Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«А в Мышкино в колокола звонят ребята…»

Здесь сохранились взводные окопы, и сельчане помнят рассказ стариков о солдате, который вел бой с колокольни, вызывая вражеский огонь на себя. А нынче открылась начальная школа, в «большой семье» – 20 ребят различного возраста и грациозный аист стоит при въезде и кормит из клюва птенца Материал сайта Православие.ru

Уникальный опыт православного воспитания детей накоплен Патриаршим подворьем храмом Успения Пресвятой Богородицы села Мышкино (настоятель – протоиерей Димитрий Смирнов).

Словно высеченный из камня, застыл грациозный аист в огромном гнезде, сооруженном им на водонапорной башне, что стоит при въезде в старинное русское село Мышкино. Только он живой, кормит из клюва птенца. На наш вопрос, давно ли здесь поселились аисты, наш спутник – староста подворья Успенского храма Алексей Николаевич Смирнов с улыбкой отвечает:
– Нам кажется, что были они всегда. И село наше – одна из древнейших вотчин Лужецкого монастыря города Можайска – называлось раньше Мышкино-Успенское, поскольку стояла здесь, на возвышенном берегу Москвы-реки, вначале деревянная, а затем и просторная каменная церковь Успения Божией Матери, и к ее приходу относились жители еще полутора десятка окрестных деревень.

Два храма подворья – Успенский и Троицкий
– Здесь, – продолжает Алексей Николаевич, – все дышит русской историей. Вот там, напротив нашего села, – Тушков-город; раскопки показали, что это одно из первых поселений человека в Подмосковье. Когда-то здесь проходил торговый путь, ведущий от реки Вазузы волоком к Москве-реке и далее в Поволжье.

На протяжении веков эти места становились ареной кровопролитных боев: из Мышкина были изгнаны литовские завоеватели, солдаты Наполеона, фашистские части… По береговой линии Москвы-реки вдоль церковного участка еще сохранились взводные окопы, и сельчане помнят рассказ стариков о солдате, который вел бой с колокольни, вызывая вражеский огонь на себя.

Во времена гонений Успенский храм постигла судьба многих других храмов нашей Отчизны: в 1941 году он был закрыт, затем там были устроены клуб, позже склад сельскохозяйственных удобрений (с трещинами на стенах от ядовитых испарений все еще идет борьба); какое-то время он стоял без окон и дверей и пришел в полную негодность.

Десять лет назад – с той поры, как патриаршим указом настоятелем вновь учрежденного Патриаршего подворья храма Успения Пресвятой Богородицы был назначен протоиерей Димитрий Смирнов, началось восстановление и реконструкция всего церковного ансамбля. Проект был разработан архитектором Николаем Васнецовым, внуком знаменитого русского художника Виктора Васнецова. На средства благодетеля С.А. Шмакова на новом фундаменте возведена колокольня; вновь созданы гурты купола; глава и крест, как и на колокольне, покрыты золотом по меди; кровля алтарной части выполнена по сохранившимся контурам примыкания утраченных сводов; во всех алтарях устроены гранитные солеи с амвонами; надворные постройки, которые расположены по углам церковного участка, украшенным башенками, сочетаются с общим стилем комплекса.

Однако последние два года дело движется крайне медленно: обстоятельства не позволяют благотворителям помогать так, как раньше. Приостановлено финансирование всех строительно-ремонтных работ, до сих пор не открыт центральный придел храма, не ведется внутренняя отделка, все еще стоит в лесах колокольня, прекращено сооружение часовни во имя великомученика Георгия Победоносца. «Но мы верим, – говорит староста подворья, – что, по милости Божией, появятся новые благодетели, и все задуманное нами осуществится».

– Вот видите: тут была кузница, – указывает Алексей Николаевич на одну из построек, – мечтаем, чтобы она заработала вновь, но не так просто найти мастеров. Та же история с ульями: уже завели несколько, но пока нет человека, который постоянно ухаживал бы за пчелами.

Мы выходим за церковную ограду (здесь Надежда, супруга старосты, начала разбивать сад с яблоневыми и грушевыми деревьями), и перед нами с верхней площадки открывается, куда ни брось взгляд, русское раздолье бескрайних полей, лесов, серебрящихся на солнце водоемов.
– Это показалось русло Москвы-реки после того, как не так давно спустили Можайское водохранилище, затопившее в 50-х годах прошлого столетия целые деревни, – поясняют наши хозяева. – А совсем неподалеку отсюда стоит село Горетово, где на берегу залива возвышается еще один храм нашего подворья – Живоначальной Троицы, вокруг которого в последнее время сложилась довольно странная ситуация.

