Недавно проявившаяся тенденция – крупный бизнес ищет пути поддержки пожилых людей и их вовлечения в общественную жизнь.
Как отмечают психологи, пожилому человеку нужна полноценная работа, полноценные развлечения, полноценное обучение и отдых. И если он остается хотя бы без одной из этих составляющих, то это как ехать на автомобиле с тремя колесами, говорит Людмила Мосина, директор института психогенетики, преподаватель РАНХиГС. Таким образом, помощь пожилым и поддержка их должна заключаться не только и не столько в функциональном подходе (лечение, помощь, оплата лекарств), но и в ценностном – это инвестиции в проекты, которые помогут людям старшего возраста реализоваться. Кроме того, важна мировоззренческая работа.
«Культ молодости привел если не к брезгливому, то к неуважительному отношению к старости. Мы можем наблюдать дискриминацию, социальную исключенность и эмоциональное опустошение пожилых людей», – подчеркивает Александра Бронникова, руководитель направления маркетинговых и корпоративных исследований ЦЕССИ (Институт сравнительных социальных исследований). – А ведь количество людей пожилого возраста растет, к 2030 году (по данным Росстата) их станет 19 процентов от общего количества населения.
Огородный дедушка
Отличный опыт, который стоит взять на вооружение нашим компаниям, есть у итальянского фонда Ferrero в городе Альба. Еще в 1983 году в компании Ferrero появился первый социальный проект для оказания поддержки людям, выходящим на пенсию, – Opera sociale, он и переродился позже в фонд.
Фонд Ferrero предлагает пожилым людям социальную и медицинскую поддержку, дает им возможность быть более активными, развивать отношения с другими людьми, заниматься культурной деятельностью, оказывая при этом положительное воздействие на местное сообщество в целом, отмечает Марина Татарская, директор по связям с общественностью ЗАО «Ферреро Руссия». Итальянская компания оказывает своим пенсионерам медуслуги и социальную помощь на дому, что, кстати, снизило обращение пожилых людей в больницы, а еще увлекла их самыми разными спортивными занятиями, кружками по шитью, изготовлению керамики, фотографии, обучению иностранным языкам; рисованию и живописи – всего более 40 разных направлений.
Но самое важное, что предлагает компания Ferrero своим бывшим сотрудникам, – это деятельное участие в своих проектах. Например, у компании есть свой детский сад Ferrero «Il nido» («Гнездо»), и во многих его мероприятиях принимают участие и пожилые сотрудники Ferrero. Они пекут с детьми пироги и печенье, делают украшения для праздников, читают сказки, выращивают овощи.
Вот, к примеру, 80-летний Карло Верда, который в течение 36 лет работал в отделе кадров Ferrero секретарем по социальной работе. Теперь он учит детей разбираться в растениях. «Я приезжаю сюда, на огород детского сада, три или четыре раза в неделю. Дети называют меня «огородным дедушкой». Я знакомлю их с кабачками, помидорами, земляникой. Детям, независимо от возраста, важно знать – то, что лежит у них в тарелке, выросло на огороде, иногда даже на их собственном огороде».
«Я прихожу на огород каждый день. Здесь я играю с детьми, учу их ухаживать за овощами. Здесь есть небольшие инструменты, грабли, лейка; ребята наблюдают за мной, когда я работаю, и помогают мне. Карло и я вместе работали в Ferrero, и теперь, направляя эту деятельность, мы снова оказались вместе!» – говорит 70-летняя Катерина Саппа, проработавшая 30 лет в отделе расчета заработной платы компании.
А 73-летняя Нина Гроссо, которая 37 лет трудилась в компании, сейчас стала «доброй феей» в детском садике – она приходит сюда раз в неделю, чтобы читать ребятам книжки.
Марина Татарская подчеркивает, что общение и социализация крайне важны для пожилых людей. Подобные практики могут освоить и российские компании – все это возможно при последовательной воле, финансовой устойчивости компаний и объединении заинтересованных людей.
Похожее – в России:«Щедрые грядки»
Российские компании тоже начали осваивать подобные подходы к деятельному вовлечению людей старшего поколения. Например, Объединенная металлургическая компания ОМК уже 11 лет ведет проект «Щедрая грядка». Пенсионеры Чусового и Алметьевска продают Чусовскому металлургическому заводу (ЧМЗ) излишки сельскохозяйственной продукции, выращенные ими на своих огородах. Из этих овощей формируются продуктовые наборы для нуждающихся неработающих пенсионеров – ветеранов предприятия.
В итоге удается поддержать и тех, и других: одним пожилым людям дается возможность ощутить свою нужность, важность своего труда и при этом и заработать, другим – поддержка и помощь, забота. В 2015 году в этой акции приняло участие более 100 человек. А впервые «Щедрая грядка» была проведена в 2005 году к 60-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
В этом году ОМК запустит и свой новый проект «бабушка на час»: пожилые женщины помогут родителям, которые одни воспитывают детей, смогут погулять с ребенком, помочь сделать уроки. Такая программа опять же нужна не только семьям, но и пожилым людям: среди них много активных женщин, которым негде применить свои знания и качества.
Помощники и лидеры
Михаил Ошурков, менеджер по гарантиям и льготам АО «Северсталь Менеджмент», замечает, что очень хорошо в компаниях развиваются волонтерские программы, организованные самими ветеранами. «У нас все проекты для пожилых реализуются самими пенсионерами.
К примеру, проект «Помоги ближнему своему» в Череповце, который работает с 2008 года. Пожилой волонер возит продукты тем своим ровесникам, кто нуждается в помощи, к одиноким пожилым людям, которые не могут выйти из дома. Волонтеры забирают готовые обеды в нашем санатории «Родник», у нас они уже расфасованы в горячие емкости, и развозят их по маршруту. Заодно и общаются с одинокими пожилыми людьми, рассказывают им, что происходит на комбинате. Приезжают к ним домой и с поздравлениями в день рождения, с актерскими номерами». В этот проект было вовлечено уже 800 человек.
Точно так же пожилые волонтеры вовлекаются на предприятиях «Северстали» и в спортивные проекты. Нужно сказать. Спортивные проекты люди старшего возраста очень любят. Например, в Череповце активно освоили скандинавскую ходьбу, а в целом в спортивных оздоровительных кружках комбината занимается до 2500 человек – и, конечно, бесплатно.
При этом, отмечает Михаил Ошурков, очень важно правильно организовать такую работу. Мало дать им волонтерскую задачу– нужно выявить лидеров. Это удачная идея: одни получают возможность использовать свой организаторский талант, другие ощущают себя в команде. «Среди наших пожилых волонтеров есть лидеры. Активистов около 35 человек – это те, кто и раньше занимались организационной работой: кадровой, профсоюзной. У них опыт, умение организовывать, желание показать себя в деле».
В ОМК тоже работают проекты, которые реализуются людьми старшего возраста. Например, в программах «Серебряный возраст –жизнь продолжается» и «Третьему возрасту богатую духовную жизнь» – жители Перми помогают своим ровесникам в Чусовом, а жители Уфы реализуют проекты для пожилых людей в Благовещенске. Немолодые волонтеры передают сверстникам свои знания: например, учат скандинавской ходьбе, обучают финансовой и деловой грамотности – обращению с документами, банковскими квитанциями, банкоматами.
Общественная жизнь после «фазы эйфории»
«Поддержка старшего поколения – одно из приоритетных направлений социальных программ Объединенной металлургической компании. Важно привлекать пожилых людей к активной общественной работе. Так можно решить проблему одиночества и социальной исключенности пенсионеров. Наши проекты с участием людей 50+ показали, что эти люди могут стать неоценимыми помощниками в работе по улучшению жизни в регионах, готовы оказывать разнообразную помощь людям своего поколения и старше, стать наставниками для подростков, помогать неполным семьям, блестяще реализовывать социальные проекты в своем городе или поселке», − говорит руководитель направления спонсорских и благотворительных проектов ОМК Ольга Миронова.
«Северсталь» поддерживает своих ветеранов давно, уже 30 лет. «Это большая часть жителей нашего города, – говорит Михаил Ошурков, – от них зависит социальное самочувствие в регионе. Если пенсионеры будут считать себя благополучными, жизнь города будет стабильной». Таким образом, если раньше такая благотворительность и казалась «некрасивой» или «немодной», то сегодня социальные программы компаний, направленные на помощь пожилым людям, развиваются очень активно.
«Фаза эйфории после выхода на пенсию, когда человек ощущает радость от свободы, проходит где-то через месяц, потом – разочарование, депрессия. Людей нужно поддержать именно в этот момент», – замечает Евгений Мачнев, председатель попечительского совета АНО САП (социальная адаптация пожилых) «Серебряный возраст». Поэтому очень важно интегрировать человека в окружающую жизнь.
Например, в АНО САП «Серебряный возраст» в Санкт-Петербурге пенсионеры получают профессию гида по городу: их обучают, они регистрируют ИП и ведут экскурсии. «Причем сначала они думали, что это будут небольшие деньги, а оказалось – довольно большие. Такие экскурсии оказались востребованными», – отмечает Евгений.
О разобщении
Евгений Мачнев замечает, что у пожилого человека меняется социальная и личностная позиция. И поддерживать его нужно не только после ухода с работы, но и пока такой человек еще работает в компании. «Важно объединить HR и социальные проекты. Помогать пожилым за пределами компании – хорошо. Помогать пожилым внутри – хорошо плюс эффективно». Эксперт предлагает компаниям активнее использовать опыт сотрудников старшего поколения и сделать кадровые перестановки в компаниях менее болезненными. Нужно дать возможность пожилому сотруднику передать свой опыт молодому претенденту на его должность, и тогда тот не ощутит на себе ситуацию «выдавливания» его из компании.
Также важен принцип реверсивного наставничества: молодым специалистам, в свою очередь, также надо дать возможность передавать свои умения пожилым коллегам. Это, например, обучение сотрудников старшего поколения новых технологиям.
«В последние годы проблема социальной и информационной изоляции пенсионеров и людей с инвалидностью становится всё более актуальной, – замечает и Елена Киянова, управляющий по взаимодействию с общественными организациями и корпоративным благотворительным программам компании «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг». – Умение пользоваться современными технологиями существенно улучшает качество их жизни и позволяет беспрепятственно решать самые разные повседневные вопросы – проведение коммунальных платежей, использование государственных услуг онлайн». Несколько лет назад компания начала поддерживать образовательные проекты для пожилых людей. В 2013 году была запущена программа «Статус: Онлайн», которая проходит уже в четырнадцати регионах России. Компания организует курсы компьютерной грамотности для людей старшего поколения и совершеннолетних людей с ограниченными возможностями. Полученные знания помогают социализации и адаптации к современным условиям жизни и более эффективной интеграции в рынок труда.
Эксперты отмечают, что в России пока крайне низкий уровень контакта людей старшего поколения с молодыми. Мы разобщены. По статистике, только 30 процентов россиян в возрасте 50-59 лет контактируют с молодежью. В других странах, например, в Германии, более 70 процентов людей того же возраста общаются с молодым поколением, у людей старше 80 лет связи с молодежью есть у 40 процентов.
Допустим, в ОМК работает программа «Заботливые внуки». Это проект учащихся Чусовского индустриального техникума, которые в качестве практики делают мелкий ремонт в квартирах пенсионеров. Молодые люди меняют пожилым горожанам трубы, краны, розетки и выключатели и даже обновляют обои и плитку. Эту практику внедряют и другие компании. С нынешнего года проект по уборке жилья пожилых людей силами студентов будет работать и в «Северстали».
Вкус к жизни
Александра Бронникова отмечает, что помощь пожилым сейчас не просто важна для поддержания репутации любой уважающей себя компании. Это еще и перспективная ниша для КСО корпораций.
«Традиционно бизнес-сообщество помогает пожилым поддерживать их физическое здоровье, оказывает финансовую помощь. Но в тренде сейчас – поддержание психологического здоровья, – отмечает Александра Бронникова. – Хорошо помогать детям и животным, это весело, или радостно, или позитивно. Но правильно помогать старости, пусть это и «плохо пахнет». Это кирпичик и в наше будущее. И надо поддерживать социальную включенность людей старшего поколения в жизнь».
Именно поэтому компании сегодня так активно поддерживают волонтерскую деятельность пожилых людей. Это дает им возможность не чувствовать себя одинокими. А ведь в той же Германии более 11 процентов людей, которым за 80 лет, активно участвуют в общественной жизни. Волонтерство помогает почувствовать пожилым людям вкус к жизни, замечает Татьяна Бачинская, главный редактор журнала «Бизнес и Общество», исполнительный директор Центра развития филантропии «Сопричастность».
«Социальные инвестиции в пожилых окупаются. Иногда недооценивают глубину вовлеченности людей серебряного возраста. А ведь они умеют и любят работать с людьми, позитивно относятся к успехам других, обладают скрупулезностью, внимательно относятся к цифрам», – замечает Евгений Мачнев.