29 ноября — «Щедрый Вторник» — всемирный день благотворительности. В этом году он впервые будет отмечен и в России.
В этот день миллионы людей совершают самые разные шаги в пользу благотворительных организаций и размещают информацию об этом в социальных сетях.
Актриса Юлия Пересильд рассказывает о том, с чего началась ее благотворительная история в фонде «Галчонок» и о том, как изменилась благотворительность в России.
— Благотворительность в нашей стране стала более дружелюбно восприниматься. Пятнадцать лет назад в России вообще никто не верил, что деньги уходят нуждающимся. Конечно, сегодня благотворительность более прозрачна: отчет ведется по каждому рублю. И привлечение публичных людей убеждает, что деньги дойдут до адресата.
А еще появилось огромное количество волонтеров. Сейчас многие молодые люди в возрасте от 18-21 года очень мотивированны и инициативны. Они хотят помогать и днем и ночью. И фонд «Галчонок» здесь не исключение: наши волонтеры пекут для подопечных пироги, сочиняют стихи, помогают подготовиться к спектаклям. И все это они делают сами.
Но это не значит, что нам не к чему стремиться:
я уверена, что сегодня добро должно быть сильным, креативным и очень творческим. Нельзя надеяться на то, что такая сложная система сама себя построит.
— Как вы сами пришли в «Галчонок»? С чего все началось?
— Моя «крестная фея» в мире благотворительности — это Чулпан Хаматова. Как-то раз на гастролях она сказала, что фонду нужен публичный человек, и предложила мне подумать над возможностью поддерживать фонд «Подари жизнь». Тогда я уже четко понимала, что хочу этим заниматься, хочу, чтобы моя профессия приносила пользу не только на сцене. Чуть позже я присоединилась к команде «Галчонка». Это было удивительное время. Удивительное потому, что многие наши подопечные достигают невероятных результатов: ребенок лежал и совсем не мог двигаться, а теперь он ходит. И таких историй очень много.
Вот мы часто делаем для наших детей спектакли. Сейчас у нас появился спектакль «Стиховаренье». И в конце иногда просим ребят из зала выйти и прочитать стихи.
И в этот момент ты понимаешь, что на твоих глазах ребенок совершает подвиг, потому что для любого взрослого артиста выйти на сцену, прочитать стихотворение перед залом, — это сложно. А для такого ребенка это событие, которое он может запомнить на всю жизнь.
Удивительна и толерантность зала: все ждут этих чудес и они происходят.
— Почему, на ваш взгляд, некоторые публичные люди боятся говорить о том, что они помогают фондам?
— Что касается актеров, то, на мой взгляд, лучше говорить о помощи открыто. Зачем? Чтобы привлечь новых доноров, чтобы помощь из адресной стала регулярной.
Ведь самая большая проблема помощи в том, что очень многие способны на единоразовую помощь и неспособны на регулярные пожертвования,
а именно регулярные пожертвования обеспечивают стабильность жизни тому ребенку, кто в этом нуждается.
Сейчас я все чаще соглашаюсь на фотосессии для журналов только при одном условии: если мы говорим про фонд «Галчонок». А если мы про это не говорим, то я вообще не понимаю, зачем мне эта съемка. Для меня поводом становиться популярнее является фонд, — как бы пафосно это не звучало.
— Занимается ли кто—то еще в вашей семье благотворительностью? Разговариваете вы об этом со своими детьми?
— «Галчонок» уже давно стал членом нашей семьи и если кто-то из моих родных видит вещи фирменной расцветки нашего фонда — он их тут же покупает.
Я стараюсь рассказывать своим детям, почему важно помогать другим. Помню, был случай: к нам на детскую площадку подъехала девочка на коляске и площадка моментально опустела. В этот момент я растерялась. Подумала: «Почему так?» и «Чем помочь?». А моя дочка просто подошла к этой девочке и взяла ее за руку. В этот момент страх в глазах остальных детей пропал, и они один за другим начали возвращаться. Не могу сказать, что к ней подбежали все сразу, но главное сделать первый шаг.
Я каждый год вожу детей на фестиваль «Галафест», который организует «Галчонок» — мероприятие, где дети с особенностями в течении целого дня общаются с обычными детьми. Зачем? Потому что я хочу показать им, что жизнь разная, и она не вертится вокруг крутого телефона. Я хочу, чтобы мои дети знали, что есть люди, которые прикладывают огромные усилия, чтобы просто встать с кровати, или сделать пару шагов.