Вот что рассказывал по этому поводу, выступая на радиостанции «Радонеж» 7 июня, в день Святой Троицы – на престольный праздник этого храма, протоиерей Димитрий Смирнов (правда, это совсем не праздничная история, предупредил он):
«Дело в том, что один человек по имени Овсеп Эдвардович Хукиян, директор некоей продовольственной базы в Москве, заработав на ней, видимо, достаточно денежек, купил бывшее имение Бестужевых в селе Горетово. В комплексе строений ХVIII века находилось здание, которое числилось как библиотека. Те, кто продавал, то ли не вникали в суть, то ли им было совершенно безразлично: на самом деле это была не библиотека, а здание храма, к тому же основательно изуродованного. Так, были полностью уничтожены колокольня и притвор, остался только четверик.

По милости Божией получилось так, что рядом находилось Патриаршее подворье с храмом в честь Успения Пресвятой Богородицы, настоятелем которого я являюсь. Так что я подключился к этому делу. Впоследствии я узнал, что в Троицком храме служил уроженец Горетово священник Михаил Марков, скончавшийся в заключении в 1938 году и причисленный к лику новомучеников и исповедников Российских в 2004 году. Память его совершается в день кончины – 3/16 июня. Словом, место это для русских людей святое. Сегодня живы дети священника, и даже, как недавно выяснилось, он оказался моим дальним родственником.

Многолетние переговоры с новым владельцем имения в итоге привели к тому, что был заключен договор, по которому тот разрешает служить в храме. Получив благословение, мы оформили Троицкий храм как приписной к храму Успения и стали вести восстановительные работы, сделали алтарь, собрали народ, и началась молитвенная жизнь. А затем последовали весьма странные явления. Назначенный туда директор Лидия Ивановна Моисеева всячески нам препятствует: то отключит свет, то запрет ворота и не дает завезти строительные материалы, то пытается разобрать забор, который мы сделали вокруг церковной территории.
Вот почему я прошу всех, кому не безразлична эта история, помолиться о скорейшем вразумлении людей, препятствующих его реставрации».
– Конечно, мы будем и дальше отстаивать свое право на церковную жизнь в горетовском храме, который пока, к сожалению, не имеет определенного юридического статуса, – сообщает Алексей Николаевич. – Если же говорить о нашем подворье в целом, то оно включает оба вышеназванных храма – Успенский и Троицкий, а также православные детский дом, начальную школу и детский лагерь, находящиеся в селе Мышкино. Причем все структуры взаимосвязаны и тесно взаимодействуют в плане православного воспитания подрастающего поколения: под единым управлением, мы считаем, легче обеспечить их жизнедеятельность и развитие.

Школа: «Наши души и желания чисты…»
До 2006 года в пожертвованном благотворителем небольшом, но светлом и уютном коттедже (аккурат «под крылышком» тех самых мышкинских аистов!) располагался православный детский дом, учрежденный по благословению отца Димитрия. А когда для него завершилось сооружение нового «деревянного дворца», в перепланированном старом здании открылась начальная школа при храме Успения Пресвятой Богородицы.

Особенность этой школы в том, что здесь вместе учатся как ребята из детского дома (а это в основном трудные дети из неблагополучных или неполных семей, сироты), так и ребята из Мышкино и других окрестных сел. Например, недавно в детский дом поступил один мальчик и пришел в эту школу. Первое время он не только не слушал учителя, но и в открытую сквернословил, да и с ребятами не церемонился; потом осмотрелся и стал воспринимать новую для него среду терпения и доброжелательности. Сейчас он совсем другой, от него не услышишь грубого слова, охотно участвует в службах в храме.

Более того, даже вполне состоятельные родители из Можайска, прослышав про школу, стараются послать сюда своих чад.
И вот эти два десятка самых разных ребят 7-10 лет, но сплачиваемые духом Православия, благотворно влияют друг на друга, успешно контактируют с педагогами («А те у нас очень добрые, смиренные, любящие детей, – уточняет Алексей Николаевич, – потому что мы расстались с учителями, склонными создавать проблемы!»), общаются со священниками и участвуют в богослужениях, поют на клиросе, регулярно исповедуются и причащаются. Таким образом, в детской среде формируется удивительно спокойная и нетипичная для современной школы атмосфера. «Согласитесь, редко бывает – говорит наш собеседник, – чтобы дети, которые только что ушли на каникулы, уже через несколько дней скучали бы по школе».

