После Семилетней войны (1756–1763) население Франции катастрофически сокращалось. Мужчины в огромном количестве погибли на фронте, женщины («поставщики» детей) и младенцы (будущие солдаты) страдают от невежества повитух. Здоровая беременность, безопасные роды и выживаемость новорожденных внезапно стали национальной стратегией. Франция нуждалась в солдатах, и акушерство стало средством поддержки государства.
Спасла ситуацию главная акушерка Людовика XV – по приказу короля она провела двадцать лет в дороге, обучая деревенских женщин искусству родовспоможения. Людовик XV рисковал, назначив ее главной акушеркой страны, – до сих пор такие должности занимали только мужчины.
Невежество медиков
Чтобы оценить масштаб ее личности, нужно понимать уровень невежества и отношения к новорожденным, царившим в Европе Нового времени. В сентябре 1727 года вся Британия, а за ней соседние страны обсуждают шокирующее происшествие – 24-летняя английская крестьянка Мэри Тофт родила «что-то», совершенно непохожее на человеческую плоть, «три фрагмента, напоминающие кошку, и один – лапку кролика».
Семья в ужасе, местный акушер потрясен увиденным и пишет самым уважаемым врачам и ученым Англии, а также секретарю короля Георга I. Монарх посылает двух выдающихся медиков расследовать сверхъестественное явление, включая своего личного хирурга-анатома.
29 ноября Тофт перевезли в центральную больницу Лондона для обследования. К ней постоянно приходили разные врачи – все они были естественно мужчинами. Вернул всех на землю хирург Ричард Мэннингем, он пригрозил Мэри разрезать живот, чтобы узнать правду, и она призналась, во всем обвинив родню. Они покупали кроликов, убивали их и делали вид, что Мэри их рожала – женщина чуть не умерла от боли и инфекции. Цель этого действа так никто и не понял.
Бедная неграмотная женщина обманула лучших врачей города, ученых и даже короля, повергла в шок целую нацию. Этот скандал дискредитировал врачей – ведь многие авторитетные медики давали вполне логичные (с их точки зрения) объяснения происходящему.
Вопиющая безграмотность царила даже в среде «лучших» акушеров Европы, что уж говорить о повитухах и брадобреях, обычно принимавших роды на селе. На этом фоне научные достижения Анжелики дю Кудре, которой приходилось отстаивать свою компетентность на каждом шагу, кажутся фантастикой.
Потерянные жизни

Когда придворная акушерка приехала из Парижа в Оверни, чтобы обучить местных женщин искусству родовспоможения, за ее плечами были уже 11 лет практики, правда, она работала в Париже, с богатыми семьями.
Анжелика окончила Колледж хирургии в Париже и прошла трехлетнюю стажировку, необходимую, чтобы стать сертифицированной акушеркой, и даже поступила в Парижский университет на факультет медицины, куда женщин обычно не принимали.
Жители же Оверни были в основном бедны. Суровые зимы, жаркое лето, неплодородная почва. Для многих деревенских акушерок того времени хорошие роды означало быстрые. Если процесс затягивался, его старались ускорить всеми способами – заставляли рожениц двигаться, подпрыгивать, иногда выдавливали новорожденного руками. Если младенец был, по мнению акушерки, нежизнеспособный, его убирали с глаз долой, часто просто клали на пол, под стол, чтобы не огорчать измученную женщину. Оживить ребенка никто даже не пытался.
Результат – потерянные жизни, родовые травмы. Многие молодые женщины становились бесплодными после подобных экзекуций.
Уникально точный манекен
Увидев все эти ужасы и понимая, что причина большинства несчастий – отсутствие опыта и знаний, Анжелика дю Кудре бросает все силы на то, чтобы передать свои умения матерям, бабушкам, сестрам роженицы, а также повитухам.
