоголя, всегда «воюет» за свое право выпивать и находит себе оправдание: «я пью только по выходным», «вот этот бомж с бутылкой – он алкоголик, а у меня есть работа и семья, я не алкоголик».
Если вы выпиваете регулярно и задумывались над вопросом «не алкоголик ли я», Доронкин советует начать записывать количество выпитого, виды спиртных напитков и те ощущения, которые возникают у вас в связи с их употреблением. Когда человек делает такие записи достаточно долго, он может обнаружить, что зафиксированный им объем информации будет сильно отличаться от того, что он думал о своем употреблении алкоголя. «Многие при этом преодолевают свое отрицание и испытывают такое потрясение, что бросают пить совсем», – добавил эксперт.
Неумение радоваться трезво – повод для тревоги
Должна настораживать ситуация, когда человек не умеет радоваться трезво, если для него отдых связан с алкоголем. Так, людям нередко кажется, что они просто общаются – ходят в баню, в гости, едут на природу или на дачу. Но при этом обязательным атрибутом общения и отдыха является употребление «химического психоактивного вещества», то есть алкоголя, отметил Доронкин.
Трезвенников больше, чем мы думаем
«Я не согласен с тем, что полная трезвость – это редкое явление, – заявил руководитель Координационного центра. – Вы можете взять статистику и посмотреть, сколько в России детей и немощных стариков. И плюс еще люди, которые не пьют по каким-то причинам. Если мы посчитаем, то получится, что не менее 20% общества – люди абсолютно трезвые. Но существует миф, созданный достаточно активной частью населения, что трезвенников мало. Он появился потому, что старики, дети, немощные люди просто выводятся за скобки. Кстати, это многое говорит о нашей культуре».
Пьянство подростков – это ритуал
В какой-то момент дети покидают ряды трезвенников. Почему это происходит? «Для детей и подростков употребление алкоголя носит ритуальный характер», – сказал Доронкин. Он напомнил об эксперименте, который психологи проводили в детском саду. Тогда малышам предложили поиграть в праздник, а они сдвинули столы, поставили на них кегли и чашки и начали что-то «наливать» из импровизированных бутылок-кеглей в чашки, чокаться и изображать пьяное поведение.
«Это повторение моделей. Подростки в детстве видели, что наиболее яркое и интересное общение старших, какие-то истории, смех, досуг – все это было связано с употреблением алкоголя. Авторитет родительского примера здесь непререкаем, бесполезно говорить таким людям, что надо жить трезво. Для них счастье, радость, веселье, общение с друзьями и семьей всегда было связано с обязательным атрибутом – с «ритуальным» употреблением алкоголя», – пояснил эксперт.
Точно таким же ритуалом является «решение» жизненных проблем – психологических, социальных, бытовых, семейных – с помощью «химического психоактивного вещества». По мнению Доронкина, этот «социокультурный феномен» имел особо пагубные последствия в 90-е годы XX века, когда в стране происходили резкие политические и социально-экономические сдвиги.
Пьянство подростков объясняется также особенностью молодежной психики – у них нет понимания собственной смертности. «Подростку кажется, что он будет жить вечно, он не понимает, что организм может разрушаться, и на фоне этого он может далеко зайти», – отметил специалист.
Старики спиваются в социальных учреждениях
Пожилые люди могут пристраститься к алкоголю, когда чувствуют себя одинокими и ненужными. «Мне приходилось сталкиваться с сотрудниками социальных учреждений, которые жаловались, что старики пьют от безделья, и с этим нельзя ничего поделать. Какие-то «глобальные» проблемы, типа пищи и крыши над головой, у них решены, нет внуков, о которых надо заботиться, нет бытовых обязанностей, и пожилой человек не находит себе применения. В таком случае, если он не живет какой-то внутренней духовной жизнью, он испытывает дискомфорт, который пытается компенсировать с помощью алкоголя», – рассказал Доронкин.
О женском алкоголизме читайте здесь: Пьющая красавица: мифы и правда о женском алкоголизме.
