Барабанщик Иван Шарапов и его проблемы со здоровьем
Базою для «Марциальных вод» послужили железистые минеральные источники, которые в тех местах были обнаружены в изобилии.
Честь же обнаружения этих источников принадлежит крестьянину деревни Виданы Ивану Ребоеву. Он, будучи подвержен «сердечной болезни», которой «скорбел многие годы», выздоровел, попив местной водички. О чем, будучи человеком авантюрным по характеру, и доложил царю. Донесение Ребоева подтвердилось.
Дело было поставлено вполне по науке. Прежде чем открыть курорт, были проведены исследования. Результаты обнадеживали: «Барабанщик Нижегородского полку Иван Шарапов имел кровавый понос 6 месяцев, зело отчего изнемог, и был бессилен, к тому же и цвет в лице изменился и стал блед. И от 27 генваря тех вод повседневно до 18 февраля пил и получил себе от того полное здравие.
Семен Лихачев, солдат Олонецкого баталиона, имел 6 месяцев болезнь во утробе и удушье, и все тело его было желто, и когда 18 дней оной воды пил, получил совершенное здравие.
Иван Елисеев имел некакую в правом боку извнутри жестокость три года, и немалое колотье в левой холке, и когда оной несколько дней пил, и та жестокость изошла вся, и не услышал более болезни».
Крестьянин Ребоев был на радостях освобожден от крепостной зависимости, а курорт начал свое существование.
Правда, мемориальный знак, повешенный рядом с источником, гласил: «Сей источник исцелительной марциальной воды сыскан для пользы его царского величества Петра Первого императора всея российского и для прочей всенародной пользы тщением и искусством его величества всенижайшего раба артиллерии полковника и коменданта Олонецкого господина Георгия Вильгельма Геннина рождение его в Насосиген и помянутой источник объявлен в прошлом 1716 году».
Для крестьянина Ребоева увековечение в потомках была слишком большая честь. Достаточно с него и вольной.
«А перед обедом чарку водки»
Сам Петр принимал участие в составлении «Правил докторских, как при оных водах поступать». Они несколько отличались от нынешних рекомендаций курортникам. Там, в частности, был такой пункт: «А перед обедом чарку водки тем, которые обыкли, выпить позволяется, а особливо анисовой, а за обедом рюмки три вина Бургонского или рейнвейну, или легкого вина Французского, так же от жажды полпива или легкого самого пива пить помалу не запрещается». Зато квас, кислые щи, брага, овощи, ягоды и грибы, были в первом российском санатории запрещены к употреблению. Считалось, что они способствуют брожению и, соответственно, вредят здоровью.
Там же были перечислены болезни, от которых избавлял курорт: «А имянно цынготную, ипохондрию, желчь, бессильство желудка, рвоту, понос, чечуйную, каменную, ежели песок или малые камни, и оные из почек гонит, от водяной, от запору… от апелепсии, выгоняют глисты, а также лечат килы (грыжи – АМ.) и от прочих болезней силу имеют».
Правила эти были изданы 20 марта 1719 года. Именно эту дату принято считать моментом основания курорта.
Сам Петр Великий стал пить минеральные воды в 1711 году, когда проблемы со здоровьем сделались ощутимыми. Считается, что у первого российского императора была мочекаменная болезнь, но точно это не доказано. Это был Карсбад, ныне Карловы Вары, и сейчас такие же модные, как при Петре.
Карсбад помог. «Только от воды брюхо одуло», – жаловался Петр Великий в письме своей супруге. Видимо, у императора также были проблемы и с асцитной жидкостью. Так или иначе, Петр загорелся идеей устроить курорт и в России – по своему обыкновению тащить на родину все лучшее, что есть в Европе. Создав Марциальные воды, он же начал его продвигать – к примеру, направил туда князя Меншикова, не говоря уж о том, что сам ездил на воды при первом же случае. Государь, «по обычной церемонии, рассуждая о болезни его светлости, изволил объявит о неслыханном действии марциальных вод,» – сообщалось в «Повседневных записках». У светлейшего были проблемы с легкими.
Меньшиков долго сопротивлялся, не желал хоронить себя в олонецкой глуши, но с Петром не поспоришь. Когда же он прибыл на место, то обнаружил там царицу Прасковью Федоровну, генерал-адмирала Апраксина, архимандрита Феодосия и князя Ивана Трубецкого – все они были «сосланы» сюда Петром.