День здесь начинается с молитвы, потом завтрак и занятия по предметам (включая, конечно же, «Основы православной культуры») в удобных светлых классах, где на полках – иконы, детские книжки духовного содержания. На обед ребята отправляются в трапезную при храме.

Вторая половина дня отведена для физического, эстетического и нравственного развития. Ребята занимаются художественным творчеством, проводятся музыкально-хоровые занятия. На традиционные для храма пасхальные и рождественские концерты готовятся спектакли и музыкальные постановки. Их организовывают и готовят певчие храма – Екатерина и Александр Коневы, окончившие дирижерско-хоровое отделение училища при консерватории и имеющие практику организации детских музыкальных спектаклей.

«Наши души и желания чисты…» – один из заголовков стенной газеты «Православная жизнь» – пожалуй, очень точно отражает общий настрой воспитателей и воспитанников мышкинской школы.

– Могу сказать, что наши дети и здесь, в школе, и в детском доме чувствуют себя комфортно и внутренне свободно: нет принуждения, ненужной суеты, того негативного стиля, что существовал в «совковой», да и сегодня есть в обычной школе, например матерщина, – считает Алексей Николаевич. – Наши дети органично вписываются в церковную обстановку, преображающую их души; они действительно ближе к Богу, чем мы, взрослые. Конечно, дети растут и постепенно взрослеют. И в какой-то момент, когда ребенок превращается в подростка, он как бы переживает внутренний кризис; может начаться разлад в его духовных потребностях. Знаю не понаслышке: у меня самого трое детей и шесть внуков. И здесь я полностью согласен с отцом Димитрием, который говорит, что в такой ситуации нужно вести себя так, как действует автомобилист, выехавший на покрытую льдом дорогу: сверхвнимание, сверхосторожность, пониженная скорость, никаких резких движений рулем. Мы видим, что только любовь, понимание и терпение могут привести к добрым плодам.

Из проблем, которые не могут не тревожить в наше кризисное время, – финансовые. Такую школу подворью содержать непросто, поскольку финансовая поддержка государства составляет около 30% от фактической потребности. В будущем потребуется еще больше средств, объясняет Алексей Николаевич, поскольку сейчас школа на пороге так называемого «семейного обучения», то есть без какой-либо государственной поддержки, поскольку традиционное школьное образование требует, по официальным меркам, не менее 15 учеников в каждом классе, у нас же в этом плане пока недобор. Если же будем набирать классы по 15 учеников, то вопрос – как их здесь разместить? Скорее всего, потребуются дополнительная пристройка, детская площадка на территории школы и многое другое. Словом, приветствуется любая помощь спонсоров.

Детский дом: «Жизнь без Бога пуста…»
Строго говоря, детский дом в селе Мышкино называется семейным детским пансионом. Под руководством его директора Татьяны Алексеевны Роговой была создана система, в рамках которой несколько опекунов и приемных родителей объединились для того, чтобы совместно растить и воспитывать детей, потерявших по той или иной причине свою семью.

Сейчас в «большой семье» – 20 ребят различного возраста, многие – с отставанием в психическом и физическом развитии и требуют значительно больше внимания, чем обычные дети: им нужны занятия со специалистами – от логопеда до психолога, учителя музыки, рисования и т.д. Основная идея – не только воспитать ребят в православном духе и довести до совершеннолетия, но и обеспечить им все условия для будущей жизни: привить навыки к труду, подготовить к дальнейшей учебе или работе.

Старший воспитатель Николай Алексеевич Моносов (его специальность – психолог и педагог) из своих 30 лет восемь проработал здесь – со дня основания детского дома. Кстати, шесть ребят из тех, что первыми приехали сюда из Москвы, тоже живут здесь до сих пор.

