Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Александр Сибиряков, который переделывал Сибирь

Мы уже писали о благотворителе Иннокентии Сибирякове. У него был еще старший брат Александр. Он взрывал речные пороги, чтобы судам было легче ходить. И строил дороги, одну из которых назвали Сибиряковским трактом

Александр Михайлович Сибиряков. Начало 1880-х гг. Иркутск. Фотоателье «Фотография Богдановича». Из фондов Музея истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова. Императорский Сибирский университет в Томске. Фото 1899 года, с сайта http://gorod.tomsk.ru/

Миссионер Сибиряков

Александр Михайлович Сибиряков родился в 1849 году в Иркутске, в семье богатого купца-первогильдейца. Окончил гимназию. Высшее образование получил в Цюрихе, в Политехникуме.

Это заграничное учебное заведение было в то время очень популярно у передовой российской молодежи. Там был высочайший уровень преподавания прикладных технических наук. Среди преподавателей было немало знаменитостей, прославленных своими изобретениями и открытиями.

Не удивительно, что молодые люди, желающие поднять Россию на небесные высоты, всячески туда стремились.

Сибирякову было 24 года, когда скончался его отец. Александр унаследовал огромнейшее состояние. Больше того, он, как старший брат, стал управлять семейными активами. А они были нешуточные – золотые прииски, заводы, пароходства и железные дороги.

Александр Михайлович ведет дело твердой рукой. В семье появляются писчебумажная фабрика, стекольный завод и очередные пароходные компании – «Ангарское пароходство» и «Амурское общество пароходства и торговли».

Эти пароходства были для предпринимателя не только бизнесом, но еще и миссией. Александр Михайлович загорелся идеей – развивать Сибирь с помощью «улучшения сообщений, устройства в ней дорог и каналов, морских сношений ее с соседними странами».

Щедрый даритель

Иркутск, Тихвинская площадь и Тихвинская улица, 1865 г. Фото: А. К. Гофман. Из книги Р. Берестенева «Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени»

В 1878 году предприниматель жертвует 200 000 рублей на открытие университета в Томске. Конечно, были и другие взносы. Но его оказался крупнейшим.

А потом он дарит университету личную библиотеку поэта Василия Жуковского. Предварительно купив ее за 2000 рублей и оплатив доставку до Сибири.

Всего 4674 тома.

В 1882 году Александр Михайлович в собственном доме открывает народную школу. В ней обучается 40 мальчиков и 40 девочек.

Спустя год Сибиряков жертвует 10 000 в Академию наук. Правда, эти деньги не совсем свободные. Они лежат в банке, и раз в три года на проценты с вклада вручается премия за лучшую историческую работу о Сибири, написанную на русском языке.

Интересы своего родного края он ставит превыше всего остального.

В 1885 году Сибирякова выбирают гласным Иркутской городской думы. Он исправляет эту должность на протяжении 10 лет.

Александр Михайлович жертвует на училища и строит храмы. Сооружает школы, богадельни. Покупает книги для библиотек. А для гимназии – картины и скульптуры: Айвазовский, Семирадский, Антокольский.

Участвует в строительстве иркутского театра. Дарит пожарному депо пожарные машины. И так далее.

Когда же в Тобольской губернии начался голод, он развернул там сеть благотворительных столовых.

Деньги на экспедиции

Пароход «Вега» в Стокгольме в апреле 1880 г. после возвращения экспедиции Нильса Норденшельда из триумфального плавания по Северному морскому пути. Фото: исторический музей Стокгольма/ digitaltmuseum.se

Но главное для него – все же географические исследования.

Еще в 1876 году немецкий этнолог Отто Финш и немецкий же зоолог Альфред Брем (автор известной книги «Жизнь животных») отправились в путешествие по Западной Сибири, Туркестану и северо-западной части Китая. Но экспедиция не состоялась бы, если б не Сибиряков. Не набиралась необходимая сумма.

Впоследствии в отчете говорилось: «И тут совершенно неожиданно… Общество получило богатейший подарок в 20 300 марок. Великодушным жертвователем оказался А. М. Сибиряков из Иркутска, приносящий такие крупные, щедрые жертвы не только на благо своей родины, но и в интересах чисто науки вообще, и притом… бескорыстно».

В 1878 году Сибиряков принялся финансировать экспедицию шведского морехода Нильса Норденшельда. На средства Александра Михайловича и его единомышленников отважный путешественник впервые вышел Северным морским путем из Гетеборга в Тихий океан.

Как известно, этот путь проходит по его родной Сибири.

Портрет А. М. Сибирякова (фрагмент). Худ. А. И. Корзухин, 1885 г. Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева. Александр Михайлович изображен на портрете с орденом Полярной звезды

Путешественник писал: «Меня очень радует, что благодаря громадному пожертвованию Сибирякова я вижу свое путешествие в Берингов пролив обеспеченным в экономическом отношении».

На следующий год Нильс Норденшельд прекратил выходить на связь. Тогда Александр Михайлович направил по его следам собственный пароход. А заодно, пользуясь случаем, распорядился проводить свои исследования Енисея.

