В отчете, представленном на недавней Международной конференции «PRO BONO: Российские практики и вектор развития», говорится, что сегодня pro bono проекты осуществляют самые разные компании – и по размеру, и по виду деятельности.
Масштабные программы имеются, например, у BMW, McKinsey & Company, ОК «Русал», IBM и многих других. Обычно они организуются в рамках корпоративного волонтерства – сотрудники компании в свободное от работы время самостоятельно выбирают некоммерческую организацию, которой им хочется помогать. Ряд pro bono задач НКО может решить с помощью платформ-интеграторов для интеллектуального волонтерства.
Вот несколько советов – как добиться успешного партнерства pro bono – и опыт совместных проектов компаний и НКО.
Расскажите о себе интересно
«Часто НКО ставят задачу, но неохотно рассказывают о себе, иногда даже ленятся заполнить свой профиль, – делится наблюдениями Влад Лавриченко, координатор платформы интеллектуального волонтерства «IT-волонтер». – А ведь многих волонтеров может зацепить именно хорошая история, а не техническая рутинная задача, которую они выполняют каждый день. Информация о том, кому и как поможет выполнение поставленной задачи, гораздо важнее технического описания работы – при прочих равных условиях специалист сам свяжется с НКО и уточнит детали».
Учитывайте сообщество, сотрудников и бренд партнера
Крупные компании готовы поддержать pro bono проекты, если они соответствуют трем главным критериям: 1) проект поможет улучшить жизнь местного сообщества; 2) поставленные задачи развивают личные и профессиональные компетенции сотрудников – например, умение работать в команде, в стрессовых ситуациях; 3) проект поможет продвижению бренда партнера: «Компании иногда стесняются об этом говорить, но это важный и абсолютно корректный критерий: он демонстрирует социально ответственное лицо компании и объясняет, почему она этим занимается», – подчеркивает Ирина Ефремова-Гарт, руководитель направления «Корпоративное гражданство и корпоративные отношения», IBM Россия и СНГ.
Для небольших компаний играют роль и другие факторы. «Для нас pro bono проекты, помимо проявления социальной ответственности и шанса пополнить портфолио уникальными, интересными работами, – еще и возможность дать нашим исполнителям постоянную нагрузку – оплачивается любая их работа», – говорит Мария Черных, один из руководителей дизайн-бюро «Верстак».
Размер и «узнаваемость» НКО не имеют значения
Ошибка думать, что только крупные известные фонды могут привлечь pro bono специалистов – на самом деле, важнее, совпадают ли ценности и задачи партнеров. Например, pro bono помощь сотрудников IBM может получить организация любого размера и вида деятельности. «Единственное условие, которое компания просит учитывать – чтобы в процессе работы с НКО сотрудники использовали свои профессиональные навыки и умения», – отмечает Ирина Ефремова-Гарт.
Соберите информацию о сотрудниках
Важно узнать подробнее не только о сфере деятельности, но и компетенциях сотрудников компании, с которой фонд планирует сотрудничать: «В крупных компаниях работают специалисты в самых разных областях. Например, IBM – это не только программисты, аналитики, ИТ-архитекторы, специалисты в области облачных технологий. У нас работают сильные сотрудники в области HR, финансов, маркетинга и коммуникаций», – перечисляет Ирина Ефремова-Гарт.
Воспользуйтесь опцией «дружеская цена»
Небольшие компании часто не могут позволить себе оказать полностью бесплатные услуги, но готовы сделать значительную скидку некоммерческой организации. Например, часть своих проектов дизайн-бюро «Верстак» выполняет в формате «low bono» – «дружеская цена». «В таких случаях нам могут сказать: нужно сделать это, это и это, но на всё у меня есть 20 тыс. рублей», – объясняет Мария Черных. В компании работает 10-15 сотрудников (число меняется в зависимости от количества проектов). Одну треть прибыли дизайн-бюро направляет на реализацию проектов pro bono. За три года существования было создано около 30 таких проектов, на них потрачено 983 рабочих часа.
Отслеживайте уровень мотивации волонтеров
«Если сотрудники видят, что время, отданное некоммерческой организации потрачено впустую, если организация не готова использовать результаты совместной работы, если в конечном итоге это не ведет ни к каким изменениям, то они теряют интерес к этой деятельности, – говорит Ирина Ефремова-Гарт. – Поэтому мы, рассматривая свое возможное участие, оцениваем, в частности, наличие у НКО потенциала, который позволит в полной мере использовать ресурс, полученный с помощью наших высококлассных специалистов, вовлеченных в пограммы pro bono волонтерства».
Рассказывайте о своем НКО на дружественных площадках
Таким образом можно найти партнеров или как минимум увеличить количество единомышленников. Например, сотрудничество дизайн-бюро «Верстак» и Центра равных возможностей «Вверх» зародилось на одном из мероприятий формата Pecha Kucha Moscow – гибрида интеллектуальных презентаций и общения в неформальной обстановке. Дарья Алексеева, волонтер Центра, представляла презентацию «Почему волонтеры не святые».
«Мы так вдохновились ее рассказом о собственном опыте и деятельности центра, что по дороге домой решили: это — именно то, что мы хотим делать, — вспоминает Мария Черных. — Через пару дней я написала Дарье письмо, что мы очень хотим помочь, но не знаем, как». Нас пригласили встретиться, и после нескольких обсуждений стало ясно: pro bono партнерство может быть долгим, стратегическим.
Задействуйте «сайты знакомств»
Еще одна возможность для эффективного развития pro bono сотрудничества –интеграционные платформы, своего рода «сайты знакомств» для НКО и «интеллектуальных волонтеров» – как частных лиц, так и компаний.
В Рунете в числе самых известных платформ – Todogood и «IT-волонтер». Первая специализируется на pro bono помощи в области маркетинга, разработки стратегии фандрайзинга, развития организационной структуры. «IT-волонтер», как понятно из названия, нацелена на волонтерство в IT-сфере. «На платформе можно найти помощников для решения самых разных задач, возникающих у НКО при работе в Сети, – говорит Влад Лавриченко, координатор «IT-волонтера». – Отыскать учителя для начинающих программистов, seo- или smm-специалиста, профи, который сделает сайт «под ключ» и других «айтишников».
Учитывайте мотивацию IT-волонтеров
«Проект может не сработать потому, что представители НКО часто обращают мало внимания на то, как отличается мотивация трех разных категорий волонтеров, сотрудничающих с платформой», – отмечает Влад Лавриченко.
Во-первых, это студенты, которые хотят отработать полученные навыки на практике (делать сайты, создавать логотипы и т.д.). Они охотно откликаются на небольшие задания, иногда не могут гарантировать высокое качество работы, но их умений достаточно для решения многих задач.
Во-вторых, молодые специалисты – с радостью откликаются на интересные задачи, выполнение которых хорошо смотрится в портфолио. Готовы помогать бесплатно, но чаще включаются в проекты, предполагающие небольшое вознаграждение (денежное или иное).
В-третьих, специалисты с большим опытом – они ищут варианты долгосрочного сотрудничества и видят в НКО потенциальных заказчиков, поэтому им интересны, в первую очередь, крупные проекты.