– Мы стремимся, – говорит Николай, – чтобы наши дети ощущали все компоненты нормальной семьи: чувство дома, где тебя любят и ждут; чувство родительской заботы, когда тебя принимают таким, какой ты есть, и хотят, чтобы ты стал лучше; чувство локтя и взаимной поддержки, возникающее между детьми, которые растут вместе. У каждого в пансионе, как и бывает обычно в семье, есть свои обязанности: помыть посуду, убрать комнату, присмотреть за маленькими. Это рождает у них чувство ответственности. У нас никто не курит, нет мата, никогда не бывало побегов.

Вместе с тем каждый – это личность, он сам принимает решения, в том числе духовного плана: когда быть на службе в храме, когда причащаться, для мальчиков – помогать в алтаре. Как говорит окормляющий ребят отец Димитрий, «лучше недомолиться, чем перемолиться». И ребята не чувствуют никакой ущемленности: здесь считаются с их индивидуальными потребностями и интересами. Например, у 18-летнего Димки появились внутренние переживания, связанные с его девушкой, и какое-то время он не ходил в храм. Никто его и не заставлял это делать. А потом, смотрят, он пришел к батюшке, долго исповедовался, советовался… Вскоре, кстати, будут прощаться с Димкой: в этом году он поступает в Военный университет.

Учитель-дефектолог и логопед Надежда Валентиновна Каширцева, к которой мы заглянули в ее маленький кабинет, как раз готовилась к занятиям с ребятами. Она под сильным впечатлением конференции, организованной накануне в Москве отцом Димитрием для воспитателей и специалистов детских домов, имеющих дело с ребятами, которые пережили душевную травму. «Что-то мы взяли для себя, – говорит она, – поделились и своим опытом».

А еще в пансионе новость: здесь набирают группу детей-инвалидов, которые будут приезжать в Мышкино вместе с родителями для занятий на оздоровительной площадке (это и коррекционная педагогика, и музыкальные часы, и физическая активность). «Пока возьмем попробовать, – уточняет Надежда Валентиновна, – если получится, будем развивать это дело дальше. Своим ребятам уже объяснили: вы должны помогать нашим гостям. Думаю, такое общение будет полезно и нам, и детям-инвалидам».

Тем временем в столовой кончался полдник, и ватага мальчишек на роликах уже устремилась по дорожкам сада, выложенным плитками. Старшие зорко поглядывали на младших и на опасных виражах подхватывали их. С книгой в руке прогуливалась серьезная 16-летняя Олеся Попова – одна из той, первой, шестерки мышкинских воспитанников.

– У нас большая библиотека на втором этаже: и классика, и духовная литература, – делится она. – Я очень люблю читать, часто перечитываю книги о судьбе царственных страстотерпцев (не терплю революции!). Недавно вместе с воспитателями мы сделали видеофильм из нескольких новелл о нашей жизни, и первая снималась как раз в нашей библиотеке. Мне очень нравится в пансионе, потому что он православный. По-моему, жизнь без Бога – пуста. Когда у меня будет своя семья, я обязательно буду воспитывать детей в Православии. Мечтаю стать учителем младших классов.

14-летний Слава Пуляев в пансионе уже четыре года, хотя его родная мать живет неподалеку, в деревне Глазово, но не справляется с воспитанием сына. Славу нередко отпускают домой – помочь маме на огороде. Может, поэтому он хочет стать агрономом. А вообще дел у него много: любит клеить модели самолетов и боевых машин, участвует в спектакле о воине-мученике Евгении Родионове, наконец, постигает искусство русских звонарей.

И здесь Славе и его другу помог регент Успенского храма Александр Конев, который, работая также в Центре духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре, где он ведет хор мальчиков, договорился со звонарем монастыря, чтобы тот стал обучать мышкинских воспитанников. И мальчики стали ездить в Москву к отцу Роману.
На прошедшую Пасху, благодаря юным звонарям, далеко окрест по Можайской земле разносился, как и столетия назад, праздничный перезвон Успенских колоколов.

Василий Писаревский
Фото автора

________________________________________________________
Для тех, кто хочет поддержать Патриаршее подворье храм Успения Пресвятой Богородицы села Мышкино Московской области, сообщаем его реквизиты:
Р/с № 40703810800000000250 в АКБ «Первый инвестиционный» г. Москвы
Кор. счет 30101810900000000408
БИК 044525408
ИНН 7713287528 КПП 771301001
ОКПО 55280392 ОКОНХ 98700 ЕГРН 1037739397376
Веб-кошелек: Z171289968058

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?