Петр, а также его родственники и приближенные пользовались минеральными водами регулярно. (Сам царь в общей сложности провел здесь около 90 дней.) Для них здесь построили три роскошных (хотя и деревянных) дворца. В честь них и ближайшая деревня получила название «Дворцы» (ее жители, по большей части, те самые дворцы-то и обслуживали).
Популярность Марциальных вод росла с каждым месяцем. Сюда съезжались весь двор и свет. Петр даже был вынужден издать особенный указ: «Ежели кто намерится для пользования к тем водам ехать, объявили прежде о болезнях своих докторам, и когда они присоветуют, то к тем марциальным водам ехать и пользоваться».
Тем не менее, модное место притягивало наших соотечественников.
«Мутная и на вкус землистая»
Со смертью Петра Великого курорт начали забывать. Сохранилось описание его, составленное в 1785 году: «Марцинальные воды известны ныне под именем Дворецкого рудника, из которого добывается железная руда на Петрозаводский Александровский завод. Дворецким назван сей рудник от деревянных дворцов, которые при государе Петре I были там построены.
Всех дворцов было три, из коих один стоял на равнине между двумя горами у марциальных вод, который в 1782 году сломан советником Ярцовым для удобнейшего добывания железных руд, которые под оный дворец простирались.
По правую сторону сего дворца, в 40 от него саженях, на средине горы стоит другой дворец о четырех покоях с одними сеньми, в котором жила государыня Екатерина I в бытность свою на Марциальных водах. Позади оного, на верху горы, есть третий дворец без окон, в котором никто не жил. В 50 саженях от сломанного дворца стоит деревянная церковь Петра и Павла, в которой образа Спасителев, Богоматерин, апостола Петра, чудотворца Николая, Иоанна Златоуста и Александра Невского написаны хорошею живописью еще при государе Петре I…
У вышеобъявленного сломанного дворца была мыльня, которой больше нет, и токарня, которая совсем обвалилась, а осталась пятиугольная с крышкою беседка, в которой находится марциальный колодезь. Вода в нем весьма мутная и на вкус землистая, но поодаль от беседки скопляется в ямах весьма едкая густая вода, которая напиталась купоросными, квасцовыми и железными частицами от купоросной земли и железной руды, которая под оною землею в разном углублении попадается гнездами.
Происхождение как купоросной сей земли, так и железной руды с великою вероятностию приписать можно колчеданистому шиферу или сланцу, который во всей оной стране в изобилии находится. Часто выходит он из-под гор и показывается на поверхности земли черными слоями, во многих также местах лежит отделенными глыбами на земной поверхности, где от действия мокроты и воздуха становится рыхл и удобно распадается. В разрушившихся оного глыбах ясно видеть можно выступившую из сланца железную охру, во всем подобную той железной руде, которая на Дворецком руднике добывается».
На модный санаторий все это было явно не похоже. Впрочем, местные жители продолжали, на свой страх и риск, употреблять здешние воды. Некоторые даже выздоравливали.
Впрочем, время от времени о Марциальных водах вспоминали. В частности, в 1858 году здесь изволил побывать император Александр II. К визиту царя подготовились – возвели новую деревянную беседку над источником, подлатали дорогу. К сожалению, дальше дело не продвинулось.
Марциальный ренессанс
В наши дни Марциальные воды – один из популярных российских курортов. Здесь сохранились павильоны над источниками, относящиеся к 1833 и 1858 годам и церковь апостола Петра, построенная в 1721 году. Действует музей, открытый в 1946 году.
Сам же курорт начал свою «вторую жизнь» уже после музея – в 1964 году. Он специализируется на заболеваниях органов дыхания и пищеварения, обмена веществ, нервных, сердечно-сосудистых и прочих заболеваниях. С успехом здесь проходит реалибитация пострадавших от радиации.
Кроме уже упомянутых вод здесь используются лечебные грязи и достижения физеотерапии. И, разумеется, огромное значение играет местная экология и местный климат – густые леса, окружающие санаторий, сами по себе оказывают целительное воздействие на организм.
Из природных достопримечательностей, расположенных неподалеку, следует отметить водопад Кивач. Гавриил Романович Державин посвятил ему стихотворение:
Алмазна сыплется гора
С высот четырьмя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.
Следует помнить, что саму минеральную воду следует пить через специальную трубочку – обилие железа, содержащегося в ней, может повредить зубную эмаль.