От стресса – баня или дневник
Для чего нужен алкоголь? Как правило, его регулярное употребление говорит о том, что у человека есть психологические проблемы. Они могут быть следствием стресса, а тот, в свою очередь, может быть вызван слишком большим количеством обязательств, обязанностей, которые превышают силы и возможности пьющего, считает Доронкин.
Но что делать, если человек действительно устал? Он пришел с работы в изнеможении, ему необходимо снять стресс. Если он выпьет, то сможет расслабиться. Он думает, что только так сможет полноценно отдохнуть и подготовиться к следующему рабочему дню. Какое средство можно предложить ему вместо алкоголя?
«Баня, например, или купание в проруби зимой – отличное средство, – советует Доронкин. – Общение с близкими людьми, с друзьями».
Очень действенна в такой ситуации рефлексия, наблюдение за своим поведением, мыслями, переживаниями – главное, все это надо записывать, считает эксперт. «В традиционном российском образованном обществе было принято писать письма, дневники. Это структурировало и организовывало личность, помогало лучше понимать себя», – отметил он.
Для православного человека есть и другая возможность – общение с духовными наставниками, монахами, просто священнослужителями. В святоотеческой литературе даже встречается понятие «откровение духовных помыслов» – когда некто открывает духовному отцу каждую свою мысль, намерение или желание, напомнил Доронкин.
От грусти – помощь другим людям
Иногда алкоголь используется просто как лекарство от грусти. Речь не идет о депрессии в ее медицинском понимании, когда пациента надо срочно показать врачу. Речь идет о грусти, тягостных мыслях, плохом настроении.
В таком случае надо остановиться, помолиться, привести себя в состояние «тишины», и на ум придет много всяких дел, которые необходимо сделать, считает Доронкин. Для семейных людей это универсальный «инструмент»: подумать, кому и как можно помочь. «Когда делаешь что-то полезное для других людей, все печали уходят, это точно», – сказал он.
Много «отдушин» можно найти в социальном служении. «Мне доводилось помогать сестрам милосердия в психоневрологическом интернате для детей, которые не умеют ходить и говорить. Когда ты понимаешь, что вот лежит человек, который не может говорить, думает, не как ты, которого нужно помыть, накормить, и если ты этого не сделаешь, то этого может никто не сделать сегодня, знаете, любая «депрессия» проходит», – рассказал Доронкин.
А на столе – компот
Как уже говорилось, для многих алкоголь ассоциируется с праздником. Что вместо спиртного можно поставить на стол, чтобы гости веселились?
По мнению Доронкина, для дружеского застолья вполне достаточно вкусной еды, компота, чая, кофе. Алкоголь нужен лишь для самообмана, чтобы люди почувствовали себя более раскрепощенными, чтобы им показалось, будто их настроение лучше, чем оно есть на самом деле, считает он.
«Когда-то Россия была очень трезвой»
«За несколько десятилетий XX века все вдруг поверили в то, что русские люди всегда пили. Но на самом деле это неправда. Исторически Россия была очень трезвой, и высшие духовные, нравственные авторитеты, такие как, например, Сергий Радонежский и другие святые отцы, вообще не употребляли алкоголь. Люди достаточно трезво жили еще и потому, что Россия была аграрной страной, и доставлять алкоголь из промышленных центров в сельскохозяйственные районы было непросто. Недостаточно была развита промышленность и для производства самогонных аппаратов. Люди работали, молились, проводили досуг доступным способом: общались, пели, танцевали, ходили друг к другу в гости. И это далеко не всегда сопровождалось алкоголем», – отметил руководитель Координационного центра.
В качестве доказательства он привел следующие цифры: «Сегодня в России работают от двухсот до трехсот православных организаций разного уровня, где помогают алкоголикам. При этом членов обществ трезвости, по оценкам этих самых организаций, около четырех тысяч человек. Обетов трезвости за прошлый год было дано около семи тысяч. До революции в России было около двух тысяч православных обществ трезвости, в которых состояло около пятисот тысяч членов, а обетов трезвости давалось полтора миллиона. При этом алкоголя употребляли в несколько раз меньше. О чем это говорит? О том, что до революции проблема воспринималась обществом более остро, люди лучше понимали, что с пьянством надо что-то специально делать».