Молодой ученый создал интернет-портал для развития и популяризации донорства в странах СНГ.
Второй год в России работает интернет-ресурс, созданный 27-летним химиком Русланом Шекуровым и его другом профессиональным разработчиком Виталием Архиповым. Цель портала – увеличение числа кадровых доноров в странах СНГ, и как следствие, общего числа кроводач. Авторы идеи хотят мотивировать новых доноров, которые пойдут сдавать кровь впервые, и приобщить к регулярному донорству тех, кто сдает не так часто, как мог бы. За время работы в общей базе появилось уже более 19 тысяч доноров.
20 тысяч человек с помощью теории шести рукопожатий
«Я сам впервые сдал кровь через месяц после своего 18-летия: кровь собирала передвижная лаборатория в нашем университете, а у меня как раз была мотивация – хотелось сделать что-то полезное для общества – на благотворительные пожертвования тогда еще не зарабатывал, а вот донорство – как раз одна из возможностей сделать вклад в общество реальным поступком. Приятно, что в России налаживается из года в год такая система выездных акций, и не только в вузах, но и в формате корпоративного донорства, когда социально-ответственная компания организует такие донорские дни для своих сотрудников.
Это очень популярно в Европе, особенно в университетах, и студенты там активно сдают кровь. Такие дни донора планомерны и расписаны на год вперед в точности до времени и места, куда прибудет мобильная станция Красного Креста. Надеюсь, в ближайшем будущем у нас эта система также будет отлажена», – говорит Руслан Шекуров.
Руслан объясняет, что было много проектов по поиску доноров, где в локальных базах состояли как раз активные кадровые доноры – те, кто постоянно и уже профессионально сдают кровь.
«Но, когда врачи просят привести доноров крови, важно достучаться до тех, кто никогда не сдавал кровь. Или делает это от случая к случаю», – говорит автор проекта. Так и родилась идея создать подобный портал.
Это не просто составление списков доноров, а четко продуманная и проработанная программистами система. Система автоматически фиксирует действия донора, считает его кровосдачи (их он отмечает в личном кабинете на сайте), и по активности определяет категории доноров – первичный, кадровый или нерегулярный. И, когда на портале появляется запрос о поиске доноров, то система сообщает о нужности сдачи крови в первую очередь тем, кто еще ни разу не сдавал кровь или сдавал давно, тем самым мотивируя человека прийти на станцию переливания крови в своем городе.
«С 2010 года я сначала все делал сам вручную: набирал людей в соцсетях, а дальше все двигалось по правилу «шести рукопожатий», – рассказывает Руслан Шекуров. – Так набралось 2 тысячи людей, готовых сдавать кровь. И затем мы вместе с моим другом Виталием Архиповым сделали приложение «ВКонтакте». В декабре 2012-го основатель социальной сети Павел Дуров помог нам, и мы довели сайт до полуавтономной системы.
Система автоматического оповещения наших доноров стала работать через sms. Но финансовых вливаний пока не хватает, во многом труд наш пока неоплачиваемый, поэтому многое еще не реализовано».
Сейчас в проекте Руслана участвуют около 100 волонтеров со всей России и стран бывшего Союза. «За годы в базе появились уже почти 20 тысяч человек, желающих сдавать кровь. При этом формат проекта всегда был шире, чем границы стран – универсальность проекта позволяет мотивировать людей сдавать кровь не только в России, но и в Украине, Казахстане и других странах, ограничиваясь пока что русскоязычным интерфейсом и нашей популярностью в конкретной стране», – замечает Руслан Шекуров.
В чем принципы работы системы? Допустим, вам или вашим близким срочно нужна кровь. Нужно завести на сайте заявку – карту реципиента, указав нужную группу крови, ваш город, больницу, где лежит ваш родственник или вы, и сроки, когда эта просьба актуальна.
Эта информация сразу уходит в рассылку. И ее видит донор, живущий в вашем городе и способный помочь в данный момент. Более того, в новой версии сайта такие заявки смогут оставлять и фонды для поиска доноров компонентов крови для своих подопечных, а также сами СПК, если фиксируют снижение потока доноров с конкретной группой крови, чтобы как раз-таки в будущем исключить давление на родственников реципиента, заставляя их искать доноров с редкой группой крови.
«То есть наша задача – замотивировать молодого человека прийти к дверям станции переливания крови. Сможет ли он сдать кровь, будет ли она годна – это уже в компетенции медперсонала станции переливания», – поясняет Руслан.
Руслан Шекуров убежден, что мотивация очень важна: «Если просто сказать человеку: «Ты хочешь помочь, сдать кровь? Ну иди, сдай», – это не поможет. Нужно поддержать желание человека помочь. И посодействовать ему, ведь еще не каждый знает, куда конкретно нужно идти, чтобы сдать кровь, какая и где сейчас нужна группа крови, а ведь, возможно, именно он сейчас срочно где-то нужен».
Кстати, создатели портала отмечают, что на их ресурсе только настоящие просьбы о поиске доноров. «Часто родственники заболевшего человека, сбившись с ног, ищут кровь – через друзей или соцсети чаще всего. Мошенники не остались к этому равнодушны, – объясняет Руслан. – Схема проста: идет sms-рассылка с абстрактной информацией о необходимости помочь кому-то с редкой группой крови, а когда люди звонят, с них и снимают деньги за разговор».
Авторы портала советуют не откликаться на объявления без конкретики, в которых указан только телефон. Руслан Шекуров сетует, что эта ситуация с возросшим количеством мошенничеств с донорством порождает недоверие к этому виду благотворительности, а результат – нехватка крови. На портале же donorsearch.ru невозможно оставить контактные данные, автор заявки оставляет только адрес, где и для кого нужно сдать кровь, это отсекает мошенников.
«Бейсбольные» кровосдачи и подарочные пойнты
В странах западной Европы и в США ситуация с донорством крови получше, чем в России. В каждой стране обычно своя схема организации донорства. Мы в этом вопросе больше всего похожи на Италию: там донор ничего не получает за кроводачу: ни отгулов, ни денег. В Италии с 1927 года действует организация добровольных доноров крови AVIS, которая получает от государства за каждого донора 20 евро, но эти деньги идут только на пропаганду донорского движения.
«Возможно, это имеет смысл: если человека привлекать к донорству деньгами, он станет думать о выгоде, а не о важности этой деятельности, например, может махнуть рукой на то, что его кровь, возможно, опасна или что у него есть противопоказания. Мотивация должна быть другой – помочь другому человеку», – считает Руслан Шекуров.
В США чуть иначе: примерно из 100 доноров 60 делают это безвозмездно, а 40 являются платными донорами (чаще это доноры плазмы, и они сдают до 50 литров плазмы в год. Это в четыре раза выше, чем у нас). В Сан-Диего, например, постоянно проводятся выездные донорские акции: в торговых центрах, офисных зданиях, на стадионах, в школах (в Калифорнии можно сдавать кровь с семнадцати лет).
Здесь любят устраивать сбор крови на бейсбольных матчах, так любимых американцами, – скажем, за возможность торжественно вбросить первый мяч. Донорам вручают открытки с мотивационными фразами, например, с такой: «Сдавай кровь так, как будто от этого зависит ТВОЯ жизнь». Донорам здесь присваивают уровни – как в компьютерной игре, и начисляют очки, за них можно что-то купить, а можно пожертвовать их в помощь больным людям. Вообще для американцев донорство – некая семейная традиция, есть даже национальный месяц донорства – январь.
Очень высок престиж донорства во Франции. Здесь почетный донор, к примеру, имеет исключительное право парковать свою машину рядом с машиной президента.
В Великобритании с 1946 года работает Национальная служба крови, привлекая новых доноров через свой интернет-сайт, с помощью специальных информационных кампаний в СМИ и разъяснительной работы на местах.
В Германии работает Служба крови Немецкого Красного Креста, службы федеральных земель и общин (например, университетские клиники) и частные донорские центры. Граждан часто привлекают сдавать кровь, выдавая подарочные сертификаты. Ценные призы выигрывают и те доноры, которые приведут с собой на кровосдачу еще двух человек.
В Японии сбором крови занимается Японский Красный Крест – и кровь сдавать можно в небольших офисах или в мобильных автобусах, их можно увидеть часто в многолюдных районах. Удобно, что рядом всегда установлены стенды, на которых отображена актуальная информация: какой крови много, а какая группа крови требуется срочно. Японские доноры не получают никаких льгот, но имеют пойн-карту, накопленные пойнты можно обменять на памятный подарок.
Во многих странах при приеме на работу предпочтение отдается тому, кто является донором.
Руслан говорит, что в Европе и США с донорством ситуация обстоит лучше, чем у нас. Мы, может быть, находимся посередине – «чуть лучше Индии». «В развивающихся странах, например в Индии, сервисов, подобных нашему, я нашел больше 8, у них жесткая конкуренция, при слабом функционале, только один проект при поддержке местных филиалов Facebook и Google создал красивый приятный ресурс. Но ни один из них не содержит такого большого функционала, как наш.
Все подобные проекты, что я видел в России и зарубежье, направленные на поиск доноров, действительно выполняют функцию поиска реальных доноров, успешно или нет, это отдельный вопрос. Но! Важно понять, что такой проект будет бессмыслен: если привести на кровосдачу человека, который уже донор и собирался сам сдать кровь на днях, то это все равно, что черпать воду с левого берега на правый в попытке увеличить объем русла реки.
Важно при поиске доноров приводить того человека, кто без вашего поиска не сдал бы кровь в ближайшие 3 месяца. То есть мотивировать. Ведь кровь напрямую не переливают, донорская плазма идет на полугодовую карантинизацию – никто не застрахован заразиться накануне кроводачи. Также я не видел онлайн-проектов соцсетей для доноров с профилями каждого донора, где он может, отмечая кроводачи, например, получать скидки в магазинах», – отмечает Руслан Шекуров.
«Люди не готовы жертвовать на ресурсные проекты»
«В большинстве развитых стран проблема с донорством решается планомерно и работает больше на поддержание того уровня, что есть. За счет развития бонусных программ, особых привилегий для доноров. Часто в таких странах функцию рекрутинга, информподдержки, а также хранения и обработки крови ведет одна и та же негосударственная структура – в основном Красный крест – они снимают видеоролики, проводят донорские акции, принимают кровь и следят за ее качеством, – рассказывает Руслан Шекуров. – В России же все эти функции очень разрозненны, по идее их все взяло на себя государство в лице Минздрава, при этом разделив по структурам – Служба крови занимается пропагандой, Станции переливания крови (СПК) сами в меру возможностей и активности работают с донорами, донорские акции проводит некоммерческие организации. Попытки собрать все в единую структуру предпринимаются давно, обещают к 2016 году сделать значительные продвижения в этой области. Надеюсь, все получится».
С донорством тромбоцитов, говорит Руслан, сложнее: компоненты крови сдавать дольше по времени и потому это не так популярно, к тому же не каждый подойдет для такой кроводачи.
«Фонды при онкобольницах вынуждены вести свою отдельную пропаганду, привлекая доноров, создавать свои локальные базы регулярных доноров, фактически конкурируя за них с остальными СПК. Доходит до того, что я слышу интервью лидера донорской организации о том, как в Санкт Петербурге настолько прошли хорошо дни донора, что как бы не пришлось уничтожать лишнюю кровь, а новых доноров отправлять домой, ибо запасы переполнены.
И при этом в те же дни на сайте Адвиты (Петербургский благотворительный фонд AdVita («Ради жизни») с 2002 года помогает детям и взрослым, больным раком) висят заявки на поиск доноров для онкобольных ребятишек, для 26 человек, плюс у нас на сайте по этому городу штук 10 заявок. Вот почему мы уверены в нужности нашего проекта, который способен помочь всем фондам в поиске и рекрутинге доноров компонентов».
«Именно в этом направлении мы движемся – мотивируя доноров как просьбами о поиске для конкретных людей, так и созданием мотивационной бонусной программы. Поощряя доноров билетами в кино, как мы это уже делаем с Созвездием Развлечений, уроками английского от Lingualeo.com, и другими бизнес-партнерами, кто готов присоединиться к поощрению доноров», – рассказывает руководитель проекта.
Также на портале будут доступны личные кабинеты для всех юридических лиц – организаций, связанных с донорством, это поможет им увеличить поток доноров конкретной группы и резус-фактора, чтобы не возникало проблем с нехваткой кровии в будущем и, как следствие, просьб о поиске доноров.
«Достаточно на очередной донорской акции предложить 100-300 донорам зарегистрироваться на портале, а уже потом приглашение на следующую кровосдачу им придет через наши уведомления. Можно привлечь и центры типирования доноров костного мозга: в нашем проекте все доноры могут выразить желание пройти типирование и стать донором костного мозга, а значит, не придется потом искать таких людей – достаточно сделать запрос нам», – поясняет Руслан Шекуров.
Однако, сетуют разработчики портала, пока, получая огромное количество благодарных отзывов, сайт не развивается финансово.
«Люди не готовы жертвовать на ресурсные инфраструктурные проекты, при огромной посещаемости пожертвований у нас, скажем, после эфира на Первом канале лишь 4700 рублей, при полумесячном трафике, столько же в среднем в месяц у нас и до этого было пожертований – говорит Руслан Шекуров. – В итоге пока у нас лишь бета-версия. Сайт пока не работает во многих версиях браузеров, нет мобильного приложения. В наших планах еще много новых нужных идей, которые необходимо тестировать, пробовать, отлаживать – ведь мы создаем то, чего еще нет нигде в мире. И IT-сфера при своих плюсах в мобильности и масштабировании достаточно затратная область, а значит, без поддержки общества и бизнеса мы будем расти очень долго».
Вы сможете помочь найти доноров крови, разместив виджет проекта «DonorSearch» на своем сайте.