В 1758 году она создает акушерский тренажер – манекен нижней части туловища женщины в натуральную величину, используя ткань, кожу и настоящие тазовые кости. При помощи веревок и ремешков манекен сужался и расширялся, симулируя родовую деятельность. Внутрь были помещены губки, в нужный момент они имитировали кровотечение или отход околоплодных вод.
К манекену прилагалась кукла-младенец, рот куклы был открыт, и, засунув туда палец, можно было обнаружить язык. Кроме того, акушерка создала куклы-модели близнецов и манекен раздавленной головы. Все детали были тщательно воссозданы, чтобы подготовить принимающих роды к различным осложнениям и неожиданностям.
К тренажеру прилагалась 21 карточка с подробными описаниями и пояснениями. Тренажер выглядел натуралистично и не очень привлекательно, по сравнению с миниатюрными анатомическими моделями из воска, которые существовали раньше, зато позволял за короткое время набить руку, отточить движения и захваты. Анжелика дю Кудре постоянно дорабатывала свою «машину» – так она называла акушерский тренажер.
К ней на тренинги потянулись хирурги из других городов, каждый уезжал со своим манекеном, чтобы продолжить обучение на месте. Это была революция в педагогике. Академия хирургии одобрила «аппарат» в качестве инструмента обучения родам. Это была редкая честь, тем более для женщины.
Пособие с рисунками для неграмотных
На этом дю Кудре не остановилась. Год спустя она напечатала карманное пособие «Краткое изложение искусства родов». Маленькую книжку можно было положить в карман фартука и при случае заглянуть и сверить свои действия во время родов или найти выход из затруднительного положения.
Анжелика щедро делилась в ней накопленным опытом и предусмотрела, что многие женщины не умели читать – книга полна иллюстраций. Кроме того, это пособие выполнено с величайшей деликатностью и любовью к женщине. До нее в подобных изданиях роженицу изображали в неуместных чувственных позах, без причины демонстрируя женское тело, либо – другая крайность – изображали роженицу разрезанной, как кусок мяса.
В книге дю Кудре акцент сделан на ребенке, как он проходит через родовые пути, и руках акушерки, которые помогают и направляют, а о матери напоминают лишь тазовые кости. «Я собрала в этом пособии все наиболее существенное в этом искусстве и наиболее доступное для тех, кто наименее образован в этом вопросе», – писала автор.
По колено в грязи, в фартуке, забрызганном кровью
Придворная акушерка побывала в самых отдаленных провинциях, чтобы обучать местных жителей искусству родовспоможения.
По разным оценкам, за этот период Анжелика дю Кудре посетила более сорока французских городов, поселков, деревень и лично обучила 4000 человек. Она также несла ответственность за 6000 женщин, которых обучали ее ученицы. Ее лекции прослушали более 500 хирургов и врачей.
Благодаря этим усилиям дю Кудре стала национальной героиней и международным символом прогресса в медицине.
Она была великой труженицей. Много часов Анжелика провела, стоя по колено в грязи, в каком-нибудь захолустье, в фартуке, забрызганном кровью, склонившись над измученной женщиной, говоря ей слова утешения и поддержки. Она всегда старалась помогать неимущим и незамужним женщинам с незаконнорожденными детьми.
Не считала себя новатором
На портрете, единственном дошедшем до наших времен, Анжелика больше походит на светскую даму: дружелюбная, уверенная, в красивом платье, украшенном цветами. По одним сведениям, она никогда не выходила замуж, по другим была вдовой, собственных детей у нее не было.
Женщины – ее боль и забота, навсегда. Помогать женщинам – ее миссия, и она делает это различными способами. Книга – для умеющих читать, иллюстрации – для не умеющих. Она никогда не позиционировала себя как новатора, скорее, по-христиански задавала вопрос: как можно не откликнуться на призыв наших сестер, которые нуждаются в помощи?
Дю Кудре предоставила медицинскому миру не только свою книгу и свою «машину». Она также показала женщинам и мужчинам пример, чего можно достичь, невзирая на предрассудки общества, если ты просто предан своей профессии.