К счастью, все закончилось благополучно. Норденшельда нашли. Его корабль неожиданно вмерз в лед рядом с Чукотским полуостровом. А письмо, которое он передал с местными жителями, до Иркутска почему-то не дошло.

Результаты наблюдений поступили в распоряжение ученых, а Сибиряков сделался членом сразу нескольких шведских организаций – Шведского общества антропологии и географии, Общества военных моряков, Научного и литературного обществ Гетеборга.

Шведский король наградил его крестом ордена Полярной звезды.

А журнал «Нива» поставил в пример другим соотечественникам: «В наше время почти исключительного стремления к удовлетворению узких, эгоистических интересов редки отрадные примеры бескорыстного служения общему делу. Грандиозная цель соединения богатой Сибири с остальным миром, можно сказать, осуществлена. Сибиряков, оказавший свое щедрое и энергическое содействие успеху великого дела, имеет все права на признательность своих соотечественников. Его имя – достояние потомства».

Не только денежный мешок

«Александр Сибиряков» – ледокольный пароход, названный в честь исследователя Сибири и промышленника А. М. Сибирякова. 25 августа 1942 года потоплен у острова Белуха в Карском море в неравном бою с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». Фото: «РИА Новости»

Между тем Александр Михайлович продолжал свое дело. Он писал: «Сибирь богата своими водными путями, и наша задача состоит в том, чтобы ими воспользоваться как должно».

В восьмидесятые годы наш герой сам пускается в путь. На собственном (ну а на чьем же?) пароходе «Оскар Диксон» он пытается пробраться к Енисею через Карское море. Но у него ничего не выходит. Корабль вмерзает в лед.

Тогда он отправляется в плавание по Печоре, Енисею и другим сибирским рекам и морям. Исследует дороги между реками. Приходит к выводу, что для связи Сибири с Европой лучше всего подходит Печора.

Не хватает лишь дороги между Обью и Печорой. Не проблема – он ее прокладывает на собственные деньги. 180 километров шестиметрового деревянного полотна и пять ямщицких станций.

Эту дорогу назовут Сибиряковским трактом. А самого Сибирякова «благодетелем всего Печорского края». Не удивительно – благодаря этому тракту хлеб подешевел в два раза.

А тем временем Александр Михайлович борется с речными порогами на Ангаре. Они сильно мешают движению судов. Он их просто взрывает, таким образом спрямляя дно реки.

Но и этого мало. Сибиряков прокладывает под водой специальные цепи, и на Ангаре появляются так называемые туэрные суда. Это когда паровая машина вращает не винт и не колесо с лопастями, а специальный барабан, который, в свою очередь, проматывает подводную цепь.

Это в несколько раз экономнее и эффективнее. Одно дело, когда ты отталкиваешься от воды, и совсем другое, когда от твердых металлических звеньев.

Сибиряков не только денежный мешок с хорошими намерениями. Он публикуется. Он автор около трех десятков статей. «К вопросу о внешних рынках Сибири». «Очерк забайкальской жизни». «О древнем пути новгородцев через Ямал к Обской губе». «О морском сообщении через Карское море и о канале через Ямал».

А в 1907 году выходит его книга «О путях сообщения Сибири и морских сношениях ее с другими странами».

Александр Михайлович – признанный исследователь. Не зря в честь него названы два острова – в Карском и Японском море. Один из них назвал в честь своего покровителя Нильс Норденшельд. Он писал: «Этот большой остров будет, очевидно, очень полезен для навигации в этих местностях вследствие того, что представляет защиту от прибоя волн с северо-запада и для судов, идущих вверх по устью реки. Я назвал этот остров островом Сибирякова, по имени горячего и великодушного организатора сибирских экспедиций».

* * *

Река Ангара в Тальцах недалеко от озера Байкал. Фото: Октагон/wikipedia

В 1920 году в Швеции праздновали окончание экспедиции Норденшельда. В связи с этим было решено отыскать Сибирякова. Это оказалось непросто.

Совершенно случайно его обнаружил шведский консул в Ницце. Бывший миллионер жил в страшной бедности. И в 1921 году благодарное правительство Швеции назначило ему пожизненную пенсию.

Это позволило меценату просуществовать еще 12 лет. Не роскошествуя, но и не голодая. Он был похоронен в 1933 году на эмигрантском кладбище.

Корреспондент газеты «Свенска Дагбладет» писал о том, как Александра Михайловича провожали в последний путь: «Это были странные похороны. Когда пришедшие подошли к небольшой белой часовне на русском кладбище, расположенном на красивом пригорке за Ниццей, они посмотрели друг на друга – никого, кроме них четверых: шведский консул в Ницце Барггрен, директор бюро путешествий „Нордиск Вояж« Перссон, хозяйка гостиницы, где жил умерший, и ваш покорный слуга, корреспондент газеты „Свенска Дагбладет«».

Все это время в СССР взламывал льды ледокол «Александр Сибиряков», названный в честь мецената. В советских же энциклопедиях на всякий случай написали, что Александр Михайлович умер в Иркутске в 1893 году.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?