«Лекции у батюшки очень живые, своеобразные. Взрослые люди слушают и принимают в происходящем самое живое участие, как школьники на уроке у любимого учителя. Выражаясь дипломатическим языком, занятия отца Игоря неизменно «проходят в теплой и дружественной обстановке», с совместными чаепитиями. Причем, как правило, в общество «Трезвение» приходят не только сами желающие избавиться от вредных привычек, но и их ближайшие родственники и друзья. Для них занятия не менее полезны».
Юлия Гольденберг
Церковь не гнушается вином, но научает, что трезвость полезна для каждого человека
В Священном Писании нет осуждения вина как такового. Однако все преподобные отцы Православной Церкви избирали для себя трезвый образ жизни. Святитель Василий Великий указывает: «Все святые имеют свидетельство о своём воздержании. Вся жизнь святых и блаженных людей и пример Самого Господа в пришествие Его во плоти обязывает нас к нему».
Первое чудо на браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1-12)
О первом чуде, которое совершил Господь Иисус Христос – претворении воды в вино в Кане Галилейской, – повествует нам только один евангелист, Иоанн.
Иисус Христос был позван на брачный пир в Кане Галилейской, маленьком городке, находившемся в 2-3 часах ходьбы к северу от Назарета. Иисус был приглашен как обыкновенный человек, как знакомый, по обычаю гостеприимства. Семья, вероятно, была из небогатых, поэтому во время пира и обнаружился недостаток вина. Употребляли вино редко, исключительно на торжествах, напиваться допьяна считалось непристойным. «Вина нет у них», – говорит Богородица Иисусу Христу, несомненно рассчитывая, что Он окажет этим людям Свою чудесную помощь. «Что Мне и Тебе, Жено? – отвечал Ей Господь. – Еще не пришел час Мой». Но Она знала, что Господь Ей не откажет. И когда распорядитель пира отведал это вино, он отметил, что оно было с каким-то особенным вкусовым качеством, особенными свойствами. Таким образом, именно по просьбе Матери Господь совершил первое чудо. Не по Своей собственной инициативе, а снисходя к Ее просьбе, к тем немощам, которые были у людей, Господь претворил воду в вино.
Вино в таинстве Причастия
Изображая внутреннее духовное единение верующих с Собою, Сам Господь называет себя виноградной лозой:«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин. 15, 1), и под видом хлеба и вина (виноградного) Он преподал нам высочайшее Таинство Тела и Крови Своей (Мф. 26, 26-28), заповедав всем нам всегда совершать сие в Его воспоминание.
И во время Божественной литургии православные христиане Причащаются, то есть соединяются с Самим Богом. Но соединяются не по существу, а по благодати. Благодать мы получаем через Причастие, через Тело и Кровь Господа нашего. Вот что говорит Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54).
«Я есмь лоза, а вы – ветви, кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 2).
Воздержание смиряет страсти
Зависимость человека от алкоголя – это, в первую очередь, действие в человеке страсти винопития. Страсти – это суть демоны, как об этом нас научает Церковь, или, говоря иначе, силы, которые порабощают человеческую личность. И в личности в первую очередь они поражают волю, делая ее не способной на добро, порабощают ум, направляя все мысли к пороку, искажая чувства человека. Трезвость – это естественное состояние для человека. И наша задача эту Богом данную нам трезвость, это качество человеческой личности вернуть себе.
Как можно это сделать? Для того чтобы в своей жизни что-то изменить к лучшему, нужно потрудиться. Без усилий, без понуждения, без работы над собой ничего произойти не может. Вот это важно понимать. Если человек не трудится над тем, чтобы быть лучше, он будет становиться хуже и хуже. Это можно сравнить с таким примером: хозяйки знают, где порядок наводят, там его практически никогда не бывает. Почему? Потому что его навели и о нем забыли. Порядок всегда бывает там, где его поддерживают, где проявляют заботу, где над ним постоянно трудятся.
Усилие и есть хотение
И если мы хотим в своей жизни что-то изменить, мы должны понять, что работа над собой должна быть качеством нашей жизни, функциональной характеристикой. Мы должны осознать, что, как только человек перестает прилагать усилие, он становится хуже.
Очень хорошо говорит об этом прп. Иоанн Кассиан. Он уподобляет человека некому гребцу, который движется в лодке против течения. И пока он прикладывает усилия, он продвигается вперед. Как только он перестает прикладывать усилия, прилагать старание, движение начинается в противоположную сторону. Почему? Это происходит в первую очередь в силу духовных закономерностей, которые совершаются в мире. Священное Писание говорит, что мир, в котором мы с вами живем, во зле лежит (1 Ин. 5,19). И поэтому, чтобы нам становиться лучше, мы действие зла постоянно должны преодолевать. Преодолевая, мы двигаемся вперед в нравственной, духовной жизни. Если мы этих усилий не прикладываем, то мы двигаемся назад. Вот это очень важно понимать.
Церковь – это не просто храм
Для православных христиан это движение вперед облегчается тем, что Господь наш Иисус Христос дал нам силы, Он дал нам средства победы над этим злом. Он учредил Церковь, про которую Он говорил: «… созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
Церковь – это не просто храм. Можно стоять в храме и быть вне Церкви. Что такое Церковь? Церковь – это греческое слово, по-гречески оно звучит как «эклессия» и переводится как собрание верующих. То есть Церковь – сообщество людей, объединенных единым предметом веры. В этом сообществе и действуют те силы, которые помогают человеку не только противостоять злу, но и преодолевать его.
Что необходимо для того, чтобы побеждать зло, в первую очередь, в себе самом? Это и является основным предметом занятий, является предметом приложения ваших усилий для приобретения личного практического опыта.
Вы должны понимать, что на занятия вы приходите не ради праздного любопытства, а для того, чтобы приобрести необходимый опыт. Не просто получить знания, потому что знания сами по себе надмевают человека (1 Кор. 8,1). Важно, чтобы ваши знания прилагались к жизни, претворялись в конкретные плоды и выражались в конкретных действиях.
Принесение обета трезвости