Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

9 способов встретить pro bono партнера

Где и как фонды находят высококлассных pro bono специалистов?


В отчете, представленном на недавней Международной конференции «PRO BONO: Российские практики и вектор развития», говорится, что сегодня pro bono проекты осуществляют самые разные компании – и по размеру, и по виду деятельности.

Масштабные программы имеются, например, у BMW, McKinsey & Company, ОК «Русал», IBM и многих других. Обычно они организуются в рамках корпоративного волонтерства – сотрудники компании в свободное от работы время самостоятельно выбирают некоммерческую организацию, которой им хочется помогать. Ряд pro bono задач НКО может решить с помощью платформ-интеграторов для интеллектуального волонтерства.

Вот несколько советов – как добиться успешного партнерства pro bono – и опыт совместных проектов компаний и НКО.

Расскажите о себе интересно

«Часто НКО ставят задачу, но неохотно рассказывают о себе, иногда даже ленятся заполнить свой профиль, – делится наблюдениями Влад Лавриченко, координатор платформы интеллектуального волонтерства «IT-волонтер». – А ведь многих волонтеров может зацепить именно хорошая история, а не техническая рутинная задача, которую они выполняют каждый день. Информация о том, кому и как поможет выполнение поставленной задачи, гораздо важнее технического описания работы – при прочих равных условиях специалист сам свяжется с НКО и уточнит детали».

Учитывайте сообщество, сотрудников и бренд партнера

Мария Черных, один из руководителей дизайн-бюро «Верстак». Фото: facebook.com

Крупные компании готовы поддержать pro bono проекты, если они соответствуют трем главным критериям: 1) проект поможет улучшить жизнь местного сообщества; 2) поставленные задачи развивают личные и профессиональные компетенции сотрудников – например, умение работать в команде, в стрессовых ситуациях; 3) проект поможет продвижению бренда партнера: «Компании иногда стесняются об этом говорить, но это важный и абсолютно корректный критерий: он демонстрирует социально ответственное лицо компании и объясняет, почему она этим занимается», – подчеркивает Ирина Ефремова-Гарт, руководитель направления «Корпоративное гражданство и корпоративные отношения», IBM Россия и СНГ.

Для небольших компаний играют роль и другие факторы. «Для нас pro bono проекты, помимо проявления социальной ответственности и шанса пополнить портфолио уникальными, интересными работами, – еще и возможность дать нашим исполнителям постоянную нагрузку – оплачивается любая их работа», – говорит Мария Черных, один из руководителей дизайн-бюро «Верстак».

Размер и «узнаваемость» НКО не имеют значения

Ошибка думать, что только крупные известные фонды могут привлечь pro bono специалистов – на самом деле, важнее, совпадают ли ценности и задачи партнеров. Например, pro bono помощь сотрудников IBM может получить организация любого размера и вида деятельности. «Единственное условие, которое компания просит учитывать – чтобы в процессе работы с НКО сотрудники использовали свои профессиональные навыки и умения», – отмечает Ирина Ефремова-Гарт.

Соберите информацию о сотрудниках

Ирина Ефремова-Гарт, руководитель направления «Корпоративное гражданство и корпоративные отношения», IBM Россия и СНГ

Важно узнать подробнее не только о сфере деятельности, но и компетенциях сотрудников компании, с которой фонд планирует сотрудничать: «В крупных компаниях работают специалисты в самых разных областях. Например, IBM – это не только программисты, аналитики, ИТ-архитекторы, специалисты в области облачных технологий. У нас работают сильные сотрудники в области HR, финансов, маркетинга и коммуникаций», – перечисляет Ирина Ефремова-Гарт.

Совместный проект: IBM и «Дом с маяком»

Идея
: В марте 2017 года сотрудники из нескольких департаментов компании IBM – маркетинга, HR, финансов и департамента продаж – объединили усилия, чтобы помочь Детскому хоспису «Дом с маяком» организовать фандрайзинговое мероприятие – благотворительный концерт в рамках музыкального проекта «Джаз + Доброе дело».

Время на подготовку
: полгода

Вложенные усилия
: создание концепции концерта, выбор места для его проведения, разработка пиар-стратегии, которая бы позволила максимально широко проинформировать коллег и сотрудников других компаний о том, что такое мероприятие состоится и почему важно принять в нем участие. Музыкальный вечер, приуроченный к 75-летию композитора, известного джазмена Юрия Маркина, состоялся 24 марта в концертном зале Третьяковской галереи. В день концерта силами волонтеров была также организована благотворительная ярмарка.Результат: Все средства, собранные на этом мероприятии – около 200 тыс. руб. – были переданы хоспису. Одобрив инициативу своих сотрудников, отработавших на этот проект более 200 часов, компания IBM решила поддержать хоспис, выдав ему мини-грант на развитие деятельности.

Другие проекты pro bono
: волонтеры компании IBM помогали таким организациям, как НП «Е.В.А.» (сетевая организация, созданная в защиту женщин, затронутых ВИЧ-инфекцией), проекту «Школа новых технологий» и многим другим.

Воспользуйтесь опцией «дружеская цена»

Небольшие компании часто не могут позволить себе оказать полностью бесплатные услуги, но готовы сделать значительную скидку некоммерческой организации. Например, часть своих проектов дизайн-бюро «Верстак» выполняет в формате «low bono» – «дружеская цена». «В таких случаях нам могут сказать: нужно сделать это, это и это, но на всё у меня есть 20 тыс. рублей», – объясняет Мария Черных. В компании работает 10-15 сотрудников (число меняется в зависимости от количества проектов). Одну треть прибыли дизайн-бюро направляет на реализацию проектов pro bono. За три года существования было создано около 30 таких проектов, на них потрачено 983 рабочих часа.

Отслеживайте уровень мотивации волонтеров

«Если сотрудники видят, что время, отданное некоммерческой организации потрачено впустую, если организация не готова использовать результаты совместной работы, если в конечном итоге это не ведет ни к каким изменениям, то они теряют интерес к этой деятельности, – говорит Ирина Ефремова-Гарт. – Поэтому мы, рассматривая свое возможное участие, оцениваем, в частности, наличие у НКО потенциала, который позволит в полной мере использовать ресурс, полученный с помощью наших высококлассных специалистов, вовлеченных в пограммы pro bono волонтерства».

Рассказывайте о своем НКО на дружественных площадках

Дарья Алексеева, волонтер «Центра равных возможностей». Фото: facebook.com/alekseeva.dasha

Таким образом можно найти партнеров или как минимум увеличить количество единомышленников. Например, сотрудничество дизайн-бюро «Верстак» и Центра равных возможностей «Вверх» зародилось на одном из мероприятий формата Pecha Kucha Moscow – гибрида интеллектуальных презентаций и общения в неформальной обстановке. Дарья Алексеева, волонтер Центра, представляла презентацию «Почему волонтеры не святые».

«Мы так вдохновились ее рассказом о собственном опыте и деятельности центра, что по дороге домой решили: это — именно то, что мы хотим делать, — вспоминает Мария Черных. — Через пару дней я написала Дарье письмо, что мы очень хотим помочь, но не знаем, как». Нас пригласили встретиться, и после нескольких обсуждений стало ясно: pro bono партнерство может быть долгим, стратегическим.

Совместный проект: дизайн-бюро «Верстак» и Центр равных возможностей «Вверх»

Идея: «Верстак» стал своего рода «официальным дизайн-бюро» Центра.
Вложенные усилия: в совместной «копилке» — новый логотип «Вверх», разработка печатной PR-продукции, помощь в подготовке и оформление первой книги Центра – ««Любить и кормить» и другие методы социальной адаптации», выпуск подарочных новогодних наборов для детей (в каждом – деревянные фигурки-елочные украшения, которые можно раскрасить имеющимися в наборе красками) и многое другое.

Длительность: сотрудничество продолжается уже больше трех лет, и партнеры не собираются останавливаться.

Другие проекты pro bono: Дизайн-бюро «Верстак» специализируется на работе с некоммерческими организациями и социально ответственным бизнесом. Недавний информационный проект для фонда «Живи» посвящен первым симптомам лейкоза. Для проекта Red Balloons о мышечной дистрофии Дюшенна в бюро создали интерактивную карту, на которой родители могут, например, отмечать места проживания мальчиков с дистрофией Дюшенна и таким образом преодолевать информационный вакуум, узнавать о других семьях, в которых дети имеют редкие заболевания.

Задействуйте «сайты знакомств»

Влад Лавриченко, координатор «IT-волонтер». Фото Мария Борисёнок

Еще одна возможность для эффективного развития pro bono сотрудничества –интеграционные платформы, своего рода «сайты знакомств» для НКО и «интеллектуальных волонтеров» – как частных лиц, так и компаний.

В Рунете в числе самых известных платформ – Todogood и «IT-волонтер». Первая специализируется на pro bono помощи в области маркетинга, разработки стратегии фандрайзинга, развития организационной структуры. «IT-волонтер», как понятно из названия, нацелена на волонтерство в IT-сфере. «На платформе можно найти помощников для решения самых разных задач, возникающих у НКО при работе в Сети, – говорит Влад Лавриченко, координатор «IT-волонтера».  – Отыскать учителя для начинающих программистов, seo- или smm-специалиста, профи, который сделает сайт «под ключ» и других «айтишников».

Учитывайте мотивацию IT-волонтеров

«Проект может не сработать потому, что представители НКО часто обращают мало внимания на то, как отличается мотивация трех разных категорий волонтеров, сотрудничающих с платформой», – отмечает Влад Лавриченко.

Во-первых, это студенты, которые хотят отработать полученные навыки на практике (делать сайты, создавать логотипы и т.д.). Они охотно откликаются на небольшие задания, иногда не могут гарантировать высокое качество работы, но их умений достаточно для решения многих задач.

Во-вторых, молодые специалисты – с радостью откликаются на интересные задачи, выполнение которых хорошо смотрится в портфолио. Готовы помогать бесплатно, но чаще включаются в проекты, предполагающие небольшое вознаграждение (денежное или иное).

В-третьих, специалисты с большим опытом – они ищут варианты долгосрочного сотрудничества и видят в НКО потенциальных заказчиков, поэтому им интересны, в первую очередь, крупные